Дело № 12-340/21
РЕШЕНИЕ
г. Смоленск 02 июля 2021 года
Судья Ленинский районный суд г. Смоленска Космачева О.В., рассмотрев протест Первого заместителя прокурора Смоленской области на постановление УФАС по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника УФСИН России по Смоленской области Захаренкова Олега Валентиновича,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административному правонарушению, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника УФСИН России по Смоленской области Захаренкова О.В., в связи с малозначительностью.
Первым заместителем прокурора Смоленской области подан протест на указанное постановление, которое считает незаконным ввиду отсутствия оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Помощник прокурора Смоленской области Мещерякова Е.Ю. в судебном заседании протест поддержала.
Захаренков О.В. и его защитник Семенова О.В. в судебном заседании по требованиям возражали по основаниям, приведенным в возражениях (л.д. 54-57).
УФАС по Смоленской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как установлено по делу, ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора Смоленской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч..2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя начальника УФСИН России по Смоленской области Захаренкова О.В.
Из представленных прокуратурой Смоленской области материалов следует, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ было получено ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте по запросу первого заместителя прокурора смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Протест направлен в суд почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок.
Направление названного постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ вместе документами, зарегистрированными в книге исходящей корреспонденции УФАС по Смоленской области за № в отношении Гревцева и Морозовой, и его получение ДД.ММ.ГГГГ в почтовом оправлении № объективно ничем не подтверждено.
Таким образом, доводы Захаренкова О.В. и его защитника о пропуске первым заместителем прокурора Смоленской области установленного ч.1 ст. 30 КоАП РФ срок для принесения протеста суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Одним из основных принципов контрактной системы является принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (ст. 6,7 ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
Часть 2 ст. 103 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в реестр контрактов включаются следующие документы и информация: 1) наименование заказчика; 2) источник финансирования; 3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта; 5) дата заключения контракта; 6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта; 7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов к музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 Закона; 8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены; 9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика; 10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций); 11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения; 12) идентификационный код закупки; 13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; 14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных; 15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ).
Порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов установлен Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.
В соответствии с п. 12 Правил… заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня: заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» - «ж(1)» «и», «и(2)», «м» и «о» пункта 2 Правил; изменения контракта (исполнения (расторжения), приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг) -информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 Правил.
Пунктом 1 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, информации, подлежащей размещению в единой информационной системе, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 913, определен официальный сайт для размещения информации - www.zakuplci.gov.ru.
Как следует из постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении заместителя начальника УФСИН России по Смоленской области Захаренкова О.В., прокуратурой Смоленской области проведена проверка соблюдения должностными лицами Управления Федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области (далее - УФСИН России по Смоленской области) требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по результатам которой установлено, что УФСИН России по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № (с дополнительными соглашениями) с ООО «СтройПодряд» на завершение комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Следственный изолятор № на 198 мест (<адрес>) строительство режимного корпуса на 228 мест» стоимостью 86 349 400 руб., сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе исполнения государственного контракта платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, №, ДД.ММ.ГГГГ № и иными УФСИН Росси по Смоленской области произведена оплата выполненных подрядчиком работ на основании выставленных счетов на оплату и подписанных сторонами актов выполненных работ по формам КС-2, КС-3.
В нарушение ч. 3 ст. 103 ФЗ № 44-ФЗ УФСИН России по Смоленской области в реестре контрактов несвоевременно размещены сведения об исполнении государственного контракта № (реестровый №).
С нарушением срока в 5 рабочих дней в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направлены документы о приемке и оплате указанному государственному контракту: акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 №, № и платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ №, №.
Указанная документация об исполнении и оплате государственного контракта направлена и размещена в реестре контрактов только ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичным образом нарушен срок размещения документов о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ № об оплате выполненных работ.
На основании изложенного в действиях заместителя УФСИН России по Смоленской области Захаренкова О.В. установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, поскольку, являясь должностным лицом заказчика, он обязан был выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Оценив конкретные обстоятельства совершения заместителем УФСИН России по Смоленской области Захаренковым О.В. административного правонарушения, степень выраженности объективной стороны, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера и степени общественной опасности совершенное заместителем УФСИН России по Смоленской области Захаренковым О.В. является малозначительным правонарушением.
В связи с изложенным указанным постановлением производство по делу было прекращено (л.д. 7-13).
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2009 № 919-0-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных данным Кодексом.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и должна быть мотивирована.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общие и специальные требования к осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", данное правонарушение посягает на эффективность и результативность осуществления закупок, обеспечение гласности, прозрачности их проведения, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
По своей юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.31 КоАП РФх, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в частности, в сфере законодательства о контрактной системе.
Нарушения требований Закона о контрактной системе имеют широкую социальную значимость и находятся под постоянным особым контролем государства, а потому оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности правонарушения, выразившегося в утверждении должностным лицом заказчика документации об электронном аукционе, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, не имеется.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании вышеизложенного, совершенное должностным лицом заказчика административное правонарушение, не может быть отнесено к малозначительному.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
На основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
С учетом изложенного, следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований; меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела в данном случае уполномоченным должностным лицом приняты не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем постановление руководителя УФАС по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Поскольку установленный ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного Захаренкову О.В. правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в УФАС по Смоленской области.
Руководствуясь ст. ст. 30.5- 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
протест Первого заместителя прокурора Смоленской области удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя УФАС по Смоленской области № ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника УФСИН России по Смоленской области Захаренкова Олега Валентиновича отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.В. Космачева