Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-113/2010 ~ М-409/2010 от 09.09.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«13» октября 2010 года <адрес>

<адрес>

Красногвардейский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Самойловой Т.В.

при секретаре Михайловой А.А.

с участием истца Кошелевой Т.С.,

представителя ответчика Государственного учреждения-Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> Рындиной В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Кошелевой Т.С. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании решения государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, и признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Кошелева Т.С., обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании решения государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – Управление) об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, и признании права на досрочную трудовую пенсию.

В обоснование своих требований, указав в заявлении о том, что она работает учителем муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ, в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> были поданы документы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от № 4-73-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей право на досрочную трудовую пенсию приобретают граждане, выработавшие необходимый педагогический стаж не менее 25 лет.

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в протоколе решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ , в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано на том основании, что:

1. период ухода за ребенком после 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
(1 год 6 месяцев), в соответствии со Списком , не подлежит включению в
педагогический стаж;

2.       период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заверен печатью, которая не соответствует наименованию учреждения.

Отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, считает незаконным, по следующим основаниям:

1. До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов отруде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Она находилась в отпуске по уходу за ребёнком с 01.02.1990 года по 09.08.1991 года (1 год 6 месяцев). Таким образом, данный период времени имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1.

Также в период нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы повсеместно увеличивалась до достижения им возраста 3-х лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком после 1,5 лет (до 3-х лет) подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Её право на включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет установлено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Определении Лг«46-В05-48 от ДД.ММ.ГГГГ, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации -В09-2 от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Согласно записи трудовой книжки, она принята на работу воспитателем в детский сад № 1 ДД.ММ.ГГГГ и уволена с работы ДД.ММ.ГГГГ (запись №№ 8, 9). Указанный период работы заверен печатью с оттиском «Детский сад № 1 Гороно».

Ею, ДД.ММ.ГГГГ, была получена справка Управления образования Мэрии муниципального образования <адрес> , которая подтверждает факт работы воспитателем в детском саду «Одуванчик». В данной справке указан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Учитывая, что периоды работы, указанные в трудовой книжке и в указанной справке совпадают, расхождения в наименовании организации не могут служить основанием для отказа в удовлетворении моих требований, поскольку фактически она осуществляла в указанный период педагогическую деятельность. Неточности в документировании трудовых отношений допущены не по её вине.

Просит суд:

1. Признать решение Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным.

2. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить в её педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 1,5 лет (до 3-х лет): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев).

3.Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>
включить в её педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение
пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

4.Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда
Российской Федерации по <адрес>
назначить мне указанную пенсию с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании, истица Кошелева Т.С. на иске настаивает, по основаниям в нём изложенным, просит суд:

1.Признать решение (по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ) Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Ставропольского в части отказа включить ей, Кошелевой Т.С., в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (1 год 6 месяцев), период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 06 дней), в качестве воспитателя в детском саду <адрес>, незаконным.

2.Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда
Российской Федерации по <адрес> включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 1,5 дет (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев).

3.Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>
включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(2 года 11 месяцев 06 дней), в качестве воспитателя в детском саду <адрес>.

4.Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>
назначить ей, Кошелевой Т.С., досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – Рындина В.В., иск не признала, считает иск Кошелевой Т.С. необоснованным, по следующим основаниям:

На дату обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, ДД.ММ.ГГГГ, Управление руководствовалось Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее по тексту Список) и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее по тексту Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные Списки и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Законе понятия « педагогическая деятельность» и « учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

При изучении документов, предоставленных Кошелевой Т.С. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, было установлено, что педагогический стаж заявительницы на дату обращения составляет 23 года 7 месяцев 12 дней.

