Дело № 2-927/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 14 октября 2019 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Черноусовой О.А.
с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) ООО «Енисейэнергоком» - Нанакиной О.Ю., ответчика (истца по встречному иску) Иванюка С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» к Иванюку ФИО8, Иванюк ФИО9 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов, по встречному иску Иванюка ФИО10 к ООО «Енисейская энергетическая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Енисейская энергетическая компания» (далее по тексту – ООО «Енисейэнергоком») обратилось в суд с иском к Иванюку С.Н., Иванюк Е.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что Иванюк С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Иванюк Е.А. является членом семьи собственника. В жилое помещение предоставляются коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение).
В течение длительного периода времени обязательства по оплате коммунальных услуг выполняются ненадлежащим образом, задолженность за период с 01.06.2018 г. -30.11.2018 г. составила— 52183 руб. 87 коп. В соответствии с положениями ч. 14 ст. 155 ЖК РФ ответчикам за период с 01 июня 2018 г. по 30.11.2018 г. начислены пени за несвоевременное внесение платы в сумме 8234,74 руб. По изложенным основаниям, истец просил взыскать с ответчиков указанную задолженность и пени, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2012 руб. 56 коп.
В ходе рассмотрения дела исковые требования неоднократно уточнялись, окончательно ООО «Енисейэнергоком» просило взыскать с Иванюка С.Н., Иванюк Е.А. задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.10.2018 по 30.04.2019 в размере 51448, 84 руб., пени за несвоевременную оплату за период с 01.10.2018 по 30.04.2019 в размере 11248,78 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2081,00 руб.
В ходе рассмотрения дела Иванюк С.Н. обратился со встречным исковым заявлением к ООО «Енисейэнергоком» о возложении обязанности произвести перерасчет по горячему водоснабжению в размере 100% за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно, возложении обязанности произвести перерасчет по отоплению за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно исходя из расчетов по фактической поставке тепловой энергии, взыскании с ООО «Енисейэнергоком» компенсации за нанесенный моральный вред в размере 15000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в ходе судебного разбирательства со стороны истца были предоставлены документы, свидетельствующие о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в спорный период, а именно протоколы исследований проб горячей воды, поставляемойответчику. Исследовавпредоставленныепротоколы, сталовидно, чтов спорный период по показателям «железо, цветность, мутность» имели место значительные превышения допустимых норм.
В соответствии с положениями пунктов 20, 22, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта). Из вышеизложенного следует, что составление акта неоказания услуг или оказания услуг ненадлежащего качества не является обязательным условием доказывания вышеуказанных фактов. Поскольку коммунальные услуги используются исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей.
Пунктом 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении, или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества.. ., размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям в журнале регистрации таких фактов (пункт "а" п. 112 Правил N 354). «Согласно пункту 109 Правил по окончании проверки составляется акт проверки.
В силу п. 112 Правил период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества.
После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме (п. 113 Правил)». В произведенных замерах качества воды установлено в спорный период имели место отклонения качества воды от нормативов по содержанию железа, мутности, цветности, что является нарушением СанПиН 2.1.4.1074-01, и ввиду отсутствия документального подтверждения окончания периода поставки некачественного ресурса по воде подтверждает длящийся период нарушения качества поставляемого ресурса по воде ответчиком, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний проб.
Согласно п. 6 приложения N 1 к Правилам N 354, размер снижения платы за ГВС должен исчисляться, исходя из стоимости обоих компонентов коммунального ресурса (холодной воды, теплоносителя).
Вместе с тем, право абонента на отказ от оплаты коммунального ресурса холодной и горячей воды, не соответствующей требованиям по химическому составу, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 прямо предусмотрено нормами гражданского законодательства. При таких обстоятельствах отказ от оплаты, поставленной некачественной коммунальной услуги в данном случае соответствует требованиям п. 2 ст. 542 ГК РФ. В части бремени доказывания в отношении истца-потребителя применяется специальная норма п.4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, которой предусмотрено, что доказывать факт предоставления услуг надлежащего качества возложено на исполнителя данных услуг, о чем разъяснено судам Постановлением Пленума Верховного Суда № 17 от 28.06.2012 г. "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"
Согласно части 9 ст. 13 Федерального закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Ответственность РСО за неисполнение требований о направлении предложений собственникам МКД и управляющим организациям об оснащении ОДПУ установлена частью 6 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушения РФ.
