РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Самара 18 декабря 2020 года
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Карпухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1495/2020 по административному иску Кудряшовой ФИО9 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Кудряшова Е.П. обратилась в Самарский районный суд г. Самары с указанным административным иском, требуя признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации выдела земельного участка в счет принадлежащих земельных долей Кудряшовой Е.П. из объекта недвижимости, принадлежащего на <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, находящегося в общей долевой собственности и расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м; обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Кудряшовой Е.П. на земельный участок, выделенный в счет земельной доли.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что Кудряшовой Е.П. принадлежит <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в общей долевой собственности и расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», вид разрешенного использования: для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Кудряшова Е.П. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права по выделу земельного участка в счет принадлежащих ей земельных долей, однако Уведомлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены в связи с тем, что в орган регистрации прав не представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета, и административному истцу было рекомендовано осуществить процедуру выдела земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства о целевом использовании земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения или представить документы, обосновывающие местоположение выделяемых земельных участков. Не согласившись с данным решением, полагая свои права нарушенными, Кудряшова Е.П. обратилась в суд с указанным административным иском.
В настоящее судебное заседание ни административный истец Кудряшова Е.П., ни ее представитель не явились, однако надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В предыдущем судебном заседании представитель административного истца Кудряшовой Е.П. – ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования полностью поддержала, сославшись на доводы административного иска, на предложение суда заявленные административные исковые требования конкретизированы не были, ни административный истец, ни его представитель в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что Кудряшова Е.П. является собственником земельного участка, находящего в общей долевой собственности, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства. ДД.ММ.ГГГГ Кудряшова Е.П. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок, образованный путем выдела доли в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок. В качестве документа-основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности предоставлялся межевой план, в том числе проект межевания земельных участков, посредством которого определялось местоположение границ новообразованного земельного участка. Согласно представленным документам, образованный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения товарного сельскохозяйственного производства. В межевом плане также указано, что в пределах данного земельного участка находится объект капитального строительства – сооружение магистрального трубопроводного транспорта, собственником которого является <данные изъяты>». Управление Росреестра по Самарской области в обоснование решения о приостановлении сослалось на ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, согласно которой образование земельных участков не должно приводить к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель, а также нарушать иные требования законодательства. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», одним из принципов использования земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования таких земель. Правила охраны магистральных нефтепроводов от ДД.ММ.ГГГГ содержат правила установления охранных зон трубопроводов. В межевом плане указывается конфигурация самого земельного участка, который расположен непосредственно вдоль трубопровода, соответственно, находится в охранной зоне трубопровода. Вышеназванными Правилами устанавливается ряд ограничений, которые препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению (п. 4.4 Правил), в том числе устанавливать сооружения и здания, высаживать деревья, содержать скот и т.д. С учетом данных обстоятельств государственным регистратором был сделан вывод о том, что ведение товарного сельскохозяйственного производства препятствует рациональному использованию данного земельного участка в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, совершение регистрационных действий было приостановлено, а затем в их осуществлении было отказано, поскольку не были устранены причины, препятствующие осуществлению заявленного действия. Заявила о пропуске срока для обращения в суд с административными исковыми требованиями о признании незаконным Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, просила также в административном иске отказать.
Представитель заинтересованного лица АО «Транснефть – Прикамье» (ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы») – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила разрешить заявленные административные исковые требования на усмотрение суда, пояснив, что Кудряшовой Е.П. уже оспаривалось решение общего собрания участников общей долевой собственности, на котором решался вопрос предоставления части земельного участка в аренду для проведения конструкции магистрального трубопровода. Кудряшова Е.П. выступала против заключения данного договора, поскольку хотела выделить свой пай из паевых земель и разместить его именно вдоль трассы магистрального трубопровода в охранной зоне с целью извлечения максимальной выгоды в ущерб интересам других участников общей долевой собственности.
Выслушав доводы явившихся сторон, суд считает административный иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл. 22 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из содержания административного иска и приложенных к нему документов следует, что Кудряшовой Е.П. оспаривается решение Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации, однако ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области вынесено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации, в обоснование заявленных административных исковых требований административным истцом приложено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, на предложение суда представителем административного истца заявленные административные исковые требования конкретизированы не были.
При разрешении заявленных административных исковых требований суд исходит из того, что для оспаривания в судебном порядке решения Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации срок административным истцом пропущен без уважительных причин, доказательств обратного суду не представлено, о его восстановлении стороной административного истца не заявлялось.
Кроме того, для признания незаконными решений Управления Росреестра по Самарской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета оснований у суда не имеется в связи со следующим.
Судом установлено, что Кудряшова Е.П. является собственником <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Кудряшова Е.П. в лице своего представителя ФИО7 обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением №, № о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>».
На основании заявления представителя Кудряшовой Е.П. – ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый учет был приостановлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления представителя Кудряшовой Е.П. – ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый учет был возобновлен.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что в орган регистрации прав не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, и рекомендовало осуществить процедуру выдела земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства о целевом использовании земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения или представить документы, обосновывающие местоположение выделяемых земельных участков.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Самарской области продлило срок приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с введением ограничительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении данного земельного участка было отказано на основании статьи 27 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Суд не может согласиться с доводами административного истца о незаконности вынесенных решений.
Как следует из частей 1, 2, 9 статьи 26 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного Федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Совместно с заявлением №, № в Управление Росреестра по Самарской области был представлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером ФИО8, в связи с образованием одного земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>» с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Из содержания пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ следует, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с представленным проектом межевания, предполагается образование земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности, отнесенного к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения товарного сельскохозяйственного производства, в охранных зонах магистральных нефтепроводов, на образуемом земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером 63:21:0000000:289 – магистральный нефтепровод Альметьевск-Куйбышев. Данное обстоятельство подтверждено представителем заинтересованного лица АО «Транснефть – Прикамье» и опровергает доводы административного истца, изложенные в административном иске об отсутствии обременений и ограничений образуемого земельного участка.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 года № 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
На основании п. 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:
а) возводить любые постройки и сооружения;
б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;
в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды;
г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;
д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Таким образом, из анализа изложенных выше норм действующего законодательства следует, что конфигурация земельного участка, расположенного в охранных зонах магистральных нефтепроводов с находящимся на нем магистральным нефтепроводом, препятствует целевому использованию земельного участка, отнесенного к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
В данном случае возможно формирование земельного участка без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, соответственно, административный ответчик обоснованно пришел к выводу об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении указанного земельного участка.
При вышеуказанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении заявленного земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе в государственном кадастровым учете и в государственной регистрации права, которому предшествовало мотивированное решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, приняты уполномоченным должностным лицом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, совокупности условий, необходимой в силу ст. 227 КАС РФ для признания таких решений незаконными и возложения на Управление Росреестра по Самарской области обязанности по производству действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Кудряшовой ФИО10 отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2020 года.
Судья Самарского
районного суда А.М. Балова