Период работы Кошелевой Т.С. в должности воспитателя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в детском саду не подлежит включению в педагогический стаж, так как наименование типа и вида учреждения должно соответствовать разделу «Наименованию учреждения».Установление типа и вида учреждения производится на основании наименования учреждения образовательного учреждения так, как в соответствии со статьёй 54 Гражданского кодекса РФ в наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно правовую форму. Право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью предоставлено только работникам организационно- правовых структур, являющихся по статусу учреждением. Основным критерием статуса учреждения является наличие печати, а запись об увольнении заверена печатью детского сада ГОРОНО, печать не соответствует наименованию учреждения, в котором работала заявительница.

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, за период до ДД.ММ.ГГГГ, могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При этом, за периоды работы граждан, до ДД.ММ.ГГГГ, применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Список ), а за периоды работы граждан после ДД.ММ.ГГГГ - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Список ).

Исчисление стажа на соответствующих видах работ после ДД.ММ.ГГГГ производится в соответствии со Списком и Правилами .

В рамках Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, стаж заявительницы так же составляет 23 года 7 месяцев 13 дней, что также не дает права на досрочное назначение пенсии.

Заявительница также просит зачесть в педагогический стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Управление считает, что данный период был обоснованно исключен из педагогического стажа по следующим основаниям :

1.Согласно разъяснениям Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ , а также статьи 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ предусматривала включение в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

2.В соответствии с п.21 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

3. После вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» и внесения изменений в приведенную статью, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Период ухода за ребенком от полутора до трех лет расценивался законодателем как дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, который в силу прямого указания закона не включался в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

Управление не согласно с заявлением истицы о нарушении её конституционных прав. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия. Однако, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение устанавливаются пенсионным законодательством. В действующей системе пенсионного обеспечения, установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психоневрологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно, деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19. часть 1. Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Принимая во внимание вышеизложенное, стаж работыКошелевой Т.С., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 19пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет 23 года 7 месяцев 13 дней.

В связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности (25 лет), Управлением, ДД.ММ.ГГГГ, обоснованно принято решение об отказе в назначении Кошелевой Т.С. досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

С ДД.ММ.ГГГГ, действует Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 28 которого, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Управлением, при рассмотрении заявления Кошелевой Т.С. было установлено, что педагогический стаж заявительницы, на дату её обращения в Управление, составляет 23 года 7 месяцев 13 дней.

Период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком после полутора лет (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев), и период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 06 дней), в качестве воспитателя в детском саду <адрес>, запись о трудовом стаже в котором, заверена печатью «Гороно», не был включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Суд, находит не обоснованным решение ответчика в части отказа включить период нахождения Кошелевой Т.С. в отпуске по уходу за ребенком после полутора лет (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев), и период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 06 дней), в качестве воспитателя в детском саду <адрес>, запись о трудовом стаже в котором, заверена печатью «Гороно», считая решение принятым без учета положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, согласно которому, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ, могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При назначении пенсии, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст.27 Закона, в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа).

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Судом установлено, что Кошелева Т.С., ДД.ММ.ГГГГ, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно Справке о заключении брака, выданной архивом отдела ЗАГСа Управления ЗАГСа <адрес>, имеется запись акта от ДД.ММ.ГГГГ о заключении брака по Калиновскому сельсовету Кошелева А.А. и Волчанской Т.С., с присвоением последней фамилии – Кошелева А.А..

Согласно Диплому ИВ , Волчанская Т.С. (она же после заключения брака – Кошелева Т.С.), в 1978 году поступила и в 1983 году окончила Пятигорский Госпединститут иностранных языков по специальности: «английский и немецкий языки», с присвоением ей квалификации и звания - «учитель английского и немецкого языков средней школы».

Изложенное, свидетельствует о наличии специальности учителя у истицы Кошелевой Т.С., позволяющей ей работать по специальности в образовательных учреждениях.

Согласно свидетельству о рождении Кошелева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выданному ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГСа, <адрес>, актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является Кошелева Т.С. – истица по настоящему делу.