Статьей 1 Закона № 261 установлено, что целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии со статьёй 11 указанного закона при строительстве зданий, сооружений, а также капитальном ремонте объектов должны быть обеспечены требования энергетической эффективности. Не допускается сдача в эксплуатацию зданий и строений, не соответствующих требованиям энергетической эффективности и без оснащения их приборами учета используемых энергетических ресурсов. То есть, с момента принятия закона № 261 все сдаваемые в эксплуатацию многоквартирные дома (МКД) должны быть оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета ресурсов (далее по тексту - ОДПУ).
Таким образом, исходя из понимания положений Закона об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета энергоресурсов (разъяснения ФАС от 8 декабря 2011 г. N АГ/45584).
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что вычислитель общедомового узла учета тепловой энергии, установленный в спорном многоквартирном доме, не прошел очередную поверку в установленный срок, общедомовой прибор учета тепла не подлежит использованию в целях расчета платы за тепловую энергию. По указанным основаниям произведен расчет платы за коммунальную услугу по отоплению по жилому помещению истца с применением п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ с момента окончания срока поверки общедомового прибора учета тепла. Но данный расчет должен быть произведен с 15 мая 2019 года.
Принимая во внимание, что нарушены права потребителя не предоставлением информации со стороны исполнителя коммунальных услуг собственникам МКД № по <адрес>, об истечении срока поверки общедомового прибора учета тепловой энергии, требование о взыскании компенсации морального вреда, являетсяобоснованным и подлежащим удовлетворению в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
С учетом изложенного, просил суд обязать ООО «Енисейсэнергоком» сделать перерасчет по горячему водоснабжению в размере 100% за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно, обязать ООО «Енисейэнергоком» сделать перерасчет по отоплению за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно исходя из расчетов по фактической поставке тепловой энергии, взыскать с ООО «Енисейэнерогком» компенсацию за нанесение морального вреда в размере 15000 рублей.
Представителем ООО «Енисейэнергоком» представлены возражения на встречное исковое заявление, в которых просит в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду следующего. Условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества закреплены в пункте 6 приложения № 1 к Правилам Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Так, при несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил. Согласно пункта 101 Правил N 354 размер платы за расчетный период (месяц) должен быть уменьшен на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.На основании изложенного, всвязи с несоответствием качества горячей воды 30.10.2018, 21.11.2018, 31.01.2019, 28.02.2019, 21.03.209, 17.04.2019 (даты отбора проб горячей воды) требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о перерасчете платы за услугу горячего водоснабжения за 6 дней, т.е. 30.10.2018, 21.11.2018, 31.01.2019, 28.02.2019, 21.03.2019, 17.04.2019, в сумме 731,76 руб. Считает, что оснований для перерасчета истцу платы за горячее водоснабжение за весь период с октября 2018 по май 2019 не имеется, так как доказательства предоставления истцу некачественного горячего водоснабжения непрерывно за данный период отсутствуют. Кроме того, Правила № 354 предоставляют потребителю не право на отказ от оплаты предоставленных ему коммунальных услуг, а возможность при наличии оснований уменьшения размера платы за некачественную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исковое требование истца о перерасчете платы за отопление за период с октября 2018 г. по май 2019 г. исходя из расчетов по фактической поставке тепловой энергии считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, включаются в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с действующим жилищным законодательством содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет собственников помещений в таких домах.
Как следует из пункта 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).Ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором возложена пунктом 42 Правил № 491 на управляющие организации и лиц, оказывающих услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Следовательно, обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, включая обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), возложена на управляющую организацию.
Основанием для отказа в удовлетворении искового требования о перерасчете платы за отопление за период с октября 2018 по май 2019 исходя из расчетов по фактической поставке тепловой энергии является тот факт, что имеющийся в многоквартирном доме, в котором проживает Истец, коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в установленном порядке в эксплуатацию не введен (доказательства иного отсутствуют (отсутствуют у Ответчика, не представлены ни Истцом, ни УК «Наш город»), тогда как согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установить фактический объем тепловой энергии, поставленной при оказании Истцу коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, не представляется возможным ввиду того, что ОДПУ тепловой энергии не введен в эксплуатацию и не соответствует требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.
