Решение в окончательной форме изготовлено 07.12.2018 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 декабря 2018 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Шумковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Юзеевой Е.В.,
с участием истца Руденко И.Н.,
представителя ответчика Велижаниной Н.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2018 (на 1 год),
третьего лица Кузнецова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Руденко И. Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «ТеплоКомСервис» об обязании исключить из платы за коммунальные услуги плату за уборку мест общего пользования,
установил:
Руденко И.Н. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «ТеплоКомСервис» (далее – ООО «УО «ТеплоКомСервис») об обязании исключить из платы за коммунальные услуги плату за уборку мест общего пользования. В обоснование требований указав, что в многоквартирном <адрес обезличен> с января 2017 года в отсутствие ее согласия управляющая организация стала производить уборку подъездов. Неоднократно жильцы дома обращались с заявлениями в адрес ответчика об исключении платы за уборку подъездов, на что им было отказано. Стоимость уборки подъездов не соответствует качеству услуги. Необоснованно взимается плата за уборку мест общего пользования от площади квартиры. Истец просит обязать ответчика исключить из платы за коммунальные услуги плату за уборку мест общего пользования.
На основании определения суда от 21 ноября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Краснотурьинск (л.д.182-183 т.1).
В судебном заседании истец Руденко И.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнив, что собрание собственников жилья многоквартирного <адрес обезличен> не проходило, но были собраны подписи собственников квартир, не желающих оплачивать данный вид услуги. Отказ управляющей организации в исключении данного вида услуги из квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг является незаконным. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «УО «ТеплоКомСервис» Велижанина Н.В., действующая на основании доверенности (л.д.172 т.2), в судебном заседании не признала исковые требования в полном объеме, пояснив, что эксплуатация жилищного фонда включает в себя его санитарное содержание, в том числе и уборку мест общего пользования. Данный вид коммунальных услуг включен в минимальный перечень услуг и работ, утвержденных постановлением Правительства от 03 апреля 2013 года № 290. Данные виды работ должны выполняться управляющей организацией независимо от условий договора с жильцами. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Кузнецов А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования Руденко И.Н., пояснив, что установленный размер платы за уборку мест общего пользования завышен, уборку управляющая компания производит некачественно, он вправе отказаться от услуги.
Третьи лица Щупова Т.М., Кривоногов Ю.Л., Жегалина В.В., Чулочникова Г.Н., Рихтер Е.А., Сомова Г.А., Панова Т.А., Добрякова Л.Н., Ситникова Е.Ю. в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом путем направления СМС- оповещений и судебных повесток по месту жительства (л.д.177-182 т.2).
Представитель третьего лица Администрация городского округа Краснотурьинск в судебное заседание не явился, направив письменное ходатайство, в котором просит вынести решение на усмотрение суда (л.д.190-195 т.1).
Информация о времени, дате и месте проведения судебного разбирательства размещена на официальном сайте Краснотурьинского городского суда.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело при указанной явке, принимая во внимание право сторон на участие в судебном заседании.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено в судебном заседании, что жилое помещение – <адрес обезличен> в <адрес обезличен> принадлежит на праве собственности истцу Руденко И.Н. (л.д.15 т.1).
Управление многоквартирным домом № по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> осуществляет ООО «УО «ТеплоКомСервис» на основании протокола № внеочередного общего собрания собственников помещений от <дата обезличена> (л.д.76, 77 т.1).
Являясь собственником жилого помещения, Руденко И.Н. несет расходы по содержанию жилья.
На основании постановления Администрации городского округа Краснотурьинск от 17 июня 2016 года № 613 «Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы» в период с 01 июля 2016 по 30 июня 2017 года определена плата за содержание жилого помещения в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы, в том числе определен размер платы за уборку мест общего пользования и уборку придомовой территории – 18,36 рублей (л.д.93-121 т.2).
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 05.04.2017 № 353 внесены изменения в вышеуказанный документ, и определена периодичность работ по содержанию и уборке помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном жилом доме (л.д. 198-199 т.1).
На период с 01 июля 2017 по 30 июня 2018 года принято Постановление Администрации городского округа Краснотурьинск от 30.06.2017 № 746 «Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы» (в ред. от 15.05.18 г. № 522), которым определена плата за содержание жилого помещения в многоквартирных жилых домах без лифтов, не принявших решение о размере платы, в том числе определен размер платы за уборку мест общего пользования и уборку придомовой территории – 19,74 рублей (л.д.122-153 т.2, л.д.201-206 т.1).
Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 02.07.2018 № 719 «Об установлении платы за содержание жилого помещения нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы» на период с 01 июля 2018 по 30 июня 2021 года определена плата за содержание жилого помещения в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы, в том числе определен размер платы за уборку мест общего пользования и уборку придомовой территории – 22,20 рублей (л.д.1-92 т.2).
Истец Руденко И.Н. обосновывает своих требования к ответчику нежеланием оплачивать услуги по уборке мест общего пользования в многоквартирном доме из-за несогласованности с управляющей организацией размера платы за данную услугу и некачественного оказания данных услуг, что является основанием, по ее мнению, для освобождения ее от оплаты данного вида коммунальных услуг. Кроме того, Руденко И.Н., обращаясь с настоящим исковым заявлением, просит исключить спорную плату не только в отношении собственного жилого помещения, но и всех собственников жилых помещений многоквартирного <адрес обезличен>.