Согласно записи трудовой книжки на имя Кошелевой Т.С., с ДД.ММ.ГГГГ, истица работала в должности помощника воспитателя детского сада «Ласточка» завода «Каскад», и ДД.ММ.ГГГГ (запись 7) уволена в связи с переводом в детсад № 1 Черкесского ГОРОНО, куда она была принята временно воспитателем в д/сад № 1 на период декретного отпуска (запись ), откуда, ДД.ММ.ГГГГ, была уволена по собственному желанию (запись ).

Период нахождения истицы Кошелевой Т.С. в отпуске по уходу за ребенком, после полутора лет (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев), приходится на период замещения ею должности воспитателя детского сада «Ласточка» завода «Каскад».

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, аналогичным Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

В силу Постановления № 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в соответствующих учреждениях следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340 – I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» гарантировал назначение такой пенсии на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально – зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. По смыслу статей 8 (части 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально – зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Независимо от того, в чьём ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закреплённое за ними имущество.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с пунктами 1 - 5 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Удовлетворяя заявление Кошелевой Т.С. в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, Управление правильно исходило из того, что действовавшее в период нахождения Кошелевой Т.С. в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет законодательство не содержало в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Вместе с тем, с позицией Управления об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Кошелевой Т.С. о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после полутора лет (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев), суд не может согласиться, считая данный вывод Управления основанным на ошибочном толковании и применении норм материального права.

Действующее пенсионное законодательство в настоящее время не предусматривает возможности зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком.

Однако, при обращении женщин за судебной защитой своих пенсионных прав, законодатель обязывает суд руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О.

Суть этой позиции состоит в следующем: если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ строго по Закону о трудовых пенсиях и подзаконным нормативным правовым актам этот стаж недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены также периоды трудовой или иной деятельности, которые засчитывались в соответствующий стаж по нормам ранее действовавшего законодательства (в частности, по нормам Закона о пенсиях 1990 года, с учетом действия данного Закона на момент нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком).

Данная позиция подтверждена также положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в котором отмечается, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, следует учитывать, когда такой отпуск предоставлялся. Если он имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого данный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости (п. 15 Постановления).

Управлением не учтено, что до вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Кошелева Т.С. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев), т.е. данный период времени имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1.

Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", пункт 2 которого предусматривал, что с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, исходя из смысла приведенных законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Доводы ответчика, о правомерном исключении из педагогического стажа истицы, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после полутора лет (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев), со ссылкой на Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которыми, по мнению ответчика, предусмотрено включение в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, считая, что законодателем период ухода за ребенком от полутора до трех лет расценивался как дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, который не включался в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, суд находит не обоснованными, исходя из смысла вышеприведенных законодательных актов, и положений статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которыми, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Кроме того, в оценке позиции ответчика, суд руководствуется Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации - В09-2 от ДД.ММ.ГГГГ, по рассмотрению дела по надзорной жалобе ФИО1 по иску к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края, подтвердившему незаконность решения Пенсионного органа в части отказа включить в стаж работы по специальности, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, и указавшему о том, что положения пункта 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ , не содержат каких-либо ограничений по возможности учёта времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.

Ссылку ответчика на п.21 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», после чего, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, суд находит не применимой к возникшим правоотношениям, с учетом того, что период нахождения истицы Кошелевой Т.С. в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им трех лет, имел место до вступления в силу, с ДД.ММ.ГГГГ, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

Кроме того, Кошелевой Т.С., не был засчитан в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 06 дней), в качестве воспитателя в детском саду <адрес>, так как наименование типа и вида учреждения должно соответствовать разделу «Наименованию учреждения».

Установление типа и вида учреждения производится на основании наименования образовательного учреждения так, как в соответствии со статьёй 54 Гражданского кодекса РФ в наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно правовую форму. Право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью предоставлено только работникам организационно- правовых структур, являющихся по статусу учреждением. Основным критерием статуса учреждения является наличие печати, а запись об увольнении заверена печатью детского сада Гороно, печать не соответствует наименованию учреждения, в котором работала заявительница.

В спорный период работы заявителя Кошелевой Т.С., с ДД.ММ.ГГГГ - в должности воспитателя в детском саду <адрес>, действовало (ныне утратившее силу) Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых, дает право на пенсию за выслугу лет, и разделом которого, «наименование должностей» были предусмотрены должности: «заведующие, руководители – воспитатели, воспитатели». Разделом «Наименование учреждений и организаций» предусматривались: «детские сады и объединенные ясли – сады», к которому применимо вышеназванное Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ .

Пленумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в Постановлении (п. 9) отмечено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.).

Таким образом, Пленум ориентирует суды на учет при разрешении пенсионных споров правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им, в частности, в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 81-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 197-О.

Из позиции Пленума, изложенной в п. 10 Постановления, следует, что ранее действовавшее законодательство не содержало требования о том, чтобы названная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам соответствующих учреждений (организаций) независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу ряда статей Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Сохраняя для работников государственных и муниципальных учреждений льготные условия назначения пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств. Поэтому до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Данный пункт Постановления основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П.

В судебном заседании подтвержден факт выполнения воспитательных функций истицей Кошелевой Т.С., в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в детском саду <адрес>, в связи с чем, суд находит, что независимо от организационно-правовой формы учреждения и его принадлежности, учитывая, что воспитатели принимались на должность и освобождались от должности приказами, РОНО и(или) ГОРОНО, указанный период подлежит зачетув педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Оценивая представленные суду доказательства, суд также исходит из данных записей в трудовой книжке заявителя, учитывая, что книжка установленного образца, в соответствии со ст.66 Трудового Кодекса РФ, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ N 83-О и от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к числу которых относится заявительница.

Учитывая изложенное, суд, находит не обоснованным решение ответчика в части отказа включить период работы заявителя Кошелевой Т.С., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,- в должности воспитателя в детском саду -<адрес>.

Суд учитывает, что Закон ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы и неприменим к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу. В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Кошелевой Т.С. в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и

период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 06 дней), в качестве воспитателя в детском саду <адрес>, подлежащих включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание, что статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, а законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, суд приходит к выводу о том, что с учётом зачета в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и периода её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве воспитателя в детском саду <адрес>, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, на дату обращения в Управление с заявлением (ДД.ММ.ГГГГ), составляет более 25 лет предусмотренных Законом.

В связи с чем, отказ Управления о досрочном назначении трудовой пенсии Кошелевой Т.С. в части включения периода её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и периода её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве воспитателя в детском саду <адрес>, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, и в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованным.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком права Кошелевой Т.С. на досрочное назначение ей трудовой пенсии, предусмотренное ст.39 Конституции Российской Федерации, Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, 39, 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, ст.ст.27, 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Кошелевой Т.С. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании решения (по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ) Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с момента обращения, незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию с момента обращения - удовлетворить.

Признать решение (по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ) Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Ставропольского в части отказа включить Кошелевой Т.С. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (1 год 6 месяцев), период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 06 дней), в качестве воспитателя в детском саду <адрес>, - незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда
Российской Федерации по <адрес> включить Кошелевой Т.С. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период работы нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 1,5 дет (до 3-х лет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев).

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>
включить Кошелевой Т.С. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 11 месяцев 06 дней), в качестве воспитателя в детском саду <адрес>.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>
назначить Кошелевой Т.С. досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с момента обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края, в течение десяти дней, со дня принятия в окончательной форме, начиная с 18 октября 2010 года.

Судья: Т.В.Самойлова

2-113/2010 ~ М-409/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кошелева Татьяна Степановна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красногвардейскому району Ставропольского края
Суд
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
Судья
Самойлова Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
krasnogvardeysky--stv.sudrf.ru
09.09.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2010Передача материалов судье
13.09.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2010Судебное заседание
19.10.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2010Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее