Дело № 2-793/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Губаха 19 июня 2017 года
Губахинский городской Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Смирновой О.А., с участием представителя истца Ганеева Р.Т., представителя ответчика Андреева П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балмашева А.А. к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о приятии решения об изъятии путем выкупа жилого помещения, обязании заключить соглашение о выкупе, обязании выплатить выкупную цену,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Балмашев А.А. обратился в суд с иском Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о приятии решения об изъятии путем выкупа жилого помещения, обязании заключить соглашение о выкупе, обязании выплатить выкупную цену из расчета одного квадратного метра применительно к городскому округа «Город Губаха» за жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. В обоснование требований указал, что он является собственником квартиры по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме, в котором находилась квартира истца произошел пожар в результате чего он лишился единственного собственного жилья не имея другого. В настоящее время истец вынужден проживать в съемном жилье по договору коммерческого найма, опасаясь, что его выселят и ему придется остаться без определенного места жительства. В доме пострадавшем от пожара находились жилые помещения принадлежащие ответчику, который предоставлял их нанимателям по договору социального найма. После пожара, жильцы муниципальных квартир были расселены с предоставлением других жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией было вынесено заключение № об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно данному заключению дом по вышеуказанному адресу был признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того с ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара его дом фактически разрушен.
В судебное заседание Балмашев А.А. не явился, извещен, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности Ганееву Р.Т., который доводы искового заявления поддержал.
Представитель ответчика Андреев П.А. исковые требования не признал по доводам письменных возражений.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, материалы отказного материала органов полиции №, полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Кодекса, из содержания которой с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправлению) о выкупе жилого помещения. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В судебном заседании установлено, что со ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар. В результате пожара огнем полностью уничтожена крыша (кровля) дома, частично уничтожены конструкции чердачного перекрытия, лестничного марша; повреждены конструктивные элементы внутри квартир (двери, полы, перегородки, потолок), что подтверждается актом о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, заключениями эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. Наиболее вероятной причиной возникновения пожара послужило возгорание горючих материалов в результате аварийного явления при эксплуатации электрооборудования. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в том числе вследствие пожара. ДД.ММ.ГГГГ Балмашев А.А. отказался от предоставления ему по договору найма во временное владение и пользование жилого помещения маневренного фонда, о чем написал собственноручное заявление в Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с произошедшим пожаром Балмашев А.А. не состоит, поскольку не представил необходимый пакет документов. Администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края до настоящего времени решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> а также решения о сносе дома, и об изъятии жилых помещений в данном доме не приняты. Распоряжением главы Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в котором под номером № указан многоквартирный дом по <адрес> Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства поручено подготовить и направить заявку в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края для принятия решения о включении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в период с 2018 по 2023 годы.
Изложенные обстоятельства подтверждаются как пояснениями сторон, так и письменными материалами дела и материалами отказного материала №: свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; заключением межведомственной комиссии администрации городского округа «Город Губаха» № от ДД.ММ.ГГГГ; заявлениями Балмашева А.А. в Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; ответом Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Балмашева А.А.; письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «<адрес>» № ДД.ММ.ГГГГ №; распоряжением главы Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края ДД.ММ.ГГГГ №-р; материалами отказного материала № и другими.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, многоквартирный дом <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», не включен.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена процедура (последовательность решений и мероприятий), предшествующая изъятию жилого помещения у собственника и выплате выкупной цены за жилое помещение в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
По смыслу закона, соблюдение указанной процедуры является обязательным.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается сторонами, предусмотренное ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации требование о сносе многоквартирного дома № по <адрес> органом местного самоуправления собственникам жилых помещений в указанном многоквартирном доме, не выдвигалось. Решение об изъятии земельного участка в связи с отказом собственников от сноса дома, органом местного самоуправления не принято, как и собственниками, в предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, решение по вопросу сноса многоквартирного дома, судьбы жилых помещений, а также земельного участка.
По вопросу изъятия жилых помещений, заключения соглашения и выплате выкупной цены, истец в орган местного самоуправления не обращался.
При таких обстоятельствах вывод о нарушении прав истца является преждевременным.
Доводы представителя истца Ганеева Р.Т. о том, что администрация городского округа «Город Губаха» обязана была принимать меры, направленные на изъятие жилых помещений, в том числе земельного участка путем их выкупа для муниципальных нужд являются несостоятельными, поскольку противоречат вышеуказанным нормам закона. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка путем выкупа является правом, но не обязанностью окружной администрации.
Кроме того, учитывая, что наиболее вероятной причиной возникновения пожара послужило возгорание горючих материалов в результате аварийного явления при эксплуатации электрооборудования, которое в силу п. 7 р. 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, при рассмотрении спора следует учесть положения ст.ст. 209-211 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых именно на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск случайной гибели или случайного повреждения имущества.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд, кроме прочего, также учитывает, что, во-первых, истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в результате пожара не состоит, при чем, в результате своего бездействия, поскольку не представил необходимый пакет документов; во-вторых, истец утратил не единственное жилье, поскольку ему на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит <данные изъяты> в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; в-третьих, как следует из отказного материала №, согласно пояснениям соседей, Балмашев А.А. в спорном жилом помещении ни на момент пожара, ни ранее не проживал, а жила некая ФИО6, в настоящее время истец также проживает не в аварийном доме, а в другом жилом помещении, от предоставления жилья в маневренном жилищном фонде истец отказался, следовательно, отсутствует явная угроза для его жизни и здоровья, поскольку его жилищные права на данном этапе защищены; в-четверых, дом № по <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в отношении которых направлена в компетентный орган заявка для принятия решения о включении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в период с 2018 по 2023 годы.
На основании вышеизложенного, поскольку соблюдение предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника является обязательной, суд не усматривает незаконного бездействия со стороны администрации городского округа «Город Губаха» и, следовательно, обязанности ответчика о принятии решения о выкупе спорного жилого помещения, обязании заключить соглашение о его выкупе и по выплате истцу выкупной цены за жилое помещение, поэтому права истца в данном случае не нарушены.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Балмашеву А.А в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о приятии решения об изъятии путем выкупа жилого помещения, обязании заключить соглашение о выкупе, обязании выплатить выкупную цену из расчета одного квадратного метра применительно к городскому округу «Город Губаха» за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.А. Мухтарова