Изготовлено 31.10.2017 г.
Дело № 2-541/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2017 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд в составе председательствующего судьи Ковтун И.Э., при секретаре Гавриловой А.Ю., с участием представителей истца Новожиловой С.П., Батиной Е.Г. по доверенности, представителя ответчика Шитц Е.Н., представителя прокурора Дзержинского района г. Ярославля Сергеевой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области к Акционерному обществу «Яргорэлектротранс» об устранении нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
УСТАНОВИЛ:
По результатам проведенной Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области проверки выявлено, что на участке трамвайных путей в районе дома 50 по ул. Володарского г.Ярославля при движении трамваев длительно и систематически превышается предельно допустимый уровень шума, тем самым нарушаются положения федерального законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а именно: СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»,СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» создается угроза для безопасности здоровья неопределенного круга лиц. Эксплуатацию трамваев по маршрутам, проходящим по указанному адресу, осуществляет АО «Яргорэлектротранс».
Управление Роспотребнадзора по Ярославской области обратилось в суд с иском, уточненным в судебном заседании, к АО «Яргорэлектротранс» о признании незаконным несоблюдение ответчиком норм действующего законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения в результате превышения ПДУ шума в жилых квартирах дома по указанному выше адресу, обязать ответчика прекратить данные нарушения и в целях исключения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц довести уровни шума до гигиенических нормативов с подтверждением эффективности выполненных мероприятий измерениями уровня шума любым возможным способом в срок до 01.12.2017 г. Требования обоснованы вышеуказанными нарушениями ответчиком федерального законодательства.
В судебном заседании представители истца уточненный иск в части устранения нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения относительно превышения предельно допустимого уровня шума полностью поддержали, дали пояснения, аналогичные доводам иска, в подтверждение превышения ПДУ по шуму ссылались на экспертное заключение № 681/24 от 05.06.2017 г. и предшествующие ему заключения измерения шума.
Представитель ответчика по существу иска возражала, ссылалась на отсутствие нарушений.
Представитель прокурора полагала, что иск является обоснованным, требования направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц и подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
Третьи лица: мэрия г.Ярославля, КУМИ мэрии г.Ярославля, прокуратура Ярославской области, Евдокимова А.В., Жуков В.К., Жукова Н.Н., Казакова А.Ю., Крупин В.П., Орин С.В., Матвеев А.Д., Матвеева Т.Н., Суптель В.П., Филимонова Е.Е. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежаще, в судебное заседание не явились. Из письменного отзыва третьих лиц Орина С.В., Евдокимовой А.В. следует, что, начиная с 2010 г., жители дома систематически обращаются в различные инстанции по вопросу нарушениях их прав на безопасные условия проживания в связи с близким расположением к жилому дому трамвайных путей, при движении трамваев по которым уровень вибрации и шума значительно превышает предельно допустимые санитарные нормы. Исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель КУМИ мэрии г.Ярославля в письменном отзыве указал, что по обстоятельствам дела информацией не располагает, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Мэрия в своем ответе указала, что не усматривает причинно-следственную связь между шумом и действиями ответчика; полагает принятые меры по ограничению скорости трамваев на данном участке достаточными для устранения шума.
Иные участники процесса письменных отзывов не представили, причины неявки не сообщили; дело рассмотрено в их отсутствие, согласно ч.ч. 3 и 5 ст.167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы, суд находит требования об устранении нарушений законодательства относительно превышения допустимого уровня вибрации не подлежащими удовлетворению, поскольку они истцом не поддержаны, доказательств наличия такого превышения в материалы дела не представлено (том 1 л.д.232-235). Иные уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41), что обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха и др. Конкретный механизм такой охраны здоровья граждан устанавливается федеральными законами и нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 12.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее –Закон).
Согласно ст. 8 указанного Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.ст.11 и 39 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе положения Федеральных санитарных правил.
Понятие, определения, термины и допустимые значения уровня шума (это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму) установлены в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 г. № 36.
Предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к санитарным правилам, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (ред. от 27.12.2010) "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" ("СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
Из письменных материалов дела с достоверностью следует, что начиная с 2010 года и по настоящее время, жители дома 50 по ул. Володарского г. Ярославля систематически обращаются в различные органы и учреждения с жалобами на нарушения их прав в области безопасной среды проживания и санитарно-эпидемиологического благополучия, выражающихся превышением уровня шума при движении трамваев в непосредственной близости от многоквартирного дома. Факт принадлежности трамвайных путей, расположенных в непосредственной близости к указанному дому, ответчику и движение трамваев на указанном участке, подтвержден письменными документами и АО «Яргорэлектротранс» не оспаривается.
По информации ответчика трамвайная линия на ул.Володарского и по Кучерскому переулку расположена на расстоянии 20 метров от оси пути до стен здания, то есть с нарушениями положений СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», следствием чего являются повышенный шум в жилых помещениях. Для снижения негативного воздействия необходимо проведение капитального ремонта отрезка пути, включая кривой участок, со сваркой рельсовых стыков (том 1 л.д.123,173, том 2 л.д. 40,47-48). Каких-либо доказательств проведения капитального ремонта спорного участка трамвайного пути, иных устранений требований СНиП 2.05.09-90 ответчиком не представлено.
15.07.2016 г. представителем истца совместно с представителем ответчика и специалиста ФБУЗ АИЛЦ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» проведены инструментальные измерения шума и вибрации при прохождении трамваев в жилых квартирах № № и № № по ул.Володарского, дом 50, ориентированных на пересечение улиц Володарского и Кучерской переулок на первом и четвертом этажах. По результатам исследования было выявлено, что эквивалетный уровень звука в указанных квартирах при отсутствии движения городского транспорта соответствовал гигиеническим требованиям, а при прохождении трамвая эквивалетный уровень шума превышал: в квартире № № эквивалетный уровень звука превышал допустимый на 10-11 дБА, максимальный уровень звука превышал допустимый на 10-11 дБА; в квартире № № эквивалетный уровень звука превышал допустимый на 15-16 дБА, максимальный уровень звука превышал допустимый на 13-15 дБА (том 1 л.114-116). Наличие акредитации испытательной лаборатории и условия проведения исследования полностью подтверждены письменными документами и показаниями свидетеля Соколовой М.А. – специалиста Центра, имеющую квалификационную категорию по специальности «Эксперт-физик» (том 2 л.д.44-46, 51 оборот).
Аналогичные обстоятельства были подтверждены пояснениями специалистов Кувыркиной И.В., Борисовой Л.Ю., Борисовой Н.В., Оглоблиной Т.Ю., что подтверждено протоколом судебного заседания по делу об административном правонарушении (том 1 л.д.151-153), поскольку показания были получены в установленном законом порядке, являются относимыми к настоящему делу, суд признает их допустимыми письменными доказательствами по настоящему делу.
Согласно заключения эксперта № 1279/21 от 18.07.2016 г. эквивалетный и максимальный уровни звукового давления в квартира №№ № и № по ул. Володарского, дом 50, при движении трамваев, превышают предельно допустимый уровень, что не соответствует СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (том 1 л.д.117).
По заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» № 681/24 от 05.06.2017 г. (том 1 л.д. 219-221) в квартирах № 2 и №6а по ул. Володарского, дом 50, без движения трамваев (фон) уровень звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31.5 Гц, 63 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц, 8000 Гц и уровень звука в дБА в жилой комнате не превышают ПДУ дневного времени.
При движении трамваев в квартире № № эквивалетный уровень звука в жилой комнате превышает допустимый уровень, установленный п.6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» на 5 дБА, максимальный уровень звука превышает допустимый уровень на 4 дБА, что не соответствует п.6.1 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
При движении трамваев в квартире № № эквивалетный уровень звука в жилой комнате превышает допустимый уровень, установленный п.6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» на 4 дБА, максимальный уровень звука превышает допустимый уровень на 3 дБА, что не соответствует п.6.1 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Ставить под сомнение применяемые специалистами инструментальные исследования уровня шума, при движении трамваев в жилых квартирах дома 50 по ул. Володарского, а также применяемые экспертами методики, квалификацию последних и обоснованность экспертного заключения у суда оснований не имеется. Сделанные экспертами выводы не противоречат совокупности всех иных доказательств по делу и не опровергнуты ответчиком.
При таких обстоятельствах, судом достоверно установлено, что по указанному в иске адресу при движении трамваев предельно установленных уровень шума превышается, что является нарушением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, безопасную среду. В связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность по доведению уровня шума при движении трамваев до гигиенических нормативов, установленных п.6.1 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание объем необходимых мероприятий, направленных на устранение нарушений требований законодательства, требования разумности сроков исполнения судебного решения, суд считает возможным установить срок исполнения настоящего решения не позднее 01 октября 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Уточненные исковые требования удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Яргорэлетротранс» в срок не позднее 01 октября 2018 года выполнить работы, обеспечивающие при движении трамваев на участке путей в районе дома № 50 по ул.Володарского г.Ярославля, уровень шума не превышающий гигиенических нормативы, установленные п.6.1 (приложение 3) СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», установленный п.6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Ярославля в Ярославский областной суд.
Судья И.Э.Ковтун