Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5609/2010 ~ М-4655/2010 от 11.10.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21.12.2010г. Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Косенко Ю.В.

при секретаре Кобелевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Меняйленко Е. И., Овчинникова С. А. об обжаловании действий государственных органов,

У С Т А Н О В И Л:

Заявители обратились в суд с заявлением об обжаловании действий государственных органов, указав, что 29.12.2008г. они обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, занимаемого нежилым зданием и прилегающей территорией, расположенной по адресу: <адрес>. Однако 08.07.2010г. им было отказано со ссылкой на письмо Департамента строительства и архитектуры, в котором указывалось, что часть испрашиваемого земельного участка находится в красных линиях, в связи с чем, является территорией общего пользования. 04. 08.2010г. они обратились в Департамент строительства и архитектуры с заявлением, в котором указали, что красные линии проходят по части принадлежащего им здания, введенного в эксплуатацию в 1958г. 22.09.2010г. Департамент подтвердил свои позиции письмом, указав, что предоставление земельного участка его части, расположенного в красных линиях, возможно на условиях аренды.

Ссылаясь на то, что данная позиция государственных органов является незаконной, каких – либо объектов на спорном участке не находится, участок, находящийся в красных линиях не является самовольно сформированным, выделен в пользование частного лица актом об отводе границ участка, которые подтверждены землеустроительным делом, просят признать недействительным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от 08.07.2010г. – 3/ 0740 / 08 в предоставлении им земельного участка в общую долевую собственность, обязать Департамент архитектуры и строительства г.о. Самара предоставить информацию о фактическом статусе части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, находящейся в красных линиях.

В последующем заявители уточнили требования, просили признать недействительным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> от 08.07.2010г. – 3/ 0740 / 08 в предоставлении им земельного участка в общую долевую собственность, обязать Министерство имущественных отношений <адрес> устранить допущенные нарушения, обязать Департамент архитектуры и строительства г.о. Самара предоставить информацию о фактическом статусе части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, находящейся в красных линиях по указанным выше основаниям.

Представитель заявителей Кондрашкина И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полностью поддержала уточненные требования по изложенным выше основаниям.

Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений <адрес> Сынтин А.Е., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявления, при этом пояснил, что земельные участки могут быть предоставлены гражданам в собственность в соответствии с ЗК РФ. В указанном кодексе имеются исключения, в соответствии с которыми не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки общего пользования. Согласно градостроительному кодексу РФ красными линиями обозначают существующие либо планируемые территории общего пользования. По земельному участку заявителей согласно ответа Департамента строительства и архитектуры <адрес> проходят красные линии, то есть часть земельного участка отнесена к землям общего пользования и не может быть передана в собственность заявителям. В связи с этим, Министерством в адрес заявителей было направлено уведомление об отказе в предоставлении спорного земельного участка.

Представитель заинтересованного лица - Департамента строительства и архитектуры Гусева Ю.С., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявления заявителей, при этом пояснила, что Департамент строительства и архитектуры наделен правом давать заключение по красным линиям и мест их нахождения. После обращения Министерства имущественных отношений Департамент предоставил информацию о том, что по земельному участку заявителей проходят красные линии. В связи с тем, что территория, расположенная в красных линиях является территорией общего пользования, она не подлежит приватизации. Кроме того, отсутствуют основания для обязания Департамента строительства и архитектуры предоставить информацию о фактическом статусе части спорного земельного участка, находящегося в красных линиях, поскольку Департамент дает заключение лишь о наличии либо отсутствии красных линий, а также о том, относится ли участок к территории общего пользования. В связи с этим, просит отказать в удовлетворении требований заявителей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Ч. 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, установленного ФЗ запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. - ФЗ не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования.

Согласно п. 3.4 и п. 3. 7 РДС 30 – 201 – 98, утвержденного постановлением Госстроя РФ – 30 от 4.08.1998г., соблюдение красных линий и улиц обязательно для всех субъектов градостроительной деятельности при оформлении документов гражданам и юридическим лицам на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и строениями, расположенными на них.

Из п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территория, расположенная в красных линиях, является территорией общего пользования и предназначена для размещения сетей инженерно - технического обеспечения, линий электропередач и связи, трубопроводов, автомобильных дорог, проездов, тротуаров и других линейных сооружений.

Красные линии - линии, которыми обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи ( в том числе линейно - кабельные сооружения) трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Из материалов дела следует, что заявителям принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 15, 17).

29.12.2008г. заявители обратились в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении им в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, площадью 1049, 05 кв.м., расположенного по указанному выше адресу ( л.д. 14).

08.07.2010г. Министерством имущественных отношений <адрес> заявителям было отказано в предоставлении указанного выше земельного участка в связи с тем, что согласно сообщения Департамента часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий дорог по Речному переулку и относится к территории общего пользования, которая в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Также в указанном ответе заявителям дополнительно сообщалось о возможности обращения с заявлением в Министерство имущественных отношений о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду (л.д. 11, 12).

Судом установлено, что часть испрашиваемого заявителями земельного участка находится в границах красных линий и относится к территории общего пользования.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем заявителей в судебном заседании и подтверждаются ответом Департамента строительства и архитектуры <адрес> (л.д. 13), согласно которого в соответствии с топографическими материалами часть испрашиваемого земельного участка расположена в красных линиях проектируемой магистральной улицы общего пользования; материалами землеустроительного дела (л.д. 23 – 45), проектом границ земельного участка от 31.07.2008г. (л.д. 19); актом отвода границ с изображением красных линий (л.д. 20),.

