Решение в окончательной форме
принято 9 ноября 2020 года
66RS0045-01-2020-001376-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2020 года г. Полевской
Полевской городской суд <. . .> в составе председательствующего судьи Суетиной О.В. с участием старшего помощника прокурора <. . .> Забродиной Е.А., представителя ответчика ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО Пермяковой В.Г., действующей по доверенности № от . . ., представителя ответчика МУП «Полевская специализированная компания» Полевского городского округа Боярских Н.Ю., действующей по доверенности № от . . ., при секретаре Сидоровой Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-605\2020 по иску прокурора <. . .> в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, муниципальному унитарному предприятию «Полевская специализированная компания» Полевского городского округа о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <. . .> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (далее по тексту ОМС УМИ ПГО), муниципальному унитарному предприятию «Полевская специализированная компания» Полевского городского округа (далее по тексту МУП ПСК ПГО) о возложении обязанности. Просит возложить на ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты организации зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин), получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам, организовать зоны санитарной охраны скважин по адресам: <. . .> (реестровый №); <. . .>Б (реестровый №); <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №); <. . .>, район Психиатрической больницы (реестровый №). Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Полевская специализированная компания» Полевского городского округа обязанность в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на право пользования участками недр местного значения, содержащими подземные воды, в отношении объектов (скважин) по адресам: <. . .> (реестровый №); <. . .>Б (реестровый №); <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №); <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №). Мотивирует требования тем, что в нарушение ст.9 Водного кодекса Российской Федерации, ст.11 Закона РФ от . . . № «О недрах» МУП «Полевская специализированная компания» ПГО с сентября 2018 года осуществляет забор подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения из скважин в южной части <. . .>, д.Большая Лавровка в отсутствие разрешения (лицензии) на право пользования участками недр местного значения, содержащими подземные воды. В нарушение статьи 18 Федерального закона от . . . № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.55 Водного кодекса РФ, СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» органами местного самоуправления Полевского городского округа не разработаны проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового водоснабжения – скважин по <. . .>Б, в <. . .> и д.Большая Лавровка Полевского городского округа, не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам, не организованы зоны санитарной охраны.
Определением Полевского городского суда <. . .> от . . . к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии <. . .>, Управление Роспотребнадзора по <. . .>.
Определением Полевского городского суда <. . .> от . . . к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Полевская специализированная компания» Полевского городского округа.
Определением Полевского городского суда <. . .> от . . . гражданское дело в части исковых требований прокурора <. . .> о возложении на Муниципальное унитарное предприятие «Полевская специализированная компания» Полевского городского округа обязанности в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на право пользования участками недр местного значения, содержащими подземные воды, в отношении объектов (скважин) по адресам: <. . .> (реестровый №); <. . .>Б (реестровый №); <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №); <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №), прекращено, в связи с отказом прокурора <. . .> от иска в данной части.
В судебном заседании старший помощник прокурора <. . .> Забродина Е.А. исковые требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОМС УМИ ПГО Пермякова В.Г. исковые требования не признала, поскольку ОМС УМИ ПГО не является надлежащим ответчиком по делу. Суду показала, что скважины переданы на праве хозяйственного ведения МУП ПСК ПГО. Согласно п.2.9 Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от . . . №, в отношении имущества, принадлежащего муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, предприятие обязано обеспечивать сохранность имущества и его эксплуатацию в соответствии с техническими требованиями. Следовательно, обязанность по разработке проектов организации зон санитарной охраны скважин, по получению санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам, организации зон санитарной охраны скважин возложены на МУП ПСК ПГО. Земельные участки под скважинами в настоящее время находятся в аренде у МУП ЖКХ ПГО, поэтому не переданы МУП ПСК ПГО. Управление муниципальным имущество планирует обратиться в суд с заявлением о расторжении договоров аренды земельных участков, после чего они будут переданы МУП ПСК ПГО.
Представитель ответчика МУП ПСК ПГО Боярских Н.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду показала, что МУП ПСК ПГО является ненадлежащим ответчиком по делу, предприятию земельные участки не передавались, у МУП ПСК ПГО отсутствует возможность организовать работы, предусмотренные для формирования зон санитарной охраны.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии <. . .> в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Указав, что Министерство принимает решение об установлении, изменении и прекращении существования зон специальной охраны источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения. Заявки на установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения в отношении указанных в исковом заявлении объектов в Министерство не поступали.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <. . .> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом судебной повесткой, о причинах не явки суд не уведомил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из информации заместителя главы ПГО (л.д.23-25), в муниципальной собственности Полевского городского округа находятся скважины для забора воды с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения:
здание водонапорной башни со скважиной по адресу: <. . .> (реестровый №);
сооружение скважина для воды по адресу: <. . .>Б (реестровый №);
сооружение скважина для воды по адресу: <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №);
сооружение скважина для воды по адресу: <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №).
В период с . . . до . . . указанные объекты хозяйственно-бытового водоснабжения использовались МУП «Полевская специализированная компания» на праве аренды.
Указанные скважины Постановлением Главы Полевского городского округа от . . . № переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Полевская специализированная компания», что не оспаривается сторонами.
Забор подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения из скважин в южной части <. . .>, д.Большая Лавровка осуществляется МУП ПСК ПГО на основании лицензий на право пользования недрами (л.д.74-137).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, эксплуатация источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин), осуществляется без установления и организации зон санитарной охраны.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от . . . № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от . . . № утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.. . .-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.. . .-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.. . .-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п.1.5. СанПиН 2.. . .-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В силу пункта ст. 16 Федерального закона от . . . № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Таким образом, из указанных норм следует, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению в Управлении Роспотребнадзора по <. . .> санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, организации зон санитарной охраны лежит на органе местного самоуправления, так как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты, и на каком основании.
На основании п.1 ч.4 ст.40 Устава Полевского городского округа к полномочиям органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа является отраслевым органом местного самоуправления Полевского городского округа, осуществляющим управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, в том числе в области земельных отношений, управление объектами муниципальной собственности в сфере использования муниципального имущества, его приватизации, а также создания, деятельности, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и <. . .> нормативными правовыми актами Полевского городского округа (п.1.1 Положения об органе местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от . . . №).
В нарушение статьи 18 Федерального закона от . . . № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации, СанПиН 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» органами местного самоуправления Полевского городского округа не разработаны проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового водоснабжения – скважин по <. . .>Б, в <. . .> и д.Большая Лавровка Полевского городского округа, не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам, не организованы зоны санитарной охраны.
Указанная обязанность должна быть возложена на Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа как на орган, осуществляющий владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
Поскольку органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа допускается бездействие в области соблюдения водного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственника источника водоснабжения, то требования прокурора в части возложения на ОМС УМИ ПГО обязанностей по разработке проектов зон санитарной охраны, получения санитарно-эпидемиологического заключения на проекты, организации зон санитарной охраны скважин, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора <. . .> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично:
возложить на Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа обязанность в срок не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин), получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам, организовать зоны санитарной охраны скважин по адресам: <. . .> (реестровый №); <. . .>Б (реестровый №); <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №); <. . .>, район психиатрической больницы (реестровый №).
В удовлетворении исковых требований прокурора <. . .> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Полевская специализированная компания» Полевского городского округа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий судья О.В.Суетина