Именем Российской Федерации
23 июля 2012 г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Липилиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Казанцевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2752/12
по исковому заявлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации к Журавлевой Е.Ф. о признании права собственности Российской Федерации на здание - жилой дом, признание недействительным зарегистрированное право собственности, внесении в Единый государственный реестр на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности,
установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее Минздравсоцразвития России) обратилось в суд с иском к Журавлевой Е.Ф. о признании права собственности Российской Федерации на здание - жилой дом <адрес>, площадью <...> кв.м., условный <номер>. признание недействительным зарегистрированное право собственности Журавлевой Е.Ф. на данный жилой дом и внесении в Единый государственный реестр на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) записи о прекращении её права собственности.
В обоснование требований истец указал, что <дата> к ним поступило обращение директора ФГБУ «<...>» (далее – <...>) с копиями выписок из ЕГРП на объекты недвижимости расположенные на территории <...>, из которых стало известно, что за ответчиком зарегистрировано право собственности на вышеуказанный жилой дом. Считает право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано за ответчиком незаконным. Сделка, послужившая основанием регистрации права собственности, является ничтожной, поскольку спорное здание - жилой дом площадью относится к федеральному имуществу, закрепленному на праве оперативного управления за <...>, земельный участок на котором расположено здание - жилой дом является федеральной собственностью и предоставлен федеральному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Действующим законодательством ему предоставлено право осуществлять полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным ему федеральным государственным учреждениям. Также указал, что передача жилых помещений в собственность граждан государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилой фонд, осуществляется лишь при наличии соответствующих полномочий, предоставленных собственником указанных жилых помещений. Письмом министерства руководители ФГУ и ФГУП были поставлены в известность о не допущении совершения сделок направленных на отчуждение имущества без согласия собственника. Руководители <...> по вопросу передачи жилых помещений в собственность граждан в министерство не обращались. Полномочиями на заключение договоров по бесплатной передаче в собственность граждан жилых помещений, переданных <...> на праве оперативного управления руководители <...> не наделялись. В связи, с чем сделка, заключенная в отношении спорного здания – жилого дома является ничтожной в силу закона.
Истец Минздравсоцразвитие в лице представителя Сарвадий М.В., действующего на основании доверенности (л.д. 83, 96-98) в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Ответчик Журавлева Е.Ф. в судебном заседании исковые требования признала, о чём представила письменное заявление, в котором указала, что последствия признания иска ей понятны (л.д. 99).
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о судебном разбирательстве, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом. Причин не явки представителя суду не сообщил, объяснений по делу не представил.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о судебном разбирательстве, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом. Представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, решение оставило на усмотрение суда (л.д. 77-74).
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора <...> в лице представителя Рыжикова М.А. действующего на основании доверенности (л.. 79) судебном заседании исковые требования поддержало, просило удовлетворить.
Суд, доложив дело, выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), считает, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из требований ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалы образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Вопросы управления федеральной собственностью в соответствии с ст. 114 Конституции Российской Федерации отнесены к компетенции Правительства РФ.
Типовой регламент взаимодействия органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 г. № 30, устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным этим органам федеральным государственным учреждениям (п. 2.12).
Исходя из положений гражданского законодательства (п.1 ст. 49, п. 3. ст. 50, п. 1 ст. 120, п. 2 ст. 298 ГК РФ) федеральные учреждения обладают специальной (целевой) правоспособностью и вправе владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом в целях их создания.
Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в соответствии с ст. 296 ГК РФ владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Учреждение в силу требований ст. 298 ГК Ф не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России» от <дата> <номер> ФГБУ «<...>» отнесен к ведению Минздравсоцразвития России.
На основании п. 2 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537 и согласно п. 1.1 устава ФГБУ «<...>» его учредителем является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (л.д. 44-57).
В соответствии с п. 5.5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321, Минздравсоцразвития России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным Министерству.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» от 10.02.2004 № 71 (в настоящее время пп. «г» п. 3 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 539) в уставе ФГБУ «<...>» установлен запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, осуществляется лишь при наличии соответствующих полномочий, предоставленных собственником указанных жилых помещений.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной) и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела (Л.Д 29-43).
При этом в силу п. 4 указанного постановления Минздравсоцразвитие России осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1, имущество <...> отнесенного к ведению истца, относиться к исключительно к федеральной собственности, как объект не обходимый для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
Согласно положению ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с требованиями ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов в силу ст. 168 ГК РФ ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Исходя из положений ст. 39 и ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Судом установлено, что ответчику Журавлевой Е.Ф. на праве собственности принадлежит здание – жилой дом <адрес>, право собственности зарегистрировано в ЕГРП <дата>
В ходе судебного разбирательства также установлено, что ранее право собственности на вышеуказанный здание – жилой дом принадлежало Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации <номер> от <дата> На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом <номер> от <дата> здание – жилой дом был закреплен на праве оперативного управления за <...>, <дата> была проведена регистрация права в ЕГРП (л.д. 14-25, 88)
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что признание иска ответчиком Журавлевой не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов лиц, участвующих в деле и других лиц, в связи, с чем признание иска принято судом.
В связи с вышеизложенным в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 173 и 198 ГПК РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействительным зарегистрированное право собственности Журавлевой Е.Ф. на здание – жилой дом <адрес>.
Прекратить право собственности Журавлевой Е.Ф. на здание – жилой дом <адрес>.
Признать право собственности на здание – жилой дом <адрес> за Российской Федерацией.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Раменский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья О.А. Липилина