При этом, право представлять интересы иных собственников жилых помещений у Руденко И.Н. отсутствует, надлежащим образом оформленных доверенностей ею не представлено суду (ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, ст.ст. 182, 185 ГК РФ).
Доводы стороны истца суд находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
В силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно положениям ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Данные расходы состоят, в том числе из расходов на уборку мест общего пользования.
В статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
На основании ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, платежи по содержанию общего имущества, обязанность по несению которых возлагается на всех собственников помещений, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
Законодателем определена компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, к которой отнесен и вопрос определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ).
Установлено в судебном заседании и не оспаривают стороны, что общее собрание собственников многоквартирного <адрес обезличен> не проходило, и на данном собрании не был определен размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в связи с чем, размер данной платы установлен органом местного самоуправления, в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
Согласно пп. «г» п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
Подпунктом «а» пункта 2 Правил № 491 предусмотрено, что к помещениям общего пользования отнесены межквартирные лестничные площадки и лестницы.
Таким образом, уборка и санитарно-гигиеническая очистка лестниц и лестничных площадок является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а плата за нее должна входить в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил № 491, при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (п. 31 Правил).
Таким образом, жилищным законодательством предусмотрено два способа определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: собственниками помещений многоквартирного жилого дома или органом местного самоуправления. При этом второй способ является субсидиарным, применяется только в том случае, если соответствующее решение не было принято собственниками помещений многоквартирного дома.
В силу требований ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Толкуя положения жилищного законодательства, суд отмечает, что общее собрание представляет собой форму и процедуру принятия решений, непосредственно затрагивающих интересы всех собственников помещений многоквартирного жилого дома. К числу таких вопросов жилищным законодательством отнесен вопрос о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в состав которой входит и уборка мест общего пользования.
Правовую основу правоотношений между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей компанией составляет договор управления многоквартирным домом (ст. 162 ЖК РФ), в силу которого управляющая компания по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в договоре управления многоквартирным в обязательном порядке должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, требования норм действующего жилищного законодательства основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составляющих) является только принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, собственники помещений многоквартирного дома при принятии решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения определяют данную сумму не произвольно, вне привязки к ее составляющим. Напротив, размер спорной платы, являясь экономически обоснованным, предопределен соответствующими суммами, направляемыми по каждой статье расходов, представляет собой суммарное выражение данных сумм. Собственники помещений многоквартирного дома как единственный уполномоченный законом субъект на принятие решений об установлении размера платы на содержание и ремонт устанавливают каждую из составляющих платы, определяя размер ее финансирования, что в совокупности и образует итоговую величину.
Указанное отвечает положениям п. 17 Правил № 491, согласно которым собственниками помещений многоквартирного дома утверждается перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Соответственно, не только изменение итоговой величины размера платы, но и изменение составляющих данной платы, объемов финансирования каждого направления, надлежит рассматривать как изменение платы за содержание и ремонт помещений.
Процедура изменения спорной платы четко регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства (в том числе и по отношению к Закону «О защите прав потребителей»), и имеют своей направленностью обеспечение гарантий прав и интересов собственников жилых помещений. Жилищным кодексом Российской Федерации и иными подзаконными актами не предусмотрено каких-либо изъятий по одностороннему и самостоятельному изменению спорной платы и составляющих ее статей одним из собственников жилого помещения многоквартирного дома.
Таким образом, учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме № 8 по ул. Базстроевская г. Краснотурьинска не воспользовались своим правом принятия соответствующего решения на общем собрании об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества, ставка, определенная органом местного самоуправления, подлежит применению в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса.
Ответчик ООО «УО «ТеплоКомСервис» в судебное заседание предоставило договор подряда № 18 по содержанию и ремонту жилищного фонда от 01 января 2008 года и акты выполненных работ по уборке лестничных клеток, в том числе и дома № 8 по ул. Базстроевская г. Краснотурьинска, что свидетельствует об исполнении принятых обязательств по содержанию мест общего пользования (л.д.88 – 181 т.1).
При условии оказания собственникам помещений многоквартирного дома № 8 по ул. Базстроевская г. Краснотурьинска некачественной услуги по уборке мест общего пользования, Руденко И.Н. вправе просить управляющую организацию о снижении размера платы за данный вид услуги в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 02.07.2018 № 719. Истцом не представлено суду доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности (ст. 67 ГПК РФ), об оказании ответчиком некачественной услуги по содержанию жилья, а именно по некачественной уборке мест общего пользования. Ее пояснения в судебном заседании опровергаются ответчиком, и не подтверждены объективно.
Установленные постановлениями Администрации городского округа Краснотурьинск тарифы платы за содержание жилья истцом не оспариваются, требований к Администрации городского округа Краснотурьинск Руденко И.Н. не предъявляет.
Исковые требования Руденко И.Н. к ООО «УО «ТеплоКомСервис» об обязании исключить из платы за коммунальные услуги плату за уборку мест общего пользования не подлежат полному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Руденко И. Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «ТеплоКомСервис» об обязании исключить из платы за коммунальные услуги плату за уборку мест общего пользования оставить без удовлетворении в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий:
судья (подпись) Шумкова Н.В.