Адм. дело № 5-116/2020.
УИД 51RS0019-01-2020-000377-48.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 августа 2020 г. г. Полярные Зори,
ул. Пушкина, д.12а
Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Фазлиева О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Полярнозоринского районного суда Мурманской области, расположенного по адресу: г. Полярные Зори Мурманской области, ул. Пушкина, д. 12а, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении Морозова Е.А., ***,
УСТАНОВИЛ:
В производстве Полярнозоринского районного суда Мурманской области находится дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Морозова Е.А.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 27.07.2020, составленного участковым уполномоченным полиции Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" Шумаевым А.С., 16.05.2020, в 23 час. 00 мин., в условиях введенного на территории Мурманской области режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), Морозов Е.А., проживающий по адресу: <адрес>, в нарушение обязанности не покидать место проживания (пребывания), установленной пунктом 2.1.1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 N 175-ПП "О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", покинул место жительства, приехал в г. Полярные Зори Мурманской области, в отсутствии уважительных причин, перечисленных приведенным пунктом Правил.
Как полагает должностное лицо полиции, Морозов Е.А. не выполнил Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах:
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Морозов Е.А., надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания (л.д.18), в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия (л.д. 13), в связи с чем, в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассматривается без его участия.
Изучив протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, судья считает, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Морозова Е.А. по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению за отсутствием в действиях лица состава правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения, закрепленное в статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Организационно-правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В силу пп. а.2 ст. 10 названного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, граждане и организации обязаны выполнять решения должностных лиц, указанных в п.п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во взаимосвязи с п.п. 8, 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в частности ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.
В силу пп. «м» и пп. «у» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального и межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Мурманской области от 04.04.2020 N 175-ПП (в редакции, постановления Правительства Мурманской области от 13.05.2020, действующей на момент совершения правонарушения) "О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", принятого на основании п.п. "б" п. 6 ст. 4.1, п.п. "у" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9, на территории Мурманской области продлен режим повышенной готовности для органов управления и сил Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ранее установленный по 30.04.2020.
Приведенным Постановлением Правительства Мурманской области утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Правила), устанавливающие требования к поведению, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, ликвидацию новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в окружающей среде, основанные на подходах разобщения граждан, минимизации контактов, не обусловленных жизненной необходимостью.
Согласно п. 2.1 Правил, на граждан, находящихся на территории Мурманской области, возложена обязанность не покидать места жительства (пребывания) без применения средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респираторы), в том числе при нахождении в местах общего пользования (на всех объектах розничной торговли, аптеках, общественном транспорте, включая такси, и во всех организациях), соблюдая условия использования изделия, указанные в инструкции (при наличии таковой); соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; соблюдать запреты, требования и ограничения, установленные на территориях закрытых административно-территориальных образований и иных муниципальных образований Мурманской области, въезд на которые ограничен в соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области о введении ограничительных мероприятий.
Как установлено судьей из материалов дела (рапорта сотрудника полиции от 24.07.2020, объяснений Морозова Е.А. от 24.07.2020), Морозов Е.А. был задержан оперуполномоченным по ОВД ОРИ СБ УМВД России по Мурманской области ФИО 16.05.2020 в г. Полярные Зори, куда прибыл на автомобиле через пропускной пункт из г. Кандалакши, где он постоянно проживает.
Согласно протоколу об административном правонарушении в отношении Морозова Е.А. от 27.07.2020, действия Морозова Е.А., квалифицированные должностным лицом по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключались в том, что он покинул место регистрации (проживания) без уважительных причин, перечисленных в пункте 2.1.1 Правил.
Однако, приведенная выше редакция Правил, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 №175-ПП, действующая на момент задержания Морозова Е.А., то есть на 16.05.2020, не содержит запрета покидать место проживания (пребывания) без уважительной причины.
Таким образом, Морозов Е.А. имел право покинуть место своего постоянного проживания с соблюдением требований о масочном режиме, социальном дистанцировании и других, предусмотренных указанными Правилами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Поскольку нарушений обязательных требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 04.04.2020 №175-ПП, в действиях Морозова Е.А. не имеется, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Следует отметить, что нарушение иных требований Правил Морозову Е.А. не вменяется, в протоколе об административном правонарушении указания на нарушение иных пунктов Правил не содержится.
Исходя из принципа диспозитивности, формулирование административного обвинения относится к исключительной компетенции административного органа. Произвольное изменение обвинения, в том числе его существенных обстоятельств, не может быть осуществлено судьей при рассмотрении дела, поскольку это повлечет нарушение фундаментального права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Морозова Е.А. по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области.
Судья О.Ф. Фазлиева