Дело -- – -- / 2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
-- --
Свободненский городской суд ФИО3 --
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре О,
с участием истицы А, представителя ответчика Г,
рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А, А
к Министерству социальной защиты населения ФИО3 --,
и к администрации -- ФИО3 --
о признании их пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
-- А обратилась в Свободненский городской суд ФИО3 -- с вышеуказанным иском.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований истица пояснила, что с -- она является единственным собственником жилого помещения – --, расположенного по переулку -- в -- ФИО3 --.
После покупки она вместе с несовершеннолетним сыном А, -- вселилась в указанный дом, и до настоящего времени в нём проживают.
-- в этом же доме у неё родилась дочь А.
Указанный дом – единственное жильё для неё и её несовершеннолетних детей.
На основании постановления Главы администрации -- ФИО3 -- -- от -- г., земельный участок, расположенный под домом -- по пер. -- в --, площадью -- кв.м., с кадастровым номером --, был предоставлен ей в собственность.
В июле-августе 2013 года в городе Свободном долгое время шли ливни, было сильное наводнение, и был введён режим ЧС. Пострадавшим в ЧС выплачивали деньги.
Её дом был подтоплен в ЧС, в подполье долго стояла вода.
Она и дети были признаны пострадавшими в ЧС.
-- межведомственная комиссия, осмотрела её дом и установила, что дом пригоден к проживанию, но в нём необходимо провести капитальный ремонт. В акте обследования помещения комиссия указала, что подтопление привело к незначительному проценту износа и биологическому повреждению конструкций стен (плесень), частично деформировались полы, прогнулся потолок.
Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда ФИО3 -- от -- (гражданское дело -- – -- / 2014 г.) был установлен факт постоянного её проживания и проживания её несовершеннолетних детей А и А в пострадавшем в результате ЧС доме.
Из-за того, что вода в подполье дома осталась в нём в зиму – к весне дом стал разрушаться. Т.к. из-за подтопления размыло грунты под домом, фундамент дома лопнул, дом перекосило, внутридомовая печь треснула.
-- межведомственная комиссия вновь осмотрела её дом, и дала заключение, что требуется проведение капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе эксплуатации здания.
В связи с этим -- ей была оказана помощь на капитальный ремонт жилого помещения в сумме -- руб. -- коп..
Получив деньги, она неоднократно пыталась нанять бригаду работников для проведения ремонтных работ по восстановлению дома, но все отказывались делать ремонт, обосновывая это тем, что дом не подлежит ремонту из-за его аварийного состояния и попытка отремонтировать его может привести лишь к его разрушению.
В связи с этим, она была вынуждена самостоятельно обратилась в ООО --» за проведением экспертизы.
Эксперты при обследовании фундаментов, подполья и конструкций здания – выявили следы деформаций, вызванных просадками конструкций из-за обводнения, вымывания основания фундаментов, разуплотнения грунтов. В техническом обследовании указали, что многочисленные трещины, деформации несущих и ограждающих конструкций, свидетельствуют о непригодности дома к дальнейшей эксплуатации. Кроме того, просадка фундамента под квартирной печью привела к осадке самой печи, имеющей многочисленные трещины. Указали, что фундамент здания и печи ремонту не подлежат.
Также эксперты выявили конструктивные дефекты в стенах и перегородках (большие перекосы, многочисленные трещины и щели, из-за чего утеплитель высыпается через щели, что приводит к нарушению теплотехнических характеристик здания). Указали, что при стягивании таких стен в кладке появятся новые трещины, вследствие чего полностью потеряют свою несущую способность и приведут к обрушению. Стены ремонту не подлежат.
Также эксперты указали, что перекрытие (покрытие чердачное) жилого дома требует ремонтные послеосадочные работы с полной его заменой, в т.ч. требуется ремонт потолка и утепление чердака. Перекрытие над подпольем имеет локальные просадки совместно с просадками несущих стен. Балки и конструкции пола покрыты плесенью, начинающейся гнилью, требуют ремонта с полной заменой конструкций.
Также эксперты указали, что в результате вымывания основания, разуплотнения грунтов и просадки конструкций фундамента произошло коробление, в результате чего требуется полная замена дощатого покрытия и лаг.
Также эксперты установили, что основные несущие и ограждающие конструкции квартиры, элементы строения находятся в аварийном состоянии, не соответствуют действующим нормам безопасности и свидетельствуют о возможности их обрушения. Жилой дом ремонту не подлежит. Рекомендован снос.
Эксперты сделали вывод, что состояние основания, фундаментов, стен, окон, дверей, перекрытий, покрытий – аварийное. Общее состояние дома – аварийное. И что жилое строение не подлежит проведению капитального ремонта, а подлежит сносу.
Получив это заключение экспертов (заключение № --), она вновь обратилась в межведомственную комиссию за обследованием дома.
-- г., уже после того, как она получила помощь на капитальный ремонт дома, межведомственная комиссия провела такое обследование и подтвердила, что помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодно для проживания.
