Дело № 2-532/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 февраля 2013 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Родионова В.А.,
при секретаре Королевой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеенковой Е.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения объекта капитального строительства,
у с т а н о в и л:
Макенкова Е.А., уточнив требования, обратилась в суд с иском Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения объекта капитального строительства, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и муниципальным образованием города Смоленска был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 150 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для установки магазина-кафе из легкосборных конструкций. ДД.ММ.ГГГГ данный договор продлен на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о согласовании выбора данного земельного участка для возведения на нём объекта капитального строительства. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен отказ, поскольку испрашиваемый участок расположен в нерегламентированной зоне, в границах территории общего пользования, кроме того, его площадь недостаточна для размещения объекта капитального строительства. С данным отказом истец не согласна, считает, что он противоречит требованиям действующего законодательства, которым запрещена приватизации земельных участков находящихся на территориях общего пользования, однако сдавать их в аренду не запрещено. Просит суд обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области произвести предварительное согласование выбора земельного участка общей площадью 150 кв.м, расположенного по <адрес>, с кадастровым номером № для размещения объекта капитального строительства.
В судебном заседании представитель истца Матвеев А.В. иск поддержал, обосновав его вышеизложенными обстоятельствами, считает, что испрашиваемый участок расположен в придорожной зоне на территории общего пользования, на которых возможно размещение объектов капитального строительства, относящихся к транспортной инфраструктуре.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Головко О.В. иск не признала, суду пояснила, что порядок получения участка регламентируется ст. 30 ЗК РФ. Испрашиваемый участок сформирован для целей не связанных со строительством. Поскольку участок сформирован, то его предоставление должно осуществляться только через торги на право заключения договора аренды, соответственно предоставить его в аренду без проведения торгов, как того просит истец, на основании акта выбора земельного участка не возможно. Кроме того, в соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Это улицы, площади, проезды, набережные, скверы, бульвары и т.п. Спорный участок находится в нерегламентированной зоне, правовой режим которой определён статьей 6 Правил землепользования и застройки г. Смоленска, то есть относится к месту общего пользования, а потому не подлежит приватизации. Просит в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо - Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явилось, представило письменный отзыв на иск, в котором указано, что испрашиваемый участок уже сформирован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен истцу в аренду. Кроме того, данный участок находится в зоне Н - нерегламентируемые территории, на которые в силу закона не распространяются градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Главы города Смоленска от 17.03.2006 № 758 «Об утверждении проектов границ земельных и о предоставлении в аренду земельного участка по <адрес>» утвержден проект границ земельного участка площадью 150 кв.м. по <адрес> и данный участок предоставлен Макеенковой Е.А. в аренду для установки магазина -кафе из легкосборных конструкций (л.д. 8, 9).
Согласно кадастровой выписке земельный участок по адресу: <адрес>, находится в государственной собственности, отнесен к землям населенных пунктов, сформирован и внесен в государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ему кадастрового номера - №, имеет разрешенное использование для установки магазина-кафе из легкосборных конструкций (л.д. 10).
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок по вышеуказанному адресу передан Муниципальным образованием <адрес> в аренду Макеенковой Е.А. сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для установки магазина-кафе из легкосборных конструкций (л.д. 11).
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области действие договора продлено на неопределенный срок (л.д. 14).
Согласно материалам дела, заявитель обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка предполагаемой площадью 150 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> и предварительном согласовании на нем размещения объекта капитального строительства - здания магазина -кафе. Земельный участок испрашивался в аренду (л.д. 16).
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, рассмотрев указанное заявление, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил, что удовлетворить просьбу заявителя по существу обращения в рамках действующего законодательства не представляется возможным, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в нерегламентированной зоне, в границах территории общего пользования (<адрес>), на которую действие градостроительных регламентов не распространяется. Кроме того, испрашиваемый участок уже сформирован в соответствии с действующим законодательством, в отношении него осуществлен кадастровый учет (кадастровый номер №). В отношении данного земельного участка принято решение о предоставлении в аренду и заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ В случае прекращения аренды земельного участка, его предоставление возможно будет осуществить только в соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ, согласно которому в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Кодекса, то есть по результатам торгов (конкурсов, аукционов) (л.д. 17).
Разрешая вопрос об обоснованности отказа истцу в осуществлении процедуры предварительного согласования выбора земельного участка для размещения объекта капитального строительства, суд исходит из следующих норм права.
В соответствии с положениями статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» установлено, что распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в городе Смоленске, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Смоленской области. Постановлением Администрации Смоленской области N 86 от 20.02.2009 полномочия по распоряжению названными земельными участками возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту первому статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом третьим статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из смысла приведённых норм следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта возможно только в аренду и в отношении земельного участка, который до начала процедуры выбора не сформирован и не поставлен на кадастровый учёт, а также не обременён правами третьих лиц.
Согласно пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть путем:
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
С учетом изложенного спорный земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учёт за номером 67:27:0031727:22, может быть предоставлен для строительства только с торгов и не может быть представлен в порядке предварительного согласования.
При этом проведение торгов возможно только в том случае, если этот земельный участок не закреплен за гражданином или юридическим лицом.
Земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031727:22 закреплён за самим истцом на праве аренды. Требование о прекращении договора аренда истец не заявляет, а потому процедура предоставления земельного участка для строительства по тем или иным основаниям вообще не может быть инициирована.
Суд находит, что истец намерен сохранить за собой действующее право аренды земельного участка, но фактически желает изменить вид его разрешённого использования с «для установки магазина-кафе из легкосборочных конструкций» на «для объекта капитального строительства - магазина-кафе».
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Вместе с тем, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами (п. 4 ст. 36 ГрК РФ).
Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска земельный участок с кадастровым номером № находится на нерегламентированной территории - Н (территория общего пользования) и расположен в границах полосы отвода существующей дороги.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса).
Порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до настоящего времени не определен, что позволяет сделать вывод о невозможности проведения указанной процедуры.
Между тем, исходя из позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной, в частности в письме от 15 декабря 2011 г. N ОГ-Д23-2457, до определения на законодательном уровне порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, целесообразно руководствоваться нормами Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
На основании ст. 4 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2013 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных Законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.
Таким образом, до установления специального порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение вида разрешенного использования земельного участка может осуществляться до 31 декабря 2013 г. на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Данный вывод согласуется с положениями ст. ст. 14, 15, 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Следует отметить, что истец с просьбой об изменении вида разрешенного использования земельного участка в орган, наделенный соответствующими полномочиями, не обращался.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным действия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, выразившегося в отказе заявителю осуществить процедуру предварительного согласования выбора земельного участка для размещения объекта капитального строительства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Макеенковой Е.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения объекта капитального строительства - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Родионов