Учитывая, что территория, расположенная в красных линиях, к которой относится часть земельного участка с расположенным на нем не жилым зданием, принадлежащим заявителям на праве собственности, является территорией общего пользования, и, принимая во внимание, что в соответствии с приведенными выше нормами материального права не допускается приватизация земель общего пользования, суд приходит к выводу о том, что Министерством имущественных отношений <адрес> обоснованно было отказано заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.

Поскольку Министерство имущественных отношений обосновано отказало заявителям в предоставлении испрашиваемого им земельного участка и в данном случае какого-либо нарушения их прав не допустило, суд считает, что требования заявителей о признании недействительным отказа Министерства имущественных отношений <адрес> от 08.07.2010г. – 3/ 0740 / 08 и обязании Министерство имущественных отношений <адрес> устранить допущенные нарушения являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя заявителей Кондрашкиной И.В. о том, что каких – либо объектов общего пользования на спорном участке не находится, следовательно, он подлежит приватизации, лишены оснований. Согласно приведенных выше норм материального права, запрещается приватизация земель, обремененных землями общего пользования; красные линии отграничивают существующие или планируемые территории общего пользования. Поскольку на часть спорного земельного участка нанесены красные линии, которая отображает существующие или планируемые границы земель общего пользования, его приватизация не допускается.

Утверждения представителя заявителей Кондрашкиной И.В. о том, что участок, находящийся в красных линиях, не является самовольно сформированным, выделен в пользование частного лица актом об отводе границ участка, которые подтверждены землеустроительным делом, не могут являться основанием для удовлетворения требований заявителей. Материалы землеустроительного дела, на которые ссылается представитель заявителей, лишь содержат описание границ земельного участка с указанием наличия либо отсутствия обременений. Кроме того, заявителям не было отказано в пользовании данным земельным участком, поскольку в вышеприведенных ответах заинтересованных лиц сообщалось о возможности использовать часть земельного участка на условиях аренды.

Ссылки представителя заявителей Кондрашкиной И.В. на то, что имеющаяся судебная практика указывает на возможность приватизации земельных участков в случае расположения на них жилых домов, приобретенных в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 6.03.1990г. « О собственности СССР», которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, несостоятельны. Из материалов дела следует, что договор купли – продажи Меняйленко Е.И. на часть указанного выше нежилого здания был заключен 11.12.2003г., право собственности зарегистрировано 18.12.2003г., а у Овчинникова С.А. договор купли – продажи на часть указанного здания был заключен 27.08.2007г., право собственности зарегистрировано 29.10.2007г. Поскольку заявителями обозначенное здание было приобретено после вступления в законную силу указанного выше Закона, а также после принятия Земельного кодекса Российской Федерации, суд считает, что практика, на которую ссылается представитель заявителей, в данном случае применена быть не может.

Также не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя заявителей Кондрашкиной И.В. о том, что в случае, если на земельном участке будут в последующем располагаться земли общего пользования, то есть красные линии отображают границы планируемых территорий общего пользования, допускается приватизация данных земельных участков. Как указано выше, действующее законодательство запрещает приватизацию земель, на которые нанесены красные линии. Поскольку часть испрашиваемого земельного участка имеет данные обременения, заявителям обоснованно было отказано в её приватизации.

Судом установлено, что Департаментом строительства и архитектуры <адрес> была предоставлена заявителям информация относительно статуса спорного земельного участка.

Данные обстоятельства подтверждается ответом Департамента от 22.09.2010г., направленного в адрес заявителей, в котором содержатся сведения о том, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в красных линиях проектируемой магистральной улицы общегородского значения ( Южная обводная дорога) и относится к территории общего пользования. Красные линии Южной обводной дороги разработаны в соответствии с комплексной транспортной схемой <адрес>, принятой постановлением главы администрации <адрес> от 25.03.1994г. в рамках генерального плана, утвержденного постановлением Совета М. Р. от 1.06.1987г. ( л.д. 7). Кроме того, в ответе Департамента строительства и архитектуры <адрес>, направленного в адрес М. имущественных отношений <адрес> также наличествует информация относительно зоны расположения спорного земельного участка и обременении его части красными линиями ( л.д. 13). Указанные ответы были получены заявителями, что не отрицалось их представителем в судебном заседании. К тому же представитель заявителей в судебном заседании не отрицала факт наличия на спорном земельном участке красных линий и осведомленности об этом заявителей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявителям была предоставлена вся информация о фактическом статусе как испрашиваемого земельного участка, так и его части, в связи с чем, права и интересы заявителей в данном случае также нарушенными не являются. В связи с указанными обстоятельствами, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей об обязании Департамента архитектуры и строительства г.о. Самара предоставить информацию о фактическом статусе части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, находящейся в красных линиях.

Доводы представителя заявителей Кондрашкиной И.В. о том, что Департаменту архитектуры и строительства <адрес> необходимо предоставить информацию о фактическом статусе части испрашиваемого участка, а именно о том, обозначают ли красные линии существующие или планируемые границы территорий общего пользования, безосновательны. Как следует из приведенного выше ответа Департамента, направленного в адрес заявителей, указанное заинтересованное лицо сообщило, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в существующих красных линиях проектируемой магистральной улицы общегородского значения и относится к территории общего пользования. Таким образом, Департаментом была предоставлена заявителям вся испрашиваемая и необходимая информация относительно фактического статуса части спорного земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Меняйленко Е. И., Овчинникова С. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение десяти дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.12.2010г.

Судья Ю.В. Косенко

2-5609/2010 ~ М-4655/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Меняйленко Е.И.
Овчинников С.А.
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Департмент сроительства и архитектуры г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Косенко Ю. В.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
21.12.2010Судебное заседание
11.10.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2010Передача материалов судье
12.10.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.11.2010Предварительное судебное заседание
24.11.2010Судебное заседание
10.12.2010Судебное заседание
25.01.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2011Дело оформлено
27.01.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее