Дело № 3а-143/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Трухановой А.И.,
с участием представителя административного истца Лорсабян Е.М., представителя административного ответчика Правительства Орловской области Титовой И.Н., представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» Митиной Е.С., представителя заинтересованного лица администрации города Орла Ситникова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-143/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер» к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>
Указывает, что арендная плата за вышеназванный земельный участок рассчитывается на основании его кадастровой стоимости, которая составляет <...> и значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчётом об оценке № <...> от 24 декабря 2020 г., составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>».
По этим обстоятельствам Общество просило суд установить по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Лидер» Лорсабян Е.М. уточнила заявленные требования и просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы ООО «<...>» от 19 марта 2021 г.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Титова И.Н. не возражает против удовлетворения уточненных требований в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» Митина Е.С. не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица администрации города Орла Ситников М.В. не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела ходатайства не заявили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания эксперта Киселевой Ю.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.Пунктом 23 названного Постановления Пленума предусмотрено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка № <...>з от <...> 2013 г., соглашением от <...> 2017 г. и дополнительным соглашением от <...> 2018 г., ООО «Лидер» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, срок договора с <...> 2013 г. по <...> 2023 г. (т. 1 л.д. 16-21, 26-27, 28-29). Право аренды также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> 2020 г. (т. 1 л.д. 13-15).
Размер арендной платы по договору определяется на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка (т. 1 л.д. 22, 30).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 22 декабря 2020 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> и определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 591 от 22 октября 2019 г. Дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2019 г. (т. 1 л.д. 11).
При обращении с настоящим административным иском Общество в подтверждение своих доводов представило отчёт, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...> <...> А.С., согласно которому по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей (т. 1 л.д. 31-100).
Поскольку заинтересованным лицом администрацией города Орла были представлены возражения относительно заявленных требований, в которых выражено несогласие с отчетом об оценке, так как для разрешения вопроса о размере рыночной стоимости земельного участка требовались специальные знания, по ходатайству заинтересованного лица судом была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «<...>» <...> Ю.В. (т. 1 л.д. 262-265).
Согласно заключению эксперта от 19 марта 2021 г. по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей (т. 2 л.д. 5-61).
В судебном заседании эксперт <...> Ю.В. выводы экспертного заключения подтвердила.
С учетом выводов заключения эксперта представителем административного истца Лорсабян Е.М. в судебном заседании заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований.
Оценив представленные доказательства, суд при установлении кадастровой стоимости земельного участка руководствуется заключением судебной экспертизы по следующим основаниям.
В силу положений статей 82, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
При оценке представленных доказательств суд исходит из того, что заключение подготовлено экспертом Киселевой Ю.В., имеющей необходимую квалификацию и опыт работы в оценочной деятельности. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовалась нормами действующего законодательства и федеральными стандартами оценки.
Экспертное заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обосновано, а также подтверждено ссылками на достоверные источники, приведены соответствующие расчеты. Экспертом подробно описан процесс оценки земельного участка и расчет рыночной стоимости.
Заключение эксперта содержит ответ на поставленный судом вопрос. Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании которых можно усомниться в правильности или обоснованности заключения эксперта в судебном заседании не установлено. Оснований расценивать заключение эксперта как недопустимое доказательство не имеется.
Предусмотренных законодательством обстоятельств, влекущих назначение дополнительной или повторной экспертизы, судом по настоящему делу не установлено, лицами, участвующими в деле, соответствующие ходатайства не заявлены.
Проанализировав экспертное заключение, показания эксперта <...> Ю.В., суд приходит к выводу о том, что по состоянию на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка, следует установить его в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Лидер» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Лидер» о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 1 апреля 2021 года.
Председательствующий Л.В. Майорова
Дело № 3а-143/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Трухановой А.И.,
с участием представителя административного истца Лорсабян Е.М., представителя административного ответчика Правительства Орловской области Титовой И.Н., представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» Митиной Е.С., представителя заинтересованного лица администрации города Орла Ситникова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-143/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер» к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>
Указывает, что арендная плата за вышеназванный земельный участок рассчитывается на основании его кадастровой стоимости, которая составляет <...> и значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчётом об оценке № <...> от 24 декабря 2020 г., составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>».
По этим обстоятельствам Общество просило суд установить по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Лидер» Лорсабян Е.М. уточнила заявленные требования и просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы ООО «<...>» от 19 марта 2021 г.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Титова И.Н. не возражает против удовлетворения уточненных требований в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» Митина Е.С. не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица администрации города Орла Ситников М.В. не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела ходатайства не заявили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания эксперта Киселевой Ю.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.Пунктом 23 названного Постановления Пленума предусмотрено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка № <...>з от <...> 2013 г., соглашением от <...> 2017 г. и дополнительным соглашением от <...> 2018 г., ООО «Лидер» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, срок договора с <...> 2013 г. по <...> 2023 г. (т. 1 л.д. 16-21, 26-27, 28-29). Право аренды также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> 2020 г. (т. 1 л.д. 13-15).
Размер арендной платы по договору определяется на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка (т. 1 л.д. 22, 30).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 22 декабря 2020 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> и определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 591 от 22 октября 2019 г. Дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2019 г. (т. 1 л.д. 11).
При обращении с настоящим административным иском Общество в подтверждение своих доводов представило отчёт, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...> <...> А.С., согласно которому по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей (т. 1 л.д. 31-100).
Поскольку заинтересованным лицом администрацией города Орла были представлены возражения относительно заявленных требований, в которых выражено несогласие с отчетом об оценке, так как для разрешения вопроса о размере рыночной стоимости земельного участка требовались специальные знания, по ходатайству заинтересованного лица судом была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «<...>» <...> Ю.В. (т. 1 л.д. 262-265).
Согласно заключению эксперта от 19 марта 2021 г. по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в размере <...> рублей (т. 2 л.д. 5-61).
В судебном заседании эксперт <...> Ю.В. выводы экспертного заключения подтвердила.
С учетом выводов заключения эксперта представителем административного истца Лорсабян Е.М. в судебном заседании заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований.
Оценив представленные доказательства, суд при установлении кадастровой стоимости земельного участка руководствуется заключением судебной экспертизы по следующим основаниям.
В силу положений статей 82, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
При оценке представленных доказательств суд исходит из того, что заключение подготовлено экспертом Киселевой Ю.В., имеющей необходимую квалификацию и опыт работы в оценочной деятельности. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовалась нормами действующего законодательства и федеральными стандартами оценки.
Экспертное заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обосновано, а также подтверждено ссылками на достоверные источники, приведены соответствующие расчеты. Экспертом подробно описан процесс оценки земельного участка и расчет рыночной стоимости.
Заключение эксперта содержит ответ на поставленный судом вопрос. Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании которых можно усомниться в правильности или обоснованности заключения эксперта в судебном заседании не установлено. Оснований расценивать заключение эксперта как недопустимое доказательство не имеется.
Предусмотренных законодательством обстоятельств, влекущих назначение дополнительной или повторной экспертизы, судом по настоящему делу не установлено, лицами, участвующими в деле, соответствующие ходатайства не заявлены.
Проанализировав экспертное заключение, показания эксперта <...> Ю.В., суд приходит к выводу о том, что по состоянию на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка, следует установить его в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Лидер» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Лидер» о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 1 апреля 2021 года.
Председательствующий Л.В. Майорова