Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2096/2011 ~ М-1611/2011 от 19.05.2011

Дело № 2-2096/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Сафоновой О.А.,

с участием истца Фроловой З.В.,

представителя истца Руднева Е.А., действующего на основании доверенности,

третьего лица Фролова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Фроловой З. В. к открытому акционерному обществу (Наименование1) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Фролова З.В. обратилась в суд с иском к ОАО (Наименование1) о признании за ней права собственности на жилое помещение комнату <адрес> В обоснование своих требований истец указала, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года и по настоящее время является нанимателем вышеуказанной комнаты. В (ДД.ММ.ГГГГ) году здание по <адрес> было передано в государственную собственность в ведение (Наименование1).

Решением Малого Совета <адрес> областного Совета народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) приватизация (Наименование1) осуществлена с включением в уставный фонд стоимости здания по <адрес>

Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> было принято решение от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), которым утвержден план приватизации (Наименование1) посредством преобразования в АООТ (Наименование1) с включением в уставный фонд данного общества общежития по <адрес>

В (ДД.ММ.ГГГГ) году АООТ (Наименование1) было преобразовано в ОАО (Наименование1).

Истец считает, что имеет право получить в собственность занимаемое им жилое помещение, поскольку сделка по приватизации общежития является ничтожной. Кроме того, истец имеет право проживать в занимаемом им жилом помещении на условиях договора социального найма и имеет право на приватизацию жилого помещения (№), общей площадью 12,7 кв.м. в <адрес>.

В судебном заседании истец Фролова З.В. поддержала исковые требования.

Представитель истца – Руднев Е.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.

Представитель ответчика – открытого акционерного общества (Наименование1) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д.46).

Третье лицо Фролов В.А. не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что от участия в приватизации жилого помещения добровольно отказывается в пользу Фроловой З.В.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

На основании п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

В целях сохранения социальной сферы (Наименование1), защиты граждан, проживающих в общежитии Центра и в соответствии с Указом Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) Малым советом <адрес> областного совета народных депутатов принято решение «О приватизации (Наименование1) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) с включением в уставной фонд стоимости зданий общежитий, клуба (Наименование2), спортзала (л.д.9).

План приватизации (Наименование1) утвержден в дальнейшем решением комитета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.29).

Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) товарищество с ограниченной ответственностью (Наименование1) преобразовано в акционерное общество открытого типа (Наименование1) согласно утвержденному плану приватизации (л.д.28).

АООТ (Наименование1) зарегистрировало право собственности на строение в доме <адрес> в (Госорган1) <адрес> на основании Постановления главы администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), что подтверждается регистрационным удостоверением (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 30).

(ДД.ММ.ГГГГ) ОАО (Наименование1) было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на часть здания литер А, расположенного по адресу: <адрес>, на основании передаточного акта к договору купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ), решения (Госорган2) <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), решения (Госорган2) <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи недвижимости от (ДД.ММ.ГГГГ), акта приема-передачи недвижимости от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ), приказа (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), регистрационного удостоверения (№) (л.д.31).

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и бытового назначения регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и Республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Согласно ст. 9 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», приватизация государственных и муниципальных предприятий – есть приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий и т.д.

На основании ст. 18 Закона РСФСР от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от (ДД.ММ.ГГГГ) N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

План приватизации (Наименование1) был утвержден после вступления в законную силу вышеуказанных законов, Указа Президента РФ (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Указа Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об использовании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», согласно которым объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Согласно ст. 30 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, при приватизации (Наименование1) в (ДД.ММ.ГГГГ) году общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости неправомерно, и включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Установлено, что истица Фролова З.В. является нанимателем жилого помещения (№), расположенного по адресу: <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время. Кроме истца в комнате зарегистрирован и проживает ее сын Фролов В.А. с (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.13).

Истица вселилась в общежитие, зарегистрирована по месту жительства и проживала в нем до приобретения ответчиком права собственности на него. Занимаемое Фроловой З.В. жилое помещение является изолированным, имеет следующие технические характеристики: комната (№) площадью 12,7 кв.м. (л.д.14) и в соответствии со ст. 62 ЖК РФ соответствует самостоятельному предмету договора социального найма, является объектом жилищных прав при его приватизации. Истец несет бремя содержания жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги (л.д.15). Комната (№) была предоставлена истцу в (ДД.ММ.ГГГГ) году в связи с трудовыми отношениями, до приобретения общежития в собственность ответчиком.

Поскольку проживание истца в жилом помещении носит постоянный характер, следует признать, что Фролова З.В. занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.

(ДД.ММ.ГГГГ) Фролова З.В. направила в (Госорган3) <адрес> заявление о заключении с ней договора социального найма для последующего заключения договора о передаче жилого помещения в собственность.

(Госорган3) <адрес> отказано в заключении договора социального найма, поскольку дом <адрес> в реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственность не передавался. Комната <адрес>, является собственностью ОАО (Наименование1) (л.д.17).

