26RS0020-01-2020-001513-725
№2-839
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года с.Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи - Корниенко А.В.,
при секретаре судебного заседания - Нахушевой М.М.,
с участием:
старшего помощника прокурора Кочубеевского района СК Кобозева К.Н.
представителя истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по СК – Сенченко О.В., действующей на основании доверенности № 22 от 22.06.2020 года,
представителя ответчика Климакова О.Н. – Котова В.С. действующей на основании доверенности от 17.08.2020 года,
представителя ответчика Климакова Н.Н. – адвоката Мельчаковой Е.В. по ордеру № Н 207229 от 13.08.2020 года адвокатская контора № 2 Кочубеевского района,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю к Климакову Н.Н, Климакову О.Н о признании прекратившими право пользования жилым помещением и выселении,
У С Т А Н О В И Л:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по СК обратилось в суд с иском к Климакову Н.Н., Климакову О.Н. о признании прекратившими право пользования и выселении из жилого помещения – квартиры № 5 здания «Дом щитовой 10-ти квартирный», расположенного по адресу: РФ, <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что ответчику Климакову Н.Н., соответчику Климакову О.Н. как членам семьи работника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю (матери Климаковой Р.М) с 2000 года было предоставлено жилое помещение – двухкомнатная квартира, общей площадью 46.7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено семье Климаковых на период трудовых отношений Климаковой Р.М. с ФКУ ИК-2.
В настоящее время по вышеуказанному адресу зарегистрированы Климаков Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Климаков О.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ответчики зарегистрированы 15 июня 2002 года.
Жилое здание - казарма-общежитие, в котором зарегистрированы ответчик и соответчик, находится в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права № №, выдано Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 16.09.2010 года, запись регистрации № от 16.09.2010 г) и принадлежит ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю на праве оперативного управления в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № <адрес>, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 09.02.2013 г.
Между истцом и ответчиками договор найма жилого помещения не заключался и в настоящее время не заключен. Согласно справке отдела кадров ФКУ ИК-2 от 03.06.2020 года № 78 ответчики в трудовых отношениях с ФКУ ИК-2 не состояли, в настоящее время не работают в учреждении, однако продолжают использовать служебное жилое помещение: их личные вещи находятся в квартире, ключ от квартиры находится в их распоряжении (не сдан собственнику), хотя обязательств по оплате жилья и коммунальных услуг с января 2019 года не выполняют, появляются не чаще 1 раза в месяц, фактический адрес основного места пребывания неизвестен.
Поскольку в настоящее время трудовые отношения между сторонами отсутствуют, ответчик и соответчик к перечню лиц, указанных в ч.2 ст.103 ЖК РФ не относится, то необходимо выселить их из квартиры № 5 здания «Дом щитовой 10-ти квартирный», расположенного по адресу: РФ, <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Просили суд прекратить право пользования Климакова Н.Н. и Климакова О.Н. жилым помещением - квартирой № 5 здания «Дом щитовой 10-ти квартирный», расположенного по адресу: <адрес>, и выселить их из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по СК Сенченко О.В. в судебном заседании поддержала уточненные заявленные требования и просила их удовлетворить. Пояснила суду, что на данный момент, представить документ о том, что квартира № 5 относится к служебному фонду, она не может. Данный дом находится в собственности РФ, находится в оперативном управлении ФКУ ИК-2. Никаких документов о предоставлении квартиры Климаковой Р.М. у них нет. Климаков Н.Н. и Климаков О.Н. были вселены в данное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями с организацией их матери Климаковой Р.М., как в служебное помещение. На сегодняшний день Климаков Н.Н. и Климаков О.Н не проживают в данном помещении, оплатили после подачи в суд настоящего искового заявления. Их организация неоднократно переименовывалась, все эти организации являются правопреемниками ЯП 17/2. Наименование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю существует с 2011 года.
Ответчик Климаков Н.Н. по вызову в суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству не явился. Согласно ст.50 ГПК РФ суд назначил адвоката в качестве его представителя, так как местожительство ответчика неизвестно.
Представитель ответчика Климакова Н.Н. – адвокат Мельчакова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и в обоснование своей позиции указала, что Климаков Н.Н ДД.ММ.ГГГГ года рождения был зарегистрирован по адресу <адрес>. Кочубеевского, Кочубеевского района Ставропольского края 29.08.2000 года (согласно домовой книги), то есть на момент регистрации он являлся несовершеннолетним. Как установлено в суде Климаков Н.Н был вселен в вышеуказанную квартиру еще раньше как член семьи Климаковой Р.М, которая работала в учреждении ЯП-17/2 с 15.06.1982 года и была уволена 06.06.2010 года в соответствии о ст. 81 п. 2 Трудового кодекса РФ (сокращение штатов).
Изначально истец обратился в суд с требование о прекращении права пользования жилым помещением Климаковым Н.Н., однако в дальнейшем исковые требования были изменены на выселение, так как было установлено в судебном заседании, что Климаков Н.Н. продолжает пользоваться помещением, а именно квартирой № 5.
Как указано в п. 13 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, действие договора найма служебного жилого помещения не прекращается автоматически в момент увольнения работника.
Прекращение трудовых отношений служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения. Таким образом, договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Стороной истца в судебном заседании не было представлено не одного договора найма. Кроме этого считаю, что стороной истца не был соблюден досудебный порядок по требованию о выселении, так как досудебное требование о выселении в адрес Климакова Н.Н. не высылалось.
Права Климакова Н.Н. как члена семьи производны от прав Климаковой Р.М. (ныне умершей) в отношении спорного жилого помещения на момент введения в действие ЖК РФ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Согласно ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:
лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Поскольку Климакова Р.М. была уволена в связи с сокращением штата, проработала в учреждении более 10 лет, то полагает, что члены ее семьи также не могут быть выселены был предоставления другого жилья.
