Решение по делу № 12-85/2015 от 23.07.2015

Дело № 12-85/2015

РЕШЕНИЕ

10 августа 2015 года                            г. Емва Республики Коми

Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Петрова М.В. при секретаре Сенюковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица -Дорожного агентства Республики Коми на постановление инспектора ДН ГИБДД ОМВД России по <адрес> Сальникова С.В. от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> о привлечении юридического лица - Дорожного агентства Республики Коми к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В отношении Дорожного агентства Республики Коми инспектором ДН ГИБДД ОМВД России по <адрес> Сальниковым С.В. вынесено постановление от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

ГБУ РК «Центр правового обеспечения», действующее в интересах Дорожного агентства Республики Коми, не согласившись с постановлением ГИБДД, обратилось в суд с жалобой, в обосновании которой указано, что <ДД.ММ.ГГГГ> зарегистрировано Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее-ГКУ). Предметом деятельности ГКУ является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах полномочий Дорожного агентства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения. Целями деятельности ГКУ, в том числе, являются: обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального значения; улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения, обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, а также оказание услуг владельца автомобильных дорог регионального значения. Для достижения целей ГКУ осуществляет следующие виды деятельности: исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми, осуществляет контроль за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального значения, заключенных государственных контрактов. Решением от <ДД.ММ.ГГГГ> вышеуказанный участок автодороги изъят из состава имущества, находящегося на праве оперативного управления у Дорожного агентства Республики Коми, и закреплен на праве оперативного управления за ГКУ, Таким образом, Дорожное агентство Республики Коми не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ. Кроме того, считают, что назначенный штраф в размере <данные изъяты> рублей не отвечает целям административного наказания, поскольку не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер.

В судебном заседании представитель Дорожного агентства Республики Коми не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, суду сообщил о возможности рассмотрения жалобы в свое отсутствие.

Должностное лицо, составившее протокол, - государственный инспектор дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по <адрес> Сальников С.В., в судебном заседании полагал, что постановление вынесено законно и обоснованно, ответственным за состоянием дороги является собственник в лице Дорожного агентства РК.

Выслушав объяснения должностного лица, изучив материалы дела, административный материал <№>, представленный ГИБДД ОМВД по <адрес>, прихожу к следующему.

Исходя из положений ч. 1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности

Как следует из представленного дела, <ДД.ММ.ГГГГ> в <данные изъяты> час. инспектором ДПС ОВ ОГИБДД ОМВД России ФИО1 составлен акт проверки наличия горизонтальной дорожной разметки на автодороге <данные изъяты> с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км, которым установлено, что на данном участке дороги отсутствует (слабо различима) горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах в <адрес> на <данные изъяты> км., <адрес> на <данные изъяты> км., в районе <адрес> на <данные изъяты> км., в районе <адрес> на <данные изъяты> км., <данные изъяты> км., а также отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, на всех опасных поворотах, обозначенных дорожными знаками 1.11.1, 1.11.2, 1.12.1, 1.12.2 на автодороге <данные изъяты> с <данные изъяты> км. по <данные изъяты> км., что не соответствует требованиям п. 4.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Впоследствии, государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по <адрес> Сальниковым С.В. в отношении Дорожного агентства РК составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому <ДД.ММ.ГГГГ> в <данные изъяты> час. на автодороге <данные изъяты> с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км Дорожное агентство Республики Коми, являясь ответственным за нанесение дорожной разметки на автодороге Республиканского значения <данные изъяты>, нарушило правила содержания дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно в нарушении п. 4.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» не организовало нанесение дорожной разметки: 1) 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах в <адрес> на <данные изъяты> км., <адрес> на <данные изъяты> км., в районе <адрес> на <данные изъяты> км., в районе <адрес> на <данные изъяты> км., <данные изъяты> км 2) 1.1, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, на всех опасных поворотах, обозначенных дорожными знаками 1.11.1, 1.11.2,1.12.1, 1.12.2 на автодороге <данные изъяты> с <данные изъяты> км. по <данные изъяты> км., тем самым Дорожное агентство Республики Коми нарушило: п. 13 Основных положений правил дорожного движения Российской Федерации; п. 6 ст. 3; п. 6 ст.12 главы 2 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007; ст. 3; п. 3 ст. 6 главы 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995, п. 8.2 главы 2 Постановления Правительства Республики Коми № 16 от 07.02.2005, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, в которую включена ст.12.34, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о безопасности дорожного движения.

Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, осуществляющие ремонт, содержание дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений и обязанные при этом соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а также лица, обязанные принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Из представленных заявителем документов следует, что решением <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> «О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление» на основании и в соответствии с Постановлением Правительства РК от 30.12.2014 № 579 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Коми» (вместе с «Положением о Дорожном агентстве Республики Коми») изъято из состава имущества, находящегося на праве оперативного управления у Дорожного агентства Республики Коми, государственное имущество Республики Коми первоначальной балансовой стоимостью <данные изъяты> руб., остаточной стоимостью <данные изъяты> руб., по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> года, указанное в приложении к настоящему решению. Закреплено на праве оперативного управления за Государственным казённым учреждением Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее ГКУ РК «УправтодорКоми») государственное имущество Республики Коми, указанное в приложении к настоящему решению.

В соответствии с п. 19 раздела 3 представленного заявителем Устава ГКУ РК «УправтодорКоми», утвержденным руководителем Дорожного агентства РК <ДД.ММ.ГГГГ> (далее -Устав), имущество данного учреждения является государственной собственностью Республики Коми и закрепляется за ним на праве оперативного управления уполномоченным органом Республики Коми.

В соответствии с п. 18.31 раздела 2 Устава, на учреждение возложена обязанность оформлять правоустанавливающие документы на земельные участки под строительство и содержание автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми и переданных учреждению на праве оперативного управления.

При этом доказательств государственной регистрации права оперативного управления в частности дорогой <данные изъяты> с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км ГКУ РК «УправтодорКоми», материалы дела не содержат и в судебное заседание не представлено.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильныхдорог регионального или межмуниципального значения согласно п. 6 ст. 12 данного закона, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Из Положения о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> (Далее - Положение о Дорожном агентстве РК) следует, что Дорожное агентство Республики Коми (далее - Агентство) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми, предоставляющим государственные услуги в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (п.1). Финансирование расходов на содержание Агентства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (п.4). Основными задачами Агентства являются: обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния. Создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (п.п.8,8.1,8.2).

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 №345 «О содержании и ремонте автомобильныхдорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми» к полномочиям Дорожного Агентства Республики Коми отнесены вопросы определения и утверждения перечня участков автомобильныхдорог и дорожныхсооружений, подлежащих ремонту, на соответствующий финансовый год, а также внесение последующих изменений и дополнений в течение текущего финансового года исходя из объема финансирования республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий год, на основе анализа транспортно - эксплуатационного состояния автомобильныхдорог, оценки технического состояния автомобильныхдорог и дорожных сооружений.

Таким образом, в силу приведенных норм, лицом ответственным за содержание автомобильной дороги <данные изъяты>, является Дорожное агентство Республики Коми.При этом в соответствии с п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил

Так, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 50597-93, разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует наносить в соответствии с утвержденными схемами.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы заявителя о том, что субъектом совершенного правонарушения является ГКУ РК «УправтодорКоми», поскольку статьей 299 ГК РФ определено, что право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой подразумевается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу пункта 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Поскольку вышеназванными нормами права установлены иные специальные правила в отношении недвижимости, право оперативного управления на которую подлежит государственной регистрации, данное вещное право возникает с момента такой регистрации.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В данном случае право оперативного управления на автодорогу <данные изъяты> могло возникнуть у ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» только с момента государственной регистрации этого права. Нахождение имущества на балансе лица не свидетельствует о наличии у него соответствующего права

Материалами дела подтверждается, что на день выявления правонарушения и составления протокола об административном правонарушении, указанная автодорога находилась в ведении Дорожного агентства РК, поэтому данное юридическое лицо являлось ответственным за ее содержание и ремонт и, соответственно, субъектом административного правонарушения.

Фактические обстоятельства правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении и правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 12.34 КоАП РФ.

Санкцией ст.12.34 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, в судебном заседании не установлено.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 25.02.2014 № 4-П минимальный размер административного штрафа за административные правонарушения, который установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией. Снижение размера административного штрафа допускается только в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения.

С учетом установленных обстоятельств, являются обоснованными доводы заявителя о том, что назначенный ему штраф в размере <данные изъяты> рублей, не отвечает целям административной ответственности и не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3, в соответствии с которыми при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

На основании изложенного, прихожу к выводу, что назначенное Дорожному агентству Республики Коми наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 12.34 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30. 7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление инспектора ДН ГИБДД ОМВД России по <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> о привлечении юридического лица - Дорожного агентства Республики Коми к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ изменить в части назначенного Дорожному агентству Республики Коми административного наказания, снизив размер административного штрафа до <данные изъяты> рублей.

В остальной части постановление инспектора ДН ГИБДД ОМВД России по <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> оставить без изменения, жалобу Дорожного агентства Республики Коми - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья        М.В. Петрова

12-85/2015

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Другие
Дорожное агентство Республики Коми
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Петрова Мария Васильевна
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
23.07.2015Материалы переданы в производство судье
10.08.2015Судебное заседание
11.08.2015Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее