Дело №2-473/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.,
при секретаре Тарабриной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Куртамыше 20 июля 2017года гражданское дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области к нотариусу Куртамышского нотариального округа Курганской области Абаимовой М.А. об исключении из наследственной массы арендуемого имущества, права и обязанности по договору аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области обратился в Куртамышский районный суд с исковыми требованиями к Пережегиной И.В. о признании недействительным свидетельства о праве на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемого пережившему супругу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец мотивировал свои требования тем, что между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области и индивидуальным предпринимателем ФИО19 был заключен Договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до 31.12.2027. Согласно сведениям государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО3 прекратил свою деятельность 31.05.2016 в связи со смертью. В соответствии с ч.1 ст.418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. В силу ч.2 ст.617 ГК РФ в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное; арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора. Согласно ч.3 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В связи с чем, права и обязанности по договору аренды лесного участка наследованию не подлежат. Статус индивидуального предпринимателя неразрывно связан с личностью ФИО3
12.07.2017 истец изменил предмет иска, просит исключить из наследственной массы арендуемое имущество, права и обязанности по Договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., подлежащих наследованию после смерти ФИО3, также просит произвести замену ответчика с Пережегиной И.В. на нотариуса Куртамышского нотариального округа Абаимову М.А.
Определением судьи Куртамышского районного суда произведена замена ответчика Пережегиной И.В. на нотариуса Куртамышского нотариального округа Абаимову М.А., третьим лицом к участию в деле привлечена Пережегина И.В.
В судебном заседании представитель истца Колегова Ю.И., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснения дала в соответствии с заявлением. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является нотариус Куртамышского нотариального округа, Пережегина И.В., как наследник, должна проходить по гражданскому делу как третье лицо. Просит исключить из наследственной массы арендуемое имущество, права и обязанности по Договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., подлежащих наследованию после смерти ФИО3
Ответчик нотариус Куртамышского нотариального округа Абаимова М.А. исковые требования не признала, показала, что нотариус не формирует наследственную массу, а выдает свидетельства о принятии наследства. Наследником по завещанию после смерти ФИО3 является Пережегина И.В., наследниками обязательной доли – ФИО6, Пережегина Е.А. В суде находится спор о признании отцовства ФИО3 в отношении ФИО14, который в случае удовлетворения исковых требований будет являться наследником обязательной доли. Договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., с личностью ФИО3 не связан, входит в состав наследства после смерти ФИО3
Третье лицо Пережегина И.В., действующая от себя и несовершеннолетнего ФИО6, ее представитель Нежданов А.Е., представитель третьего лица Пережегиной Е.А. - Иванов В.Н. с исковыми требованиями не согласились, показали, что отсутствуют основания для исключения из наследственной массы Договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо Пережегин В.Н., Пережегин Л.О., представитель третьего лица Ефимова М.В. - Ефимова С.В. на рассмотрение гражданского дела не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и индивидуальным предпринимателем ФИО3 был заключен Договор аренды лесного участка № сроком по 31.12.2027г. (л.д.16-23).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, что подтверждается Свидетельством о смерти I-БС № (л.д.117).
Наследниками, принявшими наследство, являются его супруга Пережегина И.В., сын ФИО6, мать Пережегина Е.А. (л.д.118-122).
В производстве Куртамышского районного суда Курганской области находится гражданское дело по заявлению Ефимовой С.В. об установлении факта отцовства ФИО3 в отношении ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ., заявление судом до настоящего времени не рассмотрено (л.д.108-112).
Пережегин В.Н. отказался от обязательной доли в наследстве сына ФИО3
Решением Куртамышского районного суда Курганской области от 03.05.2017 в удовлетворении исковых требований Пережегина В.Н. к нотариусу Куртамышского нотариального округа о признании отказа от обязательной доли недействительным, установлении факта принятия наследства отказано. Определением Курганского областного суда от 29.06.2017 решение оставлено без изменения (л.д.113).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО3 зарегистрирован в ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор доверительного управления наследственным имуществом между нотариусом Абаимовой М.А. и ФИО12, согласно которому право аренды лесного участка, принадлежащего ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ. передано в доверительное управление Доверительному управляющему (л.д.126).
Из Свидетельства о праве на долю в общем совместном имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу №, следует, что Пережегиной И.В. принадлежит <данные изъяты> доля в праве в общем совместном имуществе супругов, которое состоит из прав и обязанности по договору аренды лесного участка площадью <данные изъяты> кв.м, прав и обязанности по договору аренды лесного участка площадью <данные изъяты> кв.м, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области на имя ФИО3 <данные изъяты> доля в праве на указанное имущество входит в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО3 (л.д.10).
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области не оспаривает правомерность указанного выше Свидетельства о праве на долю в общем совместном имуществе супругов, принадлежность Пережегиной И.В. доли в правах и обязанностях по договору аренды лесного участка.
Истец связывает статус индивидуального предпринимателя, заключившего договор аренды земельного участка, неразрывно с личностью ФИО3, в связи с чем, считает, что права и обязанности по договору аренды лесного участка наследованию не подлежат.
Данные доводы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст.617ГК РФ в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
Исходя из пункта 1 ст.418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Исходя из содержания данных норм, личный характер обязательства должен определяться с учетом конкретных обстоятельств, а связь прав с личностью наследодателя должна быть именно неразрывной, то есть такой, когда вне этого правоотношения право не может существовать.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.11.2003 №438-О пункт 2 статьи 617 Гражданского кодекса РФ по своему содержанию направлен на защиту прав граждан-наследников. Включение в договор аренды таких условий перехода прав и обязанностей умершего арендатора к его наследникам, которые обусловлены личными качествами арендатора, отражает принцип свободы договора как один из основополагающих принципов гражданского права, признаваемый и гарантируемый государством.
В соответствии с ч.3 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Между тем, в Договоре аренды лесного участка № не указано, что предоставление участка в аренду ФИО3 было связано именно с качествами его личности, и какими именно. Договор заключен истцом с индивидуальным предпринимателем ФИО3 о принятии во временное пользование лесных участков (л.д.16-24).
Таким образом, в договоре указано лишь на то, что ФИО3 является индивидуальным предпринимателем, что характеризует не его личные качества, а правовой статус стороны договора.
То обстоятельство, что для заключения договора аренды лесного участка имел значение прежде всего правовой статус ФИО3, а не его личные качества, следует и из искового заявления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области, которые ссылаются на ч.3 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации о возможности заключения договора аренды земельных участков лесного фонда лишь с физическими лицами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей.
То, что договор аренды земельного участка не связан личными качествами арендатора, свидетельствует п.14.5 Договора (л.д.19), согласно которому арендатор имеет право с согласия Арендодателя сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лицам.
Пережегина И.В. является Индивидуальным предпринимателем, внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является лесоводство и лесозаготовки, что не противоречит ч.3 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации, соответственно Пережегина И.В. имеет право заниматься предпринимательской деятельностью (л.д.74-75).
Постановлением нотариуса Куртамышского нотариального округа М.А. Абаимовой от 02.12.2016 выдача свидетельства о праве на наследство после смерти ФИО15 приостановлено до разрешения дела судом об установлении факта признания отцовства (л.д.127).
Свидетельства о принятии наследства наследниками не выданы, о чем свидетельствуют материалы наследственного дела №.
Вопрос о возможности наследникам принять на себя права и обязанности арендатора по Договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. может быть разрешен только после определения круга наследников.
При наличии нескольких наследников вопрос о переходе прав арендатора решается в судебном порядке в случае не достижения соглашения между наследниками.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области к нотариусу Куртамышского нотариального округа Курганской области Абаимовой М.А. об исключении из наследственной массы арендуемого имущества, права и обязанности по договору аренды лесного участка, не имеется. Ни законодательством, ни договором аренды лесного участка не предусмотрено ограничений во вступлении наследников в права аренды лесного участка, который находился у наследодателя. Личный характер обязательства должен определяться с учетом конкретных обстоятельств, которых по материалам дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды в Курганской области к нотариусу Куртамышского нотариального округа Курганской области Абаимовой М.А. об исключении из наследственной массы арендуемого имущества, права и обязанности по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Куртамышский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.07. 2017г.
Судья: Н.Д.Дзюба