Дело № 2-1403/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2017 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Белозер О.М.,
при секретаре Цехиной И.Ю.,
с участием: истца Дошаклаевой З. С., представителей ответчика Герасимовой Л.Д., Бондарь Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дошаклаевой З.С. к Северо-Кавказскому таможенному управлению о признании действий в части начисления пенсии неправомерным, обязании произвести выплаты, взыскания материального вреда и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Дошаклаева З.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Северо-Кавказскому Таможенному Управлению, мотивируя тем, что пенсия за выслугу лет от таможенных органов ей была назначена с 07.04.2005 года отделом пенсионного обеспечения Южного таможенного управления (ныне в ведении Северо - Кавказского таможенного управления) в соответствии с пп. «а» ст. 13 Закона РФ №4468-1
В соответствии со ст. 51 Закона № 4468-1 «лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлением о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы…Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 -ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Первично ею в отдел кадров Ингушской таможни (для направления его в пенсионный отдел Южного таможенного управления) было подано заявление с просьбой о назначении пенсии по выслуге 20 лет (на момент возникновении права) с 12 сентября 2002 года
Однако, отделом пенсионной службы Южного таможенного управления ей было отказано по той причине, что она продолжала службу в том же учреждении, и окончание контракта о таможенной службе, имея выслугу 20 лет, не дает оснований для назначения пенсии по выслуге лет (ст.6 Закона № 4468-1).
С данными выводами пенсионного отдела ЮТУ она не согласна по следующим основаниям:
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г № 6 - П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы, дается разъяснение:
Обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, службу в правоохранительных органах, должны соответствовать ее медицинским и профессионально - психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства- в силу статей 1(ч.1), 2,7,37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1и 2), 41 (ч.1), 45 (ч.1), 59 и 71 (п. «в», «м», «т») Конституции Российской Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии по выслуги лет (ст.5 рассматриваемого Закона, ст.4 и 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ).
Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 рассматриваемого Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги лет на военной и (или) правоохранительной службы 20 лет и более (пункт «а»), вместе с тем, пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из статьи 2 Федерального Закона « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее
Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе.
Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получить полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах, и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 ( часть 1) Конституции Российской Федерации. Не являются в данном случае дискриминационными по своему характеру и обусловленные спецификой военной и правоохранительной службы и особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.
Пунктом 4 Инструкции о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и членов их семей, утвержденный приказом ФТС России от 21 апреля 2011 года № 833, пенсионное обеспеченье сотрудников и членов их семей осуществляется в системе таможенных органов РФ пенсионной службой ГФЭУ и отделами пенсионного обеспеченья региональных таможенных управлений, во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, иными подразделениями таможенных органов.
В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:
а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе , и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы:
статья 6 указанного выше Закона РФ предусматривает, что лицам указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Таким образом, с 12 сентября 2002 года она была уволена как сотрудник таможенных органов Российской Федерации на основании ФЗ № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в соответствии с пп. 5 п.2 статьи 48 по организационно - штатным мероприятиям, на данный период ее выслуга составляла 20 лет».
13 сентября 2002 года она принята в «Ингушскую Таможню» уже в другом качестве «назначена на Государственную должность Федеральной государственной службы «Приказ ..............-лс от 13.09.2002 года, что дает ей право на назначение пенсии по выслуге 20 лет с 13 сентября 2002 года по Закону 4468-1, и получении заработной платы за этот же период работы в Ингушской Таможне в качестве государственного служащего, так как после ее увольнения 12 сентября 2002 года, где она являлась сотрудником таможенной службы в звании майора, то с 13 сентября 2002 года она принята со статусом (наемный работник) государственного служащего с отчислениями страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации из фонда оплаты труда.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просит:
1. Признать действия ответчика по отказу ей в назначении (начислении) пенсии за выслугу с даты возникновения права на нее с 13 сентября 2002 года по 06 апреля 2005 года неправомерными.
2. Обязать ответчика произвести ей выплаты пенсии за выслугу лет за период с 13.09.2002г. по 06.04.2005г., согласно расчёту в сумме 759 066 рублей.
3. Взыскать с ответчика в ее пользу материальный и моральный ущерб в сумме соразмерной с суммой невыплаченной пенсии в размере 759 066 рублей.
В судебном заседании истец Дошаклаева З.С. поддержала заявленные ею требования в полном объёме и просила их удовлетворить.
Представители ответчика – Северо-Кавказского Таможенного Управления по доверенности Герасимова Л.Д., Бондарь Т.С. в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве, из содержания которого следует, что в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-1) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы, выслугу на военной службе (службе) 20 лет и более.
Согласно положениям статьи 53 Закона РФ № 4468-1 пенсии назначаются дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Дошаклаева З.С. уволена с должности сотрудника таможенных органов ведущего инспектора отделения кадров Ингушской таможни 12 сентября 2002 г. приказом Ингушской таможни от 12 сентября 2002 г. ..............-лс «Об увольнении сотрудников со службы в таможенных органах Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее - Федеральный закон № 78-ФЗ). Приказом Ингушской таможни от 13 сентября г. ..............-лс «О приеме на государственные должности федеральной дарственной службы» 13 сентября 2002 г. она принята на должность государственной гражданской службы - ведущего таможенного инспектора (психолога) в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ для назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с пунктом 7 этой же статьи, предусматривались, в том числе, следующие социальные гарантии: при увольнении с работы до 30 июня 2007 г. за указанными лицами сохраняется право выхода на пенсию и на назначение пенсии в порядке, установленном Законом РФ № 4468-1. При исчислении пенсий и пособий учитывается выслуга лет, исчисляемая исходя из общей продолжительности службы (работы), с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ, согласно которого выслуга лет лиц младшего и начальствующего состава таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими, исчисленная на день прекращения службы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включается в стаж государственной службы или в стаж работы, которые дают право на получение надбавки за выслугу лет, назначение пенсии и социальные гарантии и льготы.