В обоснование своих возражений ответчик ссылается на п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от (ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, представитель ответчика полагает, что исковые требования Фроловой З.В. не могут быть удовлетворены, поскольку истец не просит признать сделку по приватизации общежития недействительной и применить последствия ее недействительности, в связи с чем решение суда о признании права собственности за Фроловой З.В. на комнату № (№), расположенную по адресу: <адрес> не является основанием для внесения записи в ЕГРП о смене собственника жилого помещения.

Доводы представителя ответчика в этой части суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

За ответчиком ОАО (Наименование1) зарегистрировано право собственности на часть здания литер А, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Поскольку сделка по приватизации общежития ОАО (Наименование1) является ничтожной по основаниям, предусмотренным статьей 168 ГК РФ, то данная сделка не могла повлечь за собой никаких правовых последствий в виде возникновения права собственности ОАО (Наименование1) на здание под литером А, расположенного по адресу: <адрес> и регистрация данной сделки также является незаконной.

На основании абзаца 6 статьи 17 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Следовательно, в случае удовлетворения судом исковых требований о признании права собственности за истцом на комнату <адрес>, решение суда будет являться основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Как видно из материалов дела Фролова З.В. не принимала участие в приватизации жилых помещений на территории <адрес>, что подтверждается справкой, выданной (Госорган3) <адрес> (л.д.16).

Третье лицо Фролов В.А., зарегистрированный в комнате <адрес> отказался от участия в приватизации спорного жилого помещения, что подтверждается его подписью в протоколе судебного заседания (л.д.53).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании за Фроловой З.В. права собственности на жилое помещение (№) общей площадью 12,7 кв.м. в доме <адрес> в порядке приватизации подлежат удовлетворению.

Заявление ответчика - ОАО (Наименование1) о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки суд не принимает во внимание, поскольку истцом не заявлялось вышеуказанное требование.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Фроловой З. В. право собственности на жилое помещение – комнату (№) общей площадью 12,7 кв.м. в доме <адрес> в порядке приватизации.

Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество в части исключения из записи (№) о государственной регистрации права открытого акционерного общества (Наименование1) на объект: часть здания литер А, по адресу: <адрес>, указание на номер на поэтажном плане жилого помещения (№).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В. Анисимова.

Мотивированное решение

изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

Дело № 2-2096/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Сафоновой О.А.,

с участием истца Фроловой З.В.,

представителя истца Руднева Е.А., действующего на основании доверенности,

третьего лица Фролова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Фроловой З. В. к открытому акционерному обществу (Наименование1) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Фролова З.В. обратилась в суд с иском к ОАО (Наименование1) о признании за ней права собственности на жилое помещение комнату <адрес> В обоснование своих требований истец указала, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года и по настоящее время является нанимателем вышеуказанной комнаты. В (ДД.ММ.ГГГГ) году здание по <адрес> было передано в государственную собственность в ведение (Наименование1).

Решением Малого Совета <адрес> областного Совета народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) приватизация (Наименование1) осуществлена с включением в уставный фонд стоимости здания по <адрес>

Комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> было принято решение от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), которым утвержден план приватизации (Наименование1) посредством преобразования в АООТ (Наименование1) с включением в уставный фонд данного общества общежития по <адрес>

В (ДД.ММ.ГГГГ) году АООТ (Наименование1) было преобразовано в ОАО (Наименование1).

Истец считает, что имеет право получить в собственность занимаемое им жилое помещение, поскольку сделка по приватизации общежития является ничтожной. Кроме того, истец имеет право проживать в занимаемом им жилом помещении на условиях договора социального найма и имеет право на приватизацию жилого помещения (№), общей площадью 12,7 кв.м. в <адрес>.

В судебном заседании истец Фролова З.В. поддержала исковые требования.

Представитель истца – Руднев Е.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.

Представитель ответчика – открытого акционерного общества (Наименование1) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д.46).

Третье лицо Фролов В.А. не возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что от участия в приватизации жилого помещения добровольно отказывается в пользу Фроловой З.В.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

На основании п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

В целях сохранения социальной сферы (Наименование1), защиты граждан, проживающих в общежитии Центра и в соответствии с Указом Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) Малым советом <адрес> областного совета народных депутатов принято решение «О приватизации (Наименование1) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) с включением в уставной фонд стоимости зданий общежитий, клуба (Наименование2), спортзала (л.д.9).

План приватизации (Наименование1) утвержден в дальнейшем решением комитета от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.29).

Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) товарищество с ограниченной ответственностью (Наименование1) преобразовано в акционерное общество открытого типа (Наименование1) согласно утвержденному плану приватизации (л.д.28).

АООТ (Наименование1) зарегистрировало право собственности на строение в доме <адрес> в (Госорган1) <адрес> на основании Постановления главы администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), что подтверждается регистрационным удостоверением (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 30).

(ДД.ММ.ГГГГ) ОАО (Наименование1) было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на часть здания литер А, расположенного по адресу: <адрес>, на основании передаточного акта к договору купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ), решения (Госорган2) <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), решения (Госорган2) <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи недвижимости от (ДД.ММ.ГГГГ), акта приема-передачи недвижимости от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), передаточного акта к договору купли-продажи (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), договора купли-продажи от (ДД.ММ.ГГГГ), приказа (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), регистрационного удостоверения (№) (л.д.31).

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и бытового назначения регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и Республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Согласно ст. 9 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», приватизация государственных и муниципальных предприятий – есть приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий и т.д.

На основании ст. 18 Закона РСФСР от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от (ДД.ММ.ГГГГ) N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

План приватизации (Наименование1) был утвержден после вступления в законную силу вышеуказанных законов, Указа Президента РФ (№) «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Указа Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об использовании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», согласно которым объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Согласно ст. 30 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДД.ММ.ГГГГ) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, при приватизации (Наименование1) в (ДД.ММ.ГГГГ) году общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости неправомерно, и включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Установлено, что истица Фролова З.В. является нанимателем жилого помещения (№), расположенного по адресу: <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время. Кроме истца в комнате зарегистрирован и проживает ее сын Фролов В.А. с (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.13).

Истица вселилась в общежитие, зарегистрирована по месту жительства и проживала в нем до приобретения ответчиком права собственности на него. Занимаемое Фроловой З.В. жилое помещение является изолированным, имеет следующие технические характеристики: комната (№) площадью 12,7 кв.м. (л.д.14) и в соответствии со ст. 62 ЖК РФ соответствует самостоятельному предмету договора социального найма, является объектом жилищных прав при его приватизации. Истец несет бремя содержания жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги (л.д.15). Комната (№) была предоставлена истцу в (ДД.ММ.ГГГГ) году в связи с трудовыми отношениями, до приобретения общежития в собственность ответчиком.

Поскольку проживание истца в жилом помещении носит постоянный характер, следует признать, что Фролова З.В. занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.

(ДД.ММ.ГГГГ) Фролова З.В. направила в (Госорган3) <адрес> заявление о заключении с ней договора социального найма для последующего заключения договора о передаче жилого помещения в собственность.

(Госорган3) <адрес> отказано в заключении договора социального найма, поскольку дом <адрес> в реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственность не передавался. Комната <адрес>, является собственностью ОАО (Наименование1) (л.д.17).

В обоснование своих возражений ответчик ссылается на п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от (ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, представитель ответчика полагает, что исковые требования Фроловой З.В. не могут быть удовлетворены, поскольку истец не просит признать сделку по приватизации общежития недействительной и применить последствия ее недействительности, в связи с чем решение суда о признании права собственности за Фроловой З.В. на комнату № (№), расположенную по адресу: <адрес> не является основанием для внесения записи в ЕГРП о смене собственника жилого помещения.

Доводы представителя ответчика в этой части суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

За ответчиком ОАО (Наименование1) зарегистрировано право собственности на часть здания литер А, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Поскольку сделка по приватизации общежития ОАО (Наименование1) является ничтожной по основаниям, предусмотренным статьей 168 ГК РФ, то данная сделка не могла повлечь за собой никаких правовых последствий в виде возникновения права собственности ОАО (Наименование1) на здание под литером А, расположенного по адресу: <адрес> и регистрация данной сделки также является незаконной.

На основании абзаца 6 статьи 17 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Следовательно, в случае удовлетворения судом исковых требований о признании права собственности за истцом на комнату <адрес>, решение суда будет являться основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Как видно из материалов дела Фролова З.В. не принимала участие в приватизации жилых помещений на территории <адрес>, что подтверждается справкой, выданной (Госорган3) <адрес> (л.д.16).

Третье лицо Фролов В.А., зарегистрированный в комнате <адрес> отказался от участия в приватизации спорного жилого помещения, что подтверждается его подписью в протоколе судебного заседания (л.д.53).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании за Фроловой З.В. права собственности на жилое помещение (№) общей площадью 12,7 кв.м. в доме <адрес> в порядке приватизации подлежат удовлетворению.

Заявление ответчика - ОАО (Наименование1) о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки суд не принимает во внимание, поскольку истцом не заявлялось вышеуказанное требование.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Фроловой З. В. право собственности на жилое помещение – комнату (№) общей площадью 12,7 кв.м. в доме <адрес> в порядке приватизации.

Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество в части исключения из записи (№) о государственной регистрации права открытого акционерного общества (Наименование1) на объект: часть здания литер А, по адресу: <адрес>, указание на номер на поэтажном плане жилого помещения (№).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В. Анисимова.

Мотивированное решение

изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

1версия для печати

2-2096/2011 ~ М-1611/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фролова Зинаида Викторовна
Ответчики
ОАО "Центр кадровой и социальной работы"
Другие
Руднев Евгений Анатольевич
Фролов виктор андреевич
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Анисимова Лилия Викторовна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
19.05.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2011Передача материалов судье
20.05.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2011Предварительное судебное заседание
24.08.2011Судебное заседание
06.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее