КОПИЯ
Дело № 26 марта 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Подольской Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во <адрес> Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию,
установил:
Истец указывает, что в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ 55-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч.1 ст.32 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях». Решением УПФР во <адрес> Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 25 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8. Истец, считая свои права нарушенными, просит суд признать незаконным решение УПФР во <адрес> Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ. Включить в трудовой стаж период нахождения на инвалидности 2 группы вследствие военной травмы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание явился, на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Вооруженных Сил ФИО2, принимал участие в боевых действиях в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ получил минно-взрывное ранение ног.
С ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй группы вследствие ранения, полученного при исполнении обязанности военной службы, ему назначена пенсия по инвалидности.
ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ч.1 ст.32 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая досрочная пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, в том числе инвалидам вследствие военной травмы.
Аналогичные нормы были закреплены в п.1 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» (данный Закон не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей данному Федеральному закону)
По ранее действовавшему Закону РСФСР от 20.11.1990 года № 340-I (был переименован в Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), утратившему силу с 01.01.2002 года, право на получение двух пенсий – по старости (или за выслугу лет) и по инвалидности (пункт «а» статьи 5) – имели также лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в том числе призванные на сборы офицеры запаса.
Вступившим в силу с 01.01.2002 года Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 3 статьи 3 в их взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 статьи 15, право на пенсию по инвалидности предоставлено только тем инвалидам вследствие военной травмы, кто проходил военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в том числе, периоды пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Аналогичное правило было предусмотрено и пунктом «а» ст. 92 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые и до 01.01.2002.
Истец полагает, что инвалидность, полученная вследствие военной травмы, во время призыва в армию в качестве рядового, должна приравниваться к трудовому увечью, поскольку фактически истец выполнял служебные обязанности, поставленные Родиной, в результате получил увечье, которое должно также относиться к категории «трудовое увечье». С указанной позицией согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» порядок и условия признания гражданина устанавливаются Правительством РФ.
Согласно постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшему в период признания истца инвалидом, постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 14) среди причин инвалидности различались в том числе: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, иные причины, установленные законодательством РФ.
Исходя из указанных нормативных актов, причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством РФ, от установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставления различных льгот.
В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 15.04.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 № 17, в качестве причин инвалидности предусмотрены: «профессиональное заболевание» (инвалидность наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний – п. 5), «трудовое увечье» (инвалидность наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, - п. 6), «военная травма» (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, – п. 7), «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» (устанавливается указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – п. 12).
Анализ содержания вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что законодатель разграничил понятия «инвалидность, связанную с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившую вследствие военной травмы».
Инвалидность вследствие профессионального заболевания, трудового увечья обязательно предполагает, что увечье либо заболевание, приведшее к инвалидности, получено при исполнении профессиональных обязанностей на производстве.
В настоящем иске истец просит включить в общий трудовой стаж для назначения трудовой пенсии период нахождения на инвалидности. Однако такой период подлежит включению в общий трудовой стаж только при указании причин инвалидности «увечье, связанное с производством или профзаболевание» (пп. 4 п. 4 ст. 30пп. 4 п. 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. «а» ст. 92 Закона РФ от 20.11.1999 № 340-1 «государственном пенсионном обеспечении в РФ»). В данном же случае причина инвалидности у истца иная, причислена к «военной травме».
Не нашел подтверждения довод истца о том, что действующее законодательства ущемляет пенсионные права истца, по сравнению с ранее действовавшими нормами на момент получения травмы.
В соответствии со статьей 10 Закона РСФСР № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия устанавливалась мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет.
При этом положениями ст. 92 Закона в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, в том числе временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
Статья 92.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ» устанавливало иные периоды, включаемые в специальный трудовой стаж. Так при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание.
Вместе с тем, понятие военной травмы и профессиональное заболевание были разграничены законом, о чем говорят положения ст. 36,41 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ» о военной травме, и ст. 39,40 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ».
Аналогичные требования содержались в Постановлении ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшем на момент получения травмы.
Таким образом, как ранее действовавшее пенсионное законодательство, так и нормы права в настоящее время предполагают получения двух пенсий по инвалидности вследствие военной травмы и по старости при условии наличия 25-летнего трудового стажа, при этом период инвалидности вследствие военной травмы не входит в общий трудовой стаж для назначения трудовой пенсии.
Поскольку общий трудовой стаж истца составляет 14 лет 06 месяцев 25 дней, то указанный стаж не позволяет назначить пенсию по старости в соответствии со с п. 3 ч.1 ст.32 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.04.2019
░░░░░ ░░░░░