Приказом Ингушской таможни от 6 апреля 2005 г. ..............-лс «Об увольнении З.С. Дошоклаевой» 6 апреля 2005 г. Дошаклаева З.С. уволена из таможенных органов с должности государственной гражданской службы.
Поскольку, в 2002 году Дошаклаева З.С. была назначена на должность государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ, за ней сохранилось право выхода на пенсию при увольнении с должности государственной гражданской службы и период с 13 сентября 2002 г. по 6 апреля 2005 г. включен Дошаклаевой З.С. в выслугу лет для назначения пенсии.
Согласно материалам пенсионного дела № СК-354 заявление о назначении пенсии по выслуге лет Дошаклаевой З.С. написано 8 апреля 2005г. В заявлении Дошаклаева З.С. просила назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением 06 апреля 2005г.
Выслуга лет для назначения Дошаклаевой З.С. пенсии от таможенных органов в соответствии с Законом РФ № 4468-1 на дату увольнения 6 апреля 2005г. с должности государственной гражданской службы составляла в соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ (с учетом решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 сентября 2008г.) 23 года 09 месяцев 01 (включая период службы с 13 сентября 2002 г. по 6 апреля 2005г.). Именно с учетом указанного стажа на основании заявления о назначении пении от 08 апреля 2005г. исчислен размер пенсии Дошаклаевой З.С. и составил 59 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.
В связи с изложенным, оснований для назначения пенсии за выслугу лет Дошаклаевой З.С. с 13 сентября 2002 г. не имеется, поскольку период с 13 сентября 2002 г. по 6 апреля 2005 г. включен в расчет пенсии, выплачиваемой Дошаклаевой З.С. с .............. по настоящее время. Следует также отметить, что сведения об обращении Дошаклаевой З.С. за пенсией в 2002 году в материалах пенсионного дела № СК-354 отсутствуют. Согласно стаье 50 Федерального закона № 114-ФЗ порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-1) назначение пенсии носит заявительный характер.
Статьей 51 Закона РФ № 4468-1 установлено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, с заявлениями о назначении пенсии обращаются в соответствующие пенсионные органы.
Согласно части 2 статьи 53 Закона № 4468-1 при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Из материалов личного дела Дошаклаевой З.С. (л/.............., находится в Минераловодской таможне), следует, что первоначальное заявление о назначении пенсии было подано истцом 10.01.2002. На основании указанного заявления Ингушской таможней были направлены документы для назначения пенсии в Южное таможенное управление, но были отозваны на основании рапорта Дошаклаевой З.С. от 11.01.2002. Документы вернулись в Ингушскую таможню письмом ЮТУ от 30.01.2002 .............. «О направлении документов Дошаклаевой З.С.».
Сведения об обращении Дошаклаевой З.С. за назначением пенсии в период с сентября 2002 г. по апрель 2005 г. в материалах пенсионного и личного дела Дошаклаевой З.С. отсутствуют.
Повторное заявление о назначении пенсии за выслугу лет, согласно материалам пенсионного дела № СК-353 Дошаклаевой З.С., написано 08.04.2005г. В заявлении Дошаклаева З.С. просила назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением 06.04.2005. В материалах дела имеется расчет выслуги лет для назначения пенсии от 17.11.2005г., в который включен период службы с 13.09.2002 по 06.04.2005. С расчетом Дошаклаева З.С. была ознакомлена под роспись.
Выслуга лет для назначения Дошаклаевой З.С. пенсии от таможенных органов в соответствии с Законом № 4468-1 на дату увольнения 06.04.2005 с должности государственной гражданской службы составляла в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее - Федеральный Закон № 78-ФЗ) (с учетом решения Ленинского районного суда г. Ростова-на- Дону от 12.09.2008) составила 23 года 09 месяцев 01 день (включая период службы с 13.09.2002 по 06.04.2005). Именно с учетом указанного стажа на основании заявления о назначении пении от 08.04.2005 и расчета выслуги лет для назначения пенсии от 17.11.2005 исчислен размер пенсии Дошаклаевой З.С. и составил 59 % соответствующих сумм денежного довольствия. На основании решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Дошаклаева должна была явиться в Сбербанк и произвести соответствующие манипуляции, чего она не сделала, поэтому 3 года пенсию не получала.
В связи с изложенным, оснований для назначения пенсии за выслугу лет Дошаклаевой З.С. с 13.09.2002 не имеется, поскольку заявление для назначения пенсии с 13.09.2002 не поступало, период с 13.09.2002 по 06.04.2005 включен в расчет выслуги лет для назначения пенсии Дошаклаевой З.С. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 .............. «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» и Федеральным Законом № 78-ФЗ, предписывающими учитывать все периоды, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии.
Исключение спорного периода из расчета выслуги лет Дошаклаевой З.С. повлечет за собой уменьшение размера назначенной ей пенсии на 6 % ежемесячно и следовательно, образование переплаты пенсионных выплат из средств федерального бюджета за период с апреля 2005 года по настоящее время.
На основании изложенного, с учетом ранее представленных возражений, просят в удовлетворении заявленных требований Дошаклаевой З.С. к СКТУ отказать в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что исковые требования заявлены истцом не обоснованно, не доказаны и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.ст.12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ст. 55 ГПК РФ).
Согласно статье 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон РФ № 4468-1) пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм.
Статьей 43 указанного закона установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям (в том числе сотрудникам таможенных органов), исчисляются