Представитель ответчика Климакова О.Н. – по доверенности Котов В.С. в судебном заседании исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
От представителя Котова В.С. в суд поступили возражения на иск, в которых просит в удовлетворении иска отказать, указал, что в соответствии с ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Климаков О.Н. и Климаков Н.Н. были вселены в жилое помещение в здании по <адрес>, как члены семьи работника ЯП -17/2 Климаковой Р.М, с указанного времени занимают предоставленное жилое помещение и являются его нанимателем. Вселение было произведено с ведома и согласия администрации исправительного учреждения.
Согласно правовой позиции закрепленной в п.42. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статья 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания части 2 статьи 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
В соответствии с правовой позицией закрепленной в п.43 Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» - не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы,. органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитий и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила; вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Климаков О.Н. и Климаков Н.Н. состоят на учете в органе местного самоуправления, администрации МО с. Кочубеевское, как нуждающиеся в жилом помещении.
В ст. 110 ЖК РСФСР закреплено, что работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лида, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения.
Климакова P.M. уволена 06.07.2010 по сокращению штата работников, и таким образом не подпадает под категорию граждан подлежащих выселению без предоставлению другого жилого помещения.
В п.6 Обзора практики Верховного Суда РФ по спорам о правах на служебное жильё за 2018 год отмечено - При выселении из служебного жилого помещения следует учитывать обе гарантии невыселения, предусмотренные ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ, при отсутствии хотя бы одной из которых возможно выселение без предоставления другого жилья
Обращает внимание, что ответчики в полной мере несут бремя содержания имущества, производят текущий и капитальный ремонты.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в ст.ст. 105,107 ЖК РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения Климаковой P.M., Климакову Н.Н. и Климакову О.Н.
Часть 2 ст. 103 ЖК РФ определяет перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данная статья дополняет определенный ч. 2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных выше положений статьи 13 Федерального закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
В соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закреплённых за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), а также члены семьи, умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.
Представитель третьего лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица отдела МВД России по Кочубеевскому району надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования с. Кочубеевское надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3 ст.92 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст.99 ЖК РФ).
Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 ст.103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в ст. ст.105, 107 ЖК РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - ст. 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения по применению статьи 13 Вводного закона даны в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", где, в частности, разъяснено, что судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 г.; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР РФ, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Согласно п.6 и п.8 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников.
В соответствии с ч.3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
Согласно п. 1 ч. 4 ст.83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права 26-АЗ № от 16.09.2010 года дом щитовой 10-ти квартирный, расположенный по адресу: <адрес> бюджетному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю», вид права: оперативное управление.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 26-АИ № от 09.02.2013 года дом щитовой 10-ти квартирный, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Климаковой Р.М. и ответчикам, как членам семьи для временного проживания было предоставлено жилое помещение-квартира № 5 в здании «Дом щитовой квартирный», расположенном по адресу: <адрес>.
31.08.1982 года Климкова Р.М. работала на различных не аттестованных должностях (зав.складом, начальник транспортного цеха, бухгалтер, сторож) в Учреждении ЯП 17/2 (ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю). 06.07.2010 года была уволена по ст.81 п.2 ТК РФ по сокращению штата (приказ от 06.07.2010 года № 189лс).
Как следует из домовой книги для регистрации проживающих граждан, Климаков О.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с 25.06.2002 года, Климаков Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с 29.08.2000 года, по адресу: <адрес> корпус дом щитовой по настоящее время.
Согласно представленного акта ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю от 10.06.2020 года Климаков О.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Климаков Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по месту регистрации не проживают. Личных вещей и признаков проживания не обнаружено.
Согласно справке ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю № 78 от 03.06.2020 года Климаков О.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Климаков Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в учреждении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю службу не проходили, не работали.
Согласно справке зам.главного бухгалтера ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю Климаков О.Н.. за период с 01.01.2019 г. по 30.04.2020 г. компенсацию коммунальных услуг за проживание в доме щитовом 10-ти квартирном оплатил в сумме 9910,42 рублей по приходному кассовому ордеру № 450 от 10.08.2020 года.
Климакова Р.М., которой было предоставлено жилое помещение, являющаяся матерью ответчиков, умерла 06.08.2010 года, то есть после увольнения.
Доказательств того, что ответчики относятся к категориям лиц, которые не могут быть выселены из служебной квартиры без предоставления иного жилого помещения, суду не представлено, как не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для признания ответчиков нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Сведений об изменении правового режима спорной квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, истцом не представлено. Решения о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание ответчиков в спорной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с ней договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа, поскольку квартира была предоставлена матери ответчиков во временное пользование в качестве служебного жилья на строго определенный период - на время работы.
Отсутствие регистрации спорного помещения как служебного в ЕГРН не препятствует осуществлению собственником прав в отношении принадлежащего ему имущества, в связи с чем, доводы представителей ответчика в этой части являются несостоятельным.
Исходя из норм материального права (ст.ст.100, 103 ЖК РФ), регулирующих спорные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений (службы) не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от прав лица, которое получило служебное жилое помещение.
Предусмотренных жилищным законодательством условий, препятствующих выселению ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не установлено. Право пользования спорным жилым помещением ответчиками утрачено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю к Климакову Н.Н., Климакову О.Н. о выселении из жилого помещения – квартиры № 4 здания «Дом щитовой 10-ти квартирный», расположенного по адресу: РФ, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ от 17 июля 1995 года № 713, снятие с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания прекратившими право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Следовательно, вступившее в законную силу решение суда о выселении из занимаемого жилого помещения, будет являться основанием для снятия ответчиков с регистрационного учёта.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ № 5 ░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ 10-░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ № 5 ░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ 10-░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░.░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░