-- она обратилась в Министерство социальной защиты населения ФИО3 -- с заявлением о включении её в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Но получила отказ в связи с использованием выплаты на капитальный ремонт не по целевому назначению.
С данным отказом она категорически не согласна, т.к. за счёт выделенных ей денежных средств на капитальный ремонт, чтобы не замёрзнуть зимой, она закупила необходимый строительный материал, наняла работника, который провёл работы по восстановлению домовой печи, и монтажной пеной запенил щели в стенах.
Но это не помогло. Дом разрушается, в нём очень холодно, печь натопить невозможно, жить в нём опасно. Никакого другого жилья они с детьми не имеют.
Считает, что имеет право на социальную выплату на приобретение жилья, т.к. в результате ЧС её дом признан непригодным для проживания. И полученные в качестве помощи деньги она не тратила без целевого назначения.
Согласна возвратить оставшуюся неизрасходованной сумму помощи, выделенной ей на капитальный ремонт, но не знает, как это сделать. Обращалась к чиновникам с просьбой подсказать, как возвратить полученные деньги – но не получила вразумительного ответа. Ей так и не сказали, куда, какому получателю, и на какой счёт она должна возвратить неизрасходованные деньги.
Просит суд признать её с детьми пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и имеющими право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Представитель ответчика - администрации -- ФИО3 -- – Г с иском не согласна, т.к. оснований для выплаты истице социальной выплаты на строительство или приобретение жилья нет.
В период ЧС дом истицы действительно был подтоплен водой.
В период ЧС, несмотря на подтопление дома, была установлена его пригодность для дальнейшего проживания.
По результатам этого первого обследования, истица был признана пострадавшей в результате ЧС, и ей была оказана помощь в виде социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в сумме -- руб. 00 коп..
-- межведомственная комиссия по заявлению истицы вновь обследовала её жилое помещение и приняла заключение о том, что дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригоден для проживания.
После этого, истица обратилась в Министерство социальной защиты населения ФИО3 -- с заявлением о признании её пострадавшей в ЧС и имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, но в такой выплате ей было отказано, т.к. она использовала выплаты на капитальный ремонт дома не по целевому назначению. То есть, истица, получив выплату на проведение капитального ремонта, не провела капитальный ремонт своего жилого помещения, что привело дом в непригодное для проживания состояние.
Оснований для выплаты истице денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения – нет.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика – Министерства социальной защиты населения ФИО3 -- - в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела был извещён судом заблаговременно и надлежащим образом. Просил рассматривать дело в его отсутствие. Возражает против удовлетворения иска, т.к. истица, получив денежные средства на капитальный ремонт жилого дома в сумме -- руб. 00 коп., капитальный ремонт жилого помещения не произвела. Информация о возврате истицей в установленном порядке полученных средств на капитальный ремонт в администрацию города - отсутствует, что свидетельствует о нецелевом использовании полученных средств на капитальный ремонт. Министерство, при рассмотрении заявления А на получение социальной выплаты на приобретение жилья, действовало в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и принимало законные и обоснованные решения об отказе в предоставлении выплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя данного ответчика.
Представитель третьего лица на стороне ответчиков - Правительства ФИО3 -- - в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела был извещён судом заблаговременно и надлежащим образом. Просил рассматривать дело в его отсутствие. Возражает против удовлетворения иска (письмо от -- исх. № --
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя данного третьего лица.
Представитель третьего лица на стороне ответчиков - Министерства финансов ФИО3 -- в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела был извещён судом заблаговременно и надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщил. Не просил рассматривать дело в его отсутствие. Своё отношение к заявленным требованиям не выразил.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя данного третьего лица.
Свидетель П (мать истицы) пояснила, что у их семьи есть два дома – -- и № --, расположенные по пер. -- в --.
В -- проживает она, а её дочь – истица А является единственным собственником --, в котором постоянно проживает вместе со своими детьми.
В результате ЧС оба дома были подтоплены, в подполье каждого из домов долго стояла вода, которая там же в зиму и замёрзла.
Её -- по пер. -- пришёл в непригодное для проживания состояние, её признали пострадавшей и предоставили временное жильё – комнату в общежитии, и в настоящее время у неё нет возможности забрать дочь и её маленьких детей к себе.
-- по пер. --, принадлежащий её дочери, также признан непригодным для проживания. В результате ЧС, фундамент дома и домовой печи лопнул, дом перекосило, стены и печь в трещинах.
Дочь неоднократно пыталась нанять ремонтную бригаду, чтобы сделать в доме ремонт, но никто за ремонт так и не взялся, объясняя это тем, что дом на стяжки взять невозможно, лучше его разрушить и построить новый. И что капитальный ремонт дому уже не поможет.
Чтобы дети истицы зимой не замёрзли, они своими силами запенили щели в стенах. Наняли печника Ф, который переложил домовую печь и заштукатурил её.
Но, несмотря на проделанную работу - в доме истицы очень холодно, мокро, сыро, она вынуждена постоянно топить печь, т.к. у неё на руках маленькие дети, одному из которых нет ещё и двух лет. Другого жилья у дочери и её малолетних детей – нет.
Свидетель Ф пояснил, что он печник, строитель.
В августе 2014 г. к нему обратилась мать истицы, П с тем, что никто в доме её дочери - истицы А, не берётся сделать домовую печь. Он осмотрел печь и увидел, что в результате ЧС фундамент дома лопнул, дом перекосило. В связи с тем, что дом треснул – переложить домовую печь было невозможно.
Но, т.к. у истицы на руках двое малолетних детей, приближалась зима, он пожалел их и взялся за ремонт печи – переложил её заново, затем заштукатурил. Монтажной пеной запенил щели в стенах.
При этом, истица сама закупала весь строительный материал, и ему за работу заплатила -- руб. 00 коп..
В настоящее время печь топится, но это ненадолго, т.к. по ней вновь пошли трещины. Фундамент печь не держит, всё может в любой момент рухнуть.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
ФИО3 -- от -- № 123-р на территории ФИО3 -- с -- был введён режим чрезвычайной ситуации.
ФИО3 Главы администрации -- от -- № 522, на территории -- с -- был введён режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ч. 1 ст. 1);
- граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, … на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 1 и 7 ч. 1 ст. 18);
- порядок и условия, виды и размеры этих компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18);
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (пункт «л» ч. 1 ст. 11).
-- издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, ФИО3 и Магаданской областей, --».
Подпунктом «б» пункта 2 Указа, Правительству РФ было поручено: до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Подпунктом «г» пункта 2 Указа, Правительству РФ было поручено: до -- принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья, и определить порядок выделения указанных средств.
Подпунктом «д» пункта 2 Указа, Правительству РФ было поручено: до -- решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания.
Во исполнение указанных норм закона, -- Законодательным Собранием ФИО3 -- был принят Закон ФИО3 -- № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории ФИО3 --, мер поддержки на цели капитального ремонта», который регулирует правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате ЧС в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, а также наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями ФИО3 -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт (ст. 1).
И -- Постановлением ФИО3 -- -- были утверждены «Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории ФИО3 --, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья», которые установили единые условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате ЧС, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта (раздел 1, пункт 1).
Таким образом, законодатель предусмотрел два способа возмещения ущерба, причинённого жилым домам граждан в результате ЧС. Это получение средств на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения или получение средств на приобретение или строительство жилья взамен утраченного.
Пункт 1 статьи 2 вышеназванного Закона устанавливает, что поврежденные жилые помещения – это жилые помещения, в отношении которых принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
Пункт 1 статьи 3 Закона устанавливает, что право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.Пункт 2 раздела 1 вышеназванных Правил устанавливает, что право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
В данном конкретном случае, истица является собственником пострадавшего в ЧС жилого помещения – --, расположенного по переулку -- в -- ФИО3 --, общей площадью -- кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права --, выданным -- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО3 --.
Истица имеет двоих несовершеннолетних детей:
А, -- года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии --, выданным -- отделом ЗАГС по -- и -- Управления ЗАГС ФИО3 --;
А, -- года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии --, выданным -- отделом ЗАГС по -- и -- Управления ЗАГС ФИО3 --.
Указанное жилое помещение является единственным жильём истицы и её детей, что стороны не оспаривают.
Актом обследования от -- была установлена необходимость проведения капитального ремонта дома истицы, пострадавшего в ЧС.
Истица признана пострадавшей в ЧС и имеющей право на получение средств на капитальный ремонт дома. Денежные средства на капитальный ремонт дома поступили на её расчётный счёт, что подтверждается платёжным поручением -- г. -- г., по которому администрация -- перечислила на счёт истицы средства на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения в сумме -- руб. 00 коп..
Получив денежные средства на капитальный ремонт жилого помещения, истица своими силами пыталась отремонтировать дом (закупила строительные материалы, наняла печника, который переложил домовую печь, заштукатурил её, запенил щели в стенах).
Впоследствии, -- г., межведомственная комиссия установила, что дом истицы не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригоден для проживания.
-- истица обратилась в Министерство социальной защиты населения ФИО3 -- с заявлением о признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, и имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Но в такой помощи ей было отказано в связи с использованием выплаты на капитальный ремонт не по целевому назначению.
Требования истицы о признании её пострадавшей в ЧС и имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья – суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, т.к. жилое помещение истицы признано непригодным для проживания в результате ЧС.
Доводы ответчиков о том, что истица использовала выплату на капитальный ремонт жилого помещения не по целевому назначению суд считает необоснованными, т.к. в судебном заседании доказан тот факт, что истица, получив социальную выплату на капитальный ремонт своего жилого помещения, предпринимала все зависящие от неё меры к ремонту дома. Но, в связи с тем, что в результате ЧС дом стал аварийным и пришёл в негодность, все попытки отремонтировать его результата не дали.
Доказательств обратному ответчиками не представлено и судом не добыто.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения ФИО3 -- и администрацию -- ФИО3 -- включить А в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих правона получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО3 областной суд через Свободненский городской суд ФИО3 -- в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись
--
--
--