На основании изложенного применение расчетного способа определения количества тепловой энергии, поставленной при оказании истцу коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, считает законным и обоснованным, а исковое требование - не подлежащим удовлетворению.
Исковое требование о компенсации морального вреда, причиненного истцу непредоставлением со стороны ответчика информации об истечении срока поверки ОДПУ тепловой энергии, также считает необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как уже было отмечено выше, обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, включая обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), возложена на управляющую организацию.
Статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «O защите прав потребителей" обязанность компенсировать моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, возложена на причинителя вреда при наличии его вины.
Ответчик не является причинителем вреда, т.к. не несет ответственности за обеспечение ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащую эксплуатацию, следовательно, обязанность компенсировать моральный вред у него отсутствует.
В судебном заседании представитель истца Нанакина О.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, с учетом уточнений, суду пояснила, что снижение суммы задолженности по основному долгу произошло в результате перерасчета платы по горячему водоснабжению с учетом актов, которыми было установлено не соответствие горячего водоснабжения требованиям СанПиН, размер пени увеличился в связи с изменением периода, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. В удовлетворении встречных исковых требований Иванюка С.Н. просила отказать, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании Иванюк С.Н. поддержал встречное исковое заявление, просил его удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на доводы, приведенные им во встречном исковом заявлении, в удовлетворении исковых требований ООО «Енисейэнергоком» просил отказать. Настаивал на возложении обязанности по перерасчету платы в размере 100% по горячему водоснабжению, ввиду не предоставления ООО «Енисейэнергоком» доказательств возобновления качественной услуги, а также на перерасчете платы по услуге отопления исходя из фактического потребления, поскольку у ООО «Енисейэнергоком» отсутствовали основания для начисления платы по отоплению с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов.
Ответчик Иванюк Е.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об уважительности причин неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла.
Третьи лица - администрация г. Енисейска, ООО УК «Наш город» извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в суд своих представителей не направили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ООО «Енисейэнергоком» - Нанакину О.В., Иванюка С.Н., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Енисейэнергоком» и для частичного удовлетворения встречных исковых требований Иванюка С.Н. ввиду следующего.
В соответствии с требованиями ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Действующее законодательство предусматривает несколько способов определения размера платы за коммунальную услугу, которые зависят от наличия или отсутствия в доме коллективного (общедомового) прибора учета, а в жилых (нежилых) помещениях - индивидуального прибора учета.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со ст. ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Иванюк ФИО11 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Наш город», по вышеуказанному адресу наряду с Иванюком С.Н. на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ состоит его супруга Иванюк Е.А.
ООО «Енисейэнергоком» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передачу пара и горячей воды (тепловой энергии): распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), сбор, очистку и распределение воды.
Приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края № 356-п и № 358-п от 11.12.2015 года установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ООО «Енисейэнергоком», действующие с 01.01.2016 года по 31.12.2018 года. Приказом от 30.11.2017 г. № 242-п в приказ № 356-п внесены изменения.
В период с 01.10.2018 года по 30.09.2018 года ресурсоснабжающей организацией ООО «Енисейэнергоком» в жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлялись коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, однако ответчики ненадлежащим образом исполняли обязанность по их своевременной оплате, что привело к образованию задолженности, которая согласно расчету, произведенному истцом, составляет 52180 руб. 60 коп.
Из пояснений представителя истца, следует, что всвязи с несоответствием качества горячей воды 30.10.2018 г., 21.11.2018 г., 31.01.2019 г., 28.02.2019 г., 21.03.2019 г., 17.04.2019 г. (даты отбора проб горячей воды) требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, был произведен перерасчет платы за услугу горячего водоснабжения за 6 дней в сумме 731,76 руб., в связи с чем размер задолженности ответчиков за указанный период составляет 51448,84 руб.
Расчет задолженности, представленный истцом, осуществлен правильно, на основании тарифов и нормативов потребления, установленных и утвержденных в предусмотренном законом порядке.
Разрешая встречные исковые требования Иванюка С.Н. о возложении на ООО «Енисейэнергоком» обязанности произвести перерасчет по оплате горячего водоснабжения, суд не усматривает оснований для их удовлетворения, ввиду следующего.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе и по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение).
При этом, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 98 указанных Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 6 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (п. 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09).
При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества регламентирован разделом X Правил.
Согласно пунктам 105 - 106 раздела X Правил, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Пунктом 107 Правил предусмотрено, что в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (пункт 108 Правил).
Согласно пункту 109 Правил по окончании проверки составляется акт проверки.
В силу п. 112 Правил период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества.
После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме (п. 113 Правил).
Как установлено в ходе рассмотрения дела ООО «Енисейэнергоком» установив, что качество горячего водоснабжения не соответствовало требованиям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 30.10.2018 г., 21.11.2018 г., 31.01.2019 г., 28.02.2019 г., 21.03.2019 г., 17.04.2019 г. (даты отбора проб горячей воды), добровольно произвело перерасчет, сняв начисление платы за услугу горячего водоснабжения за 6 дней в сумме 731,76 руб., в связи с чем был уменьшен размер задолженности ответчиков за указанный период до 51448,84 руб.
При этом, суд не находит оснований для перерасчета платы за горячее водоснабжение за весь указанный истцом Иванюком С.Н. период с октября 2018 по май 2019 года, поскольку доказательств предоставления истцу некачественного горячего водоснабжения непрерывно за данный период, суду не предоставлено.
Доказательств тому, что истец Иванюк С.Н. обращался с соответствующими заявлениями к ответчику в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а ответчик ООО «Енисейэнергоком» не исполнил свою обязанность по проведению проверки фактов нарушения качества коммунальной услуги, истцом суду также не предоставлено.
Поскольку со стороны истца (ответчика по встречному иску) Иванюка С.Н. в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о непрерывном некачественном оказании ему в период с октября 2018 г. по май 2019 г. услуги горячего водоснабжения, при этом ООО «Енисейэнергоком» в добровольном порядке произвел перерасчет платы с учетом представленных ими протоколов исследования проб воды, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Иванюка С.Н. к ООО «Енисейэнергоком» о возложении обязанности произвести перерасчет по горячему водоснабжению в размере 100% за период с октября 2018 г. по май 2019 г. и удовлетворении исковых требований ООО «Енисейэнергоком» о взыскании с Иванюка Сергея Николаевича, Иванюк Елены Аркадьевны задолженности по оплате коммунальной услуги горячего водоснабжения за период с 01 октября 2018 г. по 30 апреля 2019 г.
Также суд находит подлежащими удовлетворению требования ООО «Енисейэнергоком» о взыскании с Иванюка Сергея Николаевича, Иванюк Елены Аркадьевны задолженности по оплате коммунальной услуги отопления за период с 01 октября 2018 г. по 30 апреля 2019 г., поскольку со стороны ООО «Енисейэнергоком» указанная услуга была оказана, доказательств исполнения обязанности по внесению платы за предоставленную услугу ответной стороной не представлено.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований Иванюка С.Н. о возложении на ООО «Енисейэнергоком» обязанности произвести перерасчет по отоплению за период с октября 2018 года по май 2019 года включительно исходя из расчетов по фактической поставке тепловой энергии, суд исходит из следующего.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон "Об энергосбережении") регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых, энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжением которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой тепловой энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемой воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений. В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию, при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений независимо от наличия обращений управляющих организаций либо собственников жилых помещений.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приборы учета должны отвечать требованиям, предъявляемым к средствам измерения (ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
Согласно п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил. Узел учета считается вышедшим из строя в случае отсутствия результатов измерений, истечения срока поверки любого из приборов (датчиков) (п. 75 Правил N 1034).
Абзацем вторым пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правил), установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно абз. 1 п. 42 данных Правил при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 настоящих Правил, исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Аналогичное разъяснение содержится в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", согласно которому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (ч. 1, 2 ст. 157 ЖК Российской Федерации).
Согласно акту выявленных недостатков узла учета тепловой энергии потребителя от 15.05.2019 года, ООО «Енисейэнергоком» произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии потребителя ООО УК «Наш город», расположенных по адресу: <адрес>, и проверена комплексность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что узел учета тепловой энергии не соответствует «правилам коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя» ввиду отсутствия результатов измерения, а также ввиду истечения срока поверки приборов, входящих в УУТЭ.
Из указанного акта следует, что общедомовой прибор учета имеется, однако он не введен в эксплуатацию и не принят ресурсоснабжающей организацией в качестве учетного, доказательств обратного в материалы дела не представлено, судом не установлено.
При таких условиях ООО «Енисейэнергоком» правомерно производило начисление ответчику плату за потребленную тепловую энергию в спорный период исходя из нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги.
Из пояснений истца Иванюка С.Н. установлено, что его жилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в целях фиксации фактического объема тепловой энергии, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для возложения на ООО «Енисейэнергоком» обязанности произвести перерасчет за спорный период с учетом фактического потребления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ООО «Енисейэнергоком» о взыскании с Иванюка С.Н. и Иванюк Е.А. задолженности по оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению за период с 01.10.2018 года по 30.04.2018 года, в размере 51448,84 руб.
Согласно статье 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (ст.332 ГК РФ).
В соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно представленному истцом расчету на имеющуюся у ответчиков задолженность, начислены пени в размере 11248,78 руб.
Расчет пени, представленный истцом, судом проверен и признан правильным, так как произведен с учетом положений п.14 ст.155 Жилищного кодекса РФ, установленных ставок рефинансирования Банка России в соответствующие периоды, периодов и размеров задолженности по коммунальным услугам, ответчиками не оспаривается.
Таким образом, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию в солидарном порядке задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.10.2018 г. по 30.04.2019 г. включительно в сумме 51448,84 руб., а также пени за указанный период в размере 11248,78 руб.
Учитывая размер задолженности и период ее образования, компенсационную природу неустойки, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для уменьшения размера неустойки (пени) в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ.
Разрешая встречные исковые требования Иванюка С.Н. к ООО «Енисейэнергоком» о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителя», предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
С учетом обстоятельств дела, суд находит, что в результате действий ответчика, выразившихся в нарушении им требований законодательства в сфере защиты прав потребителя при предоставлении услуги по горячему водоснабжению в вышеустановленные даты ненадлежащего качества, истцу был причинен моральный вред.
Учитывая характер причиненных Иванюку С.Н. нравственных страданий, длительность нарушения его прав как потребителя, добровольный перерасчет ООО «Енисейэнергоком» задолженности по оплате горячего водоснабжения в ходе рассмотрения дела, а также исходя из принципа разумности и справедливости, суд определяет ко взысканию в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 300 рублей.
В силу с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что требования истца о перерасчете платы ответчиком добровольно удовлетворены только в ходе рассмотрения дела, а также с учетом определенной к взысканию судом компенсации морального вреда, в пользу Иванюка С.Н. подлежит также взысканию штраф в размере 50% от взысканной суммы, в размере 150 рублей (300/2).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет.
Так как при обращении в суд со встречным иском Иванюк С.Н. был освобожден от уплаты госпошлины на основании ч. 3 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика ООО «Енисейэнергоком» в бюджет муниципального образования г. Енисейск Красноярского края размер которой составит 300 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При обращении с иском в суд истцом ООО «Енисейэнергоком» оплачена государственная пошлина в размере 2012,56 руб., что подтверждается платежными поручениями. В силу ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлен долевой порядок уплаты государственной пошлины. Исходя из положений ч. 1 ст. 322 ГК РФ, уплата государственной пошлины не относится к солидарному обязательству, а является судебными расходами, которые не могут быть взысканы в солидарном порядке. Следовательно, распределение государственной пошлины при нескольких ответчиках должно осуществляться в долевом порядке.
В связи с этим, с ответчиков в пользу истца в равнодолевом порядке подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по 1006,28 руб. с каждого (2012,56/2).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с Иванюка ФИО12 и Иванюк ФИО13 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.10.2018 года по 30.04.2019 года в размере 51448 рублей 84 копейки, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг за период с 01.10.2018 года по
30.04.2019 года в размере 11248 рублей 78 копеек.
Взыскать с Иванюка ФИО14 и Иванюк ФИО15 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по 1006 рублей 28 копеек с каждого.
Встречные исковые требования Иванюка ФИО16 к ООО «Енисейская энергетическая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» в пользу Иванюка ФИО17 компенсацию морального вреда 300 рублей, а также штраф 150 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Енисейская энергетическая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 28 октября 2019 г.
Судья Н.М. Ларионова