Определение суда апелляционной инстанции от 10.08.2020 по делу № 02а-0305/2019 от 04.10.2019

судья: Бадова О.А.

адм. дело  33а-2175/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

10 августа 2020 года                                                                                        г. Москва

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,

судей Тиханской А.В., Михайловой Р.Б.,

при секретаре Щербаковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело  2а-305/2019 по апелляционной жалобе административного истца Терещенко С.С. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2019 года, которым постановлено:

Терещенко С.С. в удовлетворении административного искового заявления к Призывной комиссии г. Москвы ОВК Чертановского района, Военному комиссариату Чертановского ОВК об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии от 30.11.2018 года, обязании выдать военный билет отказать,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Административный истец Терещенко С.С. обратился в суд и просил признать незаконным решение призывной комиссии ОВК по Чертановскому району Москвы от 30 ноября 2018 года, которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязать рассмотреть вопрос о зачислении его в запас и выдать военный билет, мотивировав требования тем, что  с момента исполнения 16 лет неоднократно обращался в ОВК Чертановского района г. Москвы с заявлением о постановке  на воинский учет и в дальнейшем призыве на военную службу. Утвердительного ответа от сотрудников военкомата он не получал по причине отсутствия регистрации (постоянной или временной), до 27 лет никаких повесток от военкома административный истец не получал, в розыске как уклонист не находился, а потому принятое в отношении него решение считает незаконным.

В судебном заседании административный истец Терещенко С.С. поддержал требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности Большакова Н.Н., в судебном заседании возражала против предъявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях.

Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец, указывая на то, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Терещенко С.А., доводы апелляционной жалобы поддержавшего, представителя административного ответчика по доверенности Большакову Н.Н., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В судебном заседании установлено, что Терещенко С.С. *** года достиг 27- летнего возраста.

25.09.2018 года Терещенко С.С. зарегистрировался по адресу: ***, и обратился в ОВК Чертановского района г. Москвы для постановки на воинский учет и получении документов воинского учета, после достижения им 27-летнего возраста.

30 ноября 2018 года Призывная комиссия района Бирюлево Западное ЮАО города Москвы военного комиссариата Чертановского района ЮАО г. Москвы приняла решение о зачислении Терещенко С.С. в запас при достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Разрешая требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что Терещенко С.С. не представлены доказательства того, что имелись уважительные обстоятельства, по которым он не мог пройти воинскую службу.

Судебная коллегия находит данные выводы суда обоснованными, мотивированными и оснований не согласиться с ними не усматривает.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации  предусматривает:.воинский учет.

Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

На основании ст. 10 Закона:

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 г., статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.

Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, в разделе III (в редакции действующей с 31 мая 2014 г.) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Как верно указал суд, вышеуказанную обязанность по постановке на воинский учет Терещенко С.С. не исполнил, в военный комиссариат явился только по достижению ему 27 лет, до указанного времени обращений в военный комиссариат не направлял.

При этом судебная коллегия критически относится к доводам апелляционной жалобы о том, что с 2010 года Терещенко С.С. состоял на учете в ОВК по Чертановскому району г. Москвы, подтвержденными удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу и справкой военного комиссариата города Москвы по Чертановскому району от 25.08.2010 года.

Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 (ред. от 29.06.2012) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2007 N 10454)(далее Инструкция).

Приложением 9 предусмотрен порядок формирования картотеки личных дел призывников (далее Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка картотека личных дел формируется после сверки соответствия наличия личных дел призывников данным учетно-алфавитных книг перед составлением годового отчета о призыве граждан на военную службу. В каждом разделе картотеки в соответствии с его структурой составляется опись личных дел призывников, в которой карандашом проставляется их количество. В графе 9 учетно-алфавитной книги (приложение N 16 к настоящей Инструкции) карандашом производится запись о нахождении личного дела в том или ином разделе картотеки, а также указывается ожидаемый срок вызова гражданина на призывную комиссию. В данной графе после передачи гражданина в запас или снятия его с воинского учета по различным основаниям запись производится чернилами или шариковой ручкой.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что личные дела каждой категории лиц в соответствующем разделе картотеки распределяются по годам рождения, а в них - по алфавиту и хранятся в оборудованных шкафах, обеспечивающих сохранность документов.

В силу пункта 8 Порядка постановка на воинский учет указанных граждан проводится в следующем порядке:

в день явки гражданина для постановки на воинский учет сведения о нем заносятся в учетно-алфавитную книгу;

в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (далее именуется - удостоверение), проставляется оттиск штампа военного комиссариата о его постановке на воинский учет;

призывники, проживающие в муниципальных образованиях, где отсутствуют военные комиссариаты, направляются в органы местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, для принятия их на первичный воинский учет и заведения на них карты первичного воинского учета призывника;

на гражданина, поставленного на воинский учет, состоявшего ранее на воинском учете в военном комиссариате другого муниципального образования, заводится алфавитная карточка в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку, после чего не позднее 3-дневного срока отрезная часть ее с запросом о высылке личного дела призывника направляется в адрес военного комиссариата по прежнему месту жительства.

До получения личного дела призывника гражданин учитывается по учетно-алфавитной книге и алфавитной карточке, хранящейся в картотеке личных дел призывников, и при составлении отчетов эти лица включаются в число призывников, состоящих на воинском учете. В случае неполучения личного дела призывника в течение месяца со дня направления запроса направляется повторный запрос; при поступлении в военный комиссариат запрашиваемого личного дела призывника в учетно-алфавитной книге и учетной карте призывника производятся соответствующие записи. Личное дело призывника помещается в соответствующий раздел картотеки личных дел призывников, а алфавитная карточка с препроводительным письмом к личному делу хранится в деле военного комиссариата один год, после чего уничтожается в установленном порядке.

Вместе с тем как усматривается из книги призывников *** года, копия которой была представлена административным ответчиком, Терещенко С.С. среди них не значится, что свидетельствует о том, что на учете в военном комиссариате Чертановского района Терещенко С.С. не состоял.

Справка, выданная Терещенко С.С. о том, что он состоит на воинском учете в Отделе по Чертановскому району Южного АО г. Москвы, подписана начальником отдела ***, тогда как фамилия начальника ***.

Кроме того, из административного иска усматривается, что основанием для обращения административного истца в суд послужило то обстоятельство, что он не был поставлен на воинский учет в военном комиссариате по Чертановскому району.

Оценивая вышеизложенное, принимая во внимание, что Терещенко С.С. до 27 лет не являлся в военный комиссариат для постановки на воинский учет, уважительными причинами для указанного бездействия не располагая, тем самым, уклоняясь от призыва в армию, суд пришел к верному выводу о том, что, указанное обстоятельство в силу ч. 1.1 ст. 28 ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.

Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

При таких обстоятельствах предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Терещенко С.С. - без удовлетворения.

Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение ░░░░ ░░░░░░  ░░ ░░░░░░░░░   ░░░░░░░ ░░░░.

 

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

 

░░░░:

5

02а-0305/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 27.11.2019
Истцы
Терещенко С.С.
Ответчики
Призывная комиссия г. Москвы (Объедененного отдела военного комиссариата ОВК ЮАО Чертановского района).
Суд
Чертановский районный суд
Судья
Бадова О.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
16.12.2019
Мотивированное решение
27.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее