Дело № 2а – 40/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2018 года г. Фокино
Фокинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Орлова Р.В., при секретаре судебного заседания Ананьевой Л.А., с участием административного истца Осипова Д.С., представителя военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) г.Большой Камень Приморского края Михайловой О.В., в открытом судебном заседании, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ...... контрактной службы Осипова Дениса Сергеевича об оспаривании действий военного комиссара города Находки и военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) г.Большой Камень Приморского края, связанных с отказом в выдаче воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства к избранному месту жительства после увольнения с военной службы,
установил:
Осипов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
– признать действия военного комиссара города Находки (далее по тексту – военного комиссара), связанные с отказом в выдаче ему воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г.Ульяновск) к избранному месту жительства после увольнения с военной службы (г.Находка Приморского края), незаконными;
– обязать военного комиссара выдать ему воинские перевозочные документы для перевозки личного имущества от места жительства на момент увольнения (г.Ульяновск) к избранному месту жительства (г.Находка Приморского края);
– признать действия военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) г.Большой Камень Приморского края (далее – военного коменданта), связанные с отказом в выдаче ему воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г.Ульяновск) к избранному месту жительства после увольнения с военной службы (г.Находка Приморского края), незаконными;
– обязать военного коменданта выдать ему воинские перевозочные документы для перевозки личного имущества от места жительства на момент увольнения (г.Ульяновск) к избранному месту жительства (г.Находка Приморского края).
В обоснование заявленных требований Осипов указал, что в связи с организационно–штатными мероприятиями в январе 2017 года он был уволен с военной службы в запас, и с 26 января 2017 исключен из списков личного состава воинской части, расположенной в г.Ульяновске, и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г.Находки Приморского края. Прибыв к новому месту жительства, он 16 марта 2017 года был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г.Находки в качестве военнослужащего запаса, и в этот же день снят с вышеуказанного учета в связи с поступлением на военную службу по контракту в военную комендатуру (гарнизона, 1 разряда) г.Большой Камень Приморского края, после чего решил воспользоваться своим правом на перевозку личного имущества с прежнего места жительства (г. Ульяновск) до нового постоянного места жительства (г.Находка), в связи с чем он последовательно обратился к административным ответчикам с просьбой о выдаче соответствующих воинских перевозочных документов, однако получил отказ.
В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настаивал и просил их удовлетворить в полном объеме, при этом показал, что ранее он проходил военную службу по контракту в войсковой части № в г.Ульяновске. Приказом командира №1 от 10 января 2017 года № 2 он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно–штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части № от 25 января 2017 года № 4 он был исключен с 26 января 2017 года из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г.Находки Приморского края. При исключении из списков личного состава ему было выдано требование формы 1 с записью о том, что воинские перевозочные документы для перевозки личного имущества к месту постановки на воинский учет он не получал. 16 марта 2017 года он был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г.Находки, и в этот же день он был снят с воинского учета в связи с поступлением на военную службу по контракту. С 3 июля 2017 года он был зачислен в списки личного состава военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) г.Большой Камень Приморского края. 1 декабря 2017 года он обратился с заявлением к военному комиссару о выдаче ему воинских перевозочных документов с целью перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г.Ульяновск) до избранного им при увольнении с военной службы месту жительства (г.Находка). 3 января 2018 года от военного комиссара им было получено решение от 28 декабря 2017 года исх.№ 1732, в котором данное должностное лицо ему отказало со ссылкой на отсутствие оснований для указанной выдачи, при этом в ответе ему было рекомендовано обратиться в воинскую часть по месту прохождения им военной службы в настоящее время. В связи с чем 22 января 2018 года он обратился с рапортом к военному коменданту, в котором просил выдать ему воинские перевозочные документы для перевозки личных вещей из г.Ульяновска до г.Большой Камень, однако 26 января 2018 года военный комендант в удовлетворении его рапорта отказал, указав, что он вправе выдать ему воинские перевозочные документы для перевозки его личных вещей только из г.Находки до г.Большой Камень.
Представитель военного коменданта Михайлова О.В. в судебном заседании требования административного истца не признала и просила суд отказать в их удовлетворении, при этом показала, что военный комендант не вправе выдать административному истцу как уволенному с военной службы воинские перевозочные документы для перевозки его личных вещей из г.Ульяновска до г.Находки, в соответствии со ст. 69 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года № 200 (далее – Руководство), военный комендант вправе выдать административному истцу воинские перевозочные документы для перевозки его личных вещей только как уже действующему военнослужащему от места постановки административного истца на воинский учет до нового места его военной службы, то есть из г.Находки до г.Большой Камень.
Военный комиссар и военный комендант, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении слушания дела не просили. Военный комиссар в своем письменном заявлении от 23 апреля 2018 года № 505 просил рассмотреть данное дело без его участия.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
В своих письменных возражениях от 11 апреля 2018 года № 453, оглашенных в судебном заседании, военный комиссар требования административного истца не признал, и просил суд отказать в их удовлетворении, при этом указал, что в соответствии с п.п. 35, 69 и 70 Руководства (действовавшего в период спорных правоотношений), военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы. Воинские части им выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на перевозку личного имущества не выдавались. Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы. Кроме того, военный комиссар указал, что Осипов проходил военную службу по контракту в войсковой части № в г.Ульяновске, при переезде к избранному месту жительства в г.Находку воинские перевозочные документы на перевозку личного имущества не использовал. 16 марта 2017 года административный истец был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г.Находки и в этот же день был снят с воинского учета в связи с поступлением на военную службу по контракту, в связи с чем личное дело Осипова было направлено в адрес его командования по новому месту службы. Также военный комиссар указал, что в декабре 2017 года административный истец обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче ему воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г.Ульяновск) до нового избранного места жительства (г.Находка), вместе с тем, военные комиссариаты выдают данные воинские перевозочные документы только уволенным военнослужащим, состоящим на воинском учете в соответствующем комиссариате. Поскольку Осипов в декабре 2017 года уже являлся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, то в выдаче воинских перевозочных документов ему было отказано.
Выслушав объяснения административного истца, представителя военного коменданта, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из приказа командира войсковой части 73612 от 10 января 2017 года № 2, административный истец досрочно уволен с военной службы по подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно–штатными мероприятиями, и его выслуга лет в Вооруженных силах календарная составляет 9 лет 3 месяца, льготная 13 лет.
Согласно требованию формы 1 от 20 января 2017 года № 0160039 070175 следует, что Осипов воинские перевозочные документы для перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г.Ульяновск) до нового избранного места жительства (г.Находка) не получал.
Из приказа командира войсковой части 73612 от 25 января 2017 года № 4 видно, что административный истец с 26 января 2017 года исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г.Находки Приморского края.
Согласно военному билету административного истца АХ № 1189866, Осипов 16 марта 2017 года был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г.Находки, и в этот же день был снят с воинского учета.
В соответствии с контрактом о прохождении военной службы следует, что административный истец 3 июля 2017 года заключил данный контракт сроком на 3 года с врио военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) г.Большой Камень Приморского края.
Как видно из справки военного комиссара от 27 октября 2017 года № 689, административному истцу в военном комиссариате г.Находки воинские перевозочные документы для перевоза личных вещей от г.Ульяновска до избранного места жительства (г.Находка) не выдавались.
Согласно письму военного коменданта комендатуры военных сообщений железнодорожного участка и станции Владивосток Дальневосточного управления военных сообщений от 25 декабря 2017 года № 555 следует, что в соответствии с п.70 Руководства военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы. Поскольку Осипов указанным правом, будучи уволенным с военной службы, не воспользовался, то следовательно, в настоящее время он имеет право на получение воинских перевозочных документов на перевозку до 20 тонн личного имущества в универсальных (3–, 5–, 10– или 20–тонных) контейнерах железнодорожным транспортом как военнослужащий, проходящий военную службу по контракту. При этом, перевозка личного имущества производится от прежнего места военной службы военнослужащего (места жительства семьи) до нового места военной службы (нового места жительства).
Из решения военного комиссара от 28 декабря 2017 года исх.№ 1732 видно, что административному истцу отказано в выдаче воинских перевозочных документов для перевоза личных вещей от г.Ульяновска до избранного места жительства (г.Находка), со ссылкой на отсутствие оснований для указанной выдачи.
Также из вышеуказанного решения видно, что административному истцу рекомендовано обратиться в воинскую часть по месту прохождения им в настоящее время военной службы.
Из рапорта административного истца от 22 января 2018 года вх.№ 45 в адрес военного коменданта видно, что Осипов просит вышеуказанное должностное лицо выдать ему воинские перевозочные документы для перевоза личных вещей от г.Ульяновска до г. Большой Камень.
Как усматривается из резолюции на вышеуказанном рапорте от 26 января 2018 года, военный комендант отказал административному истцу в выдаче воинских перевозочных документов для перевоза личных вещей от прежнего места военной службы (г.Ульяновск) до избранного места жительства после увольнения с военной службы, указав, что он вправе выдать Осипову воинские перевозочные документы для перевозки его личных вещей только как уже действующему военнослужащему от места постановки административного истца на воинский учет до нового места его военной службы, то есть из г.Находки до г.Большой Камень.
Согласно справке военного комиссара от 23 апреля 2018 года № 256 следует, что административный истец был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г.Находки 16 марта 2017 года, и в этот же день снят с соответствующего учета.
Пунктами 3, 5 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76–ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закона) установлено, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. При заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 вышеуказанного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п.1.2. ст. 20 этого же Закона, военнослужащие проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, – другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Согласно п.69 и п.70 Руководства (действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении. Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего.
Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались. Эта запись заверяется подписью соответствующих должностных лиц, указанных в пункте 23 настоящего Руководства, и гербовой мастичной печатью.
Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.
Таким образом, оценивая совокупность исследованных доказательств и фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что поскольку административный истец желает реализовать свое право на бесплатный перевоз личного имущества не в связи с переводом его к новому месту военной службы, а к новому месту жительства при увольнении с военной службы, суд признает действия военного коменданта, связанные с отказом административному истцу в выдаче воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г.Ульяновск) к избранному месту жительства после увольнения с военной службы законными, соответствующими действующему законодательству, а поэтому требования административного истца в данной части суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что при увольнении с военной службы административный истец реализовал предусмотренное законом право на бесплатный перевоз личного имущества к новому месту жительства при увольнении с военной службы, которое может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы военнослужащего, более того, как было установлено в судебном заседании, данное право Осиповым до настоящего времени не реализовано, и данную социальную гарантию при заключении нового контракта о прохождении военной службы он не утратил, суд признает действия военного комиссара, связанные с отказом в выдаче административному истцу воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г. Ульяновск) к избранному месту жительства после увольнения с военной службы (г.Находка Приморского края), незаконными, и считает необходимым возложить обязанность на военного комиссара города Находки выдать Осипову воинские перевозочные документы для перевозки личного имущества от места жительства на момент увольнения (г. Ульяновск) к избранному месту жительства (г.Находка Приморского края).
Руководствуясь ст.ст. 175–180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
Административное исковое заявление Осипова Дениса Сергеевича об оспаривании действий военного комиссара города Находки и военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) г. Большой Камень Приморского края, связанных с отказом в выдаче воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства к избранному месту жительства после увольнения с военной службы, – удовлетворить частично.
Признать действия военного комиссара города Находки, связанные с отказом Осипову Денису Сергеевичу в выдаче воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г.Ульяновск) к избранному месту жительства после увольнения с военной службы (г.Находка Приморского края), – незаконными.
Обязать военного комиссара г.Находки выдать Осипову Денису Сергеевичу воинские перевозочные документы для перевозки личного имущества от места жительства на момент увольнения (г.Ульяновск) к избранному месту жительства (г.Находка, Приморский край).
В удовлетворении требований Осипова Дениса Сергеевича признать действия военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) г.Большой Камень Приморского края, связанные с отказом в выдаче ему воинских перевозочных документов для перевозки личного имущества от прежнего места жительства (г.Ульяновск) к избранному месту жительства после увольнения с военной службы (г.Находка, Приморский край), незаконными, и обязать вышеуказанное должностное лицо выдать ему воинские перевозочные документы для перевозки личного имущества от места жительства на момент увольнения (г.Ульяновск) к избранному месту жительства (г.Находка, Приморский край), – отказать.
Военному комиссару города Находки надлежит сообщить об исполнении данного решения по административному делу в Фокинский гарнизонный военный суд и административному истцу Осипову Д.С. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Фокинский гарнизонный военный суд в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме 28 апреля 2018 года.
Судья Р.В. Орлов
......
......
......