Судья Машевец С.Ю. к делу N 33а-591/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Онохова Ю.В., Башинского Д.А.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Прокопенко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы г. Сочи Пахомова А.Н. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 31 августа 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Серопян С.С. обратился в суд с административным иском к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, имеющего вид разрешенного использования - апартотель. На участке расположен объект капитального строительства, соответствующий виду разрешенного использования земельного участка, принадлежащий истцу на праве собственности. Серопян С.С. обратился в МАУ МФЦ г. Сочи с заявлением о выдаче ему разрешения на реконструкцию апартотеля расположенного указанном земельном участке. Однако решением администрации г. Сочи Серопяну С.С. было отказано в выдаче испрашиваемого разрешения.
Административный истец полагает свои права нарушенными, в связи с чем, просит признать незаконным решение администрации г. Сочи N <...> об отказе в выдаче Серопяну С.С. разрешения на реконструкцию объекта капитального строения, расположенного по адресу: <...>; обязать администрацию г. Сочи выдать истцу разрешение на реконструкцию объекта капитального строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., по адресу: <...>, в соответствии с проектной документацией, выполненной ООО «Архитектоника» и положительным заключением негосударственной экспертизы, выполненной ООО «Экспертиза и консультирование».
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 31 августа 2016 г. требования Серопяна С.С. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Богодухову В.В., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что Серопян С.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: апартотель.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание общей площадью <...> кв.м., принадлежащее административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 сентября 2014 г.
18 марта 2016 г. административный истец подал в администрацию г. Сочи через МАУ МФЦ г. Сочи заявление о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего истцу на праве собственности нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>.
Однако 25 марта 2016 г. администрация г. Сочи было принято решение об отказе Серопяну С.С. в выдаче разрешения на реконструкцию указанного объекта капитального строения, о чем свидетельствует письмо администрации города Сочи N <...>.
Судом первой инстанции срок оспаривания указанного решения восстановления ввиду уважительности причин его пропуска истцом.
В обоснование принятого решения орган местного самоуправления указал на внесение изменений в документы территориального планирования, и как следствие на необходимость получения административным истцом нового градостроительного плана земельного участка. Так административный ответчик сослался на то обстоятельство, что проектируемое здание не отвечает требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в которой расположен земельный участок истца, а разделы представленного Серопяном С.С. проектной документации не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Давая оценку оспариваемому решению органу местного самоуправления, суд правильно применил нормы материального права, и верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 статьи51 Градостроительного кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; 6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ документов.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Принимая во внимание изложенные нормы права, а также учитывая тот факт, что административным истцом административному ответчику были представлены все необходимые для выдачи разрешения на реконструкцию документы, предусмотренные частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, при этом представленные административным истцом документы полностью соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, выданным истцу в установленном законом порядке, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у администрации г. Сочи отсутствовали достаточные основания для отказа административному истцу в выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему нежилого здания.
Из содержания статьи 44 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, с учетом приведенных положений градостроительного законодательства следует признать состоятельным вывод суда о том, что внесение изменений в документы территориального планирования само по себе не влечет недействительность ранее выданного градостроительного плана и не обязывает застройщика обращаться за получение нового плана.
Принимая во внимание, что параметры проектируемого здания, отраженные в проектной документации на реконструкцию нежилого здания, подготовленной ООО «Архитектоника», по высоте и общей площади полностью соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, содержащимся в правомерном градостроительном плане земельного участка истца, выданном 9 июля 2015 г., судебная коллегия признает обоснованным выводы суда о том, что административному истцу в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ необоснованно было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию здания.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, содержащиеся в таблице N 11 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в том числе параметры предельной высоты здания и коэффициента использования территории участка, в редакции Решения Городского Собрания Сочи от 29 сентября 2015 г. N 10, опубликованного и вступившего в силу 17 ноября 2015 г., при разрешении вопроса о выдаче административному истцу разрешения на реконструкцию принадлежащего ему здания применению не подлежат, поскольку градостроительный план земельного участка истца N <...> был выдан Серопяну С.С. 9 июля 2015 г., т.е. до вступления в силу Решения Городского Собрания Сочи от 29 сентября 2015 г. N 10.
Информация об объекте, подлежащем реконструкции, содержащаяся в проектной документации, подготовленной ООО «Архитектоника», полностью соответствует сведениям о расположенном на участке Серопяна С.С. здании, содержащимся в градостроительном плане участка и правоудостоверяющих документах на здание.
25 августа 2015 г. административным истцом было получено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации N <...>, подготовленное ООО «Экспертиза и Консультирование».
В соответствии с частью 1 статью 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 ст.49 Градостроительного кодекса РФ. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В силу части 9 статьи 49 результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии счастью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).
Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Что указывает на обоснованность выводов суда первой инстанции о том, что положительное заключение негосударственной экспертизы представленной административным истцом в администрацию г. Сочи проектной документации от 25 августа 2015 г. N 77-1-4-0092-15 не имеет пороков и подтверждает соответствие проектной документации ООО «Архитектоника», требованиям, содержащимся в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
На основании подпункта «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав истца установлен судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Серопяна С.С. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи от 31 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы г. Сочи Пахомова А.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: