№ 2-6162/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лоймоевой Л.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости и назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Лоймоева Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с недостаточной продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера (далее РКС) с учетом работы в приравненных к ним местностях (далее МКС). Истец с данным решением не согласна, просит обязать ответчика включить в стаж работы в РКС периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы в МКС период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины 300 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по РК.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали.
Представитель третьего лица, действующий по доверенности, в судебном заседании с иском согласился.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лоймоева Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в приравненных к ним местностях.
В страховой стаж истца учтено <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, при требуемом стаже – <данные изъяты> лет; в стаж работы в РКС с учетом периодов работы в МКС учтено <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что меньше требуемого – <данные изъяты> лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.
В стаж работы истца в МКС не были учтены периоды прохождения службы в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по РК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что зачет указанных периодов в стаж работы в МКС действующим законодательством не предусмотрен.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснения сторон, материалами дела.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4 (на 01.01.2017) женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, для назначения женщине, достигшей возраста 50 лет, досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ необходимо соблюдение следующих условий: страховой стаж не менее 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в приравненных к ним местностях не менее 15 лет; индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 11,4 (на 01.01.2017).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в частности, в стаж работы в районах Крайнем Севере и в местностях, приравненных к ним), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
На основании ч.ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающим право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
Военная служба и служба в уголовно-исполнительной системе являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками уголовно-исполнительной системы реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
При определении права на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенным в действие с 01.01.2002, учитывается страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 № 19-О-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 № 380-О и от 29.09.2011 № 1040-О-О).
С учетом изложенных норм права суд полагает требования истца о включении в стаж работы в МКС периода прохождения службы в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по РК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, истец просит включить в стаж работы в РКС периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд установил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лоймоева (Пузик) Л.В. работала в <данные изъяты> <данные изъяты>. Согласно приказу работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № истец была направлена в командировку с ДД.ММ.ГГГГ сроком на <данные изъяты> месяц в <данные изъяты>. В связи с производственной необходимостью Лоймоева Л.В. была направлена на курсы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (срок командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила производственное обучение на участках <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель производил начисление истцу средней заработной платы, выплату районного коэффициента и северной надбавки.
Согласно ранее действовавшей ст. 112 КЗоТ РСФСР и ст. 187 ТК РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. В ст. 166 ТК РФ установлено, что служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В силу ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Из изложенных норм права следует, что период нахождения в командировке и период нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При таких обстоятельствах вышеуказанные периоды как периоды работы в силу п. 4 Правил № 516 подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 с последующими изменениями, <данные изъяты> отнесен к районам Крайнего Севера.
С учетом изложенного исковые требования Лоймоевой Л.В. в части включения в стаж работы в РКС периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом включения спорных периодов в стаж работы в РКС стажа работы истца в РКС с учетом периодов работы в МКС будет недостаточно для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому иск Лоймоевой Л.В. в части требований о понуждении ответчика к назначению истцу пенсии с указанной даты удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Лоймоевой Л.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить Лоймоевой Л.В. в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Лоймоевой Л.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья: И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 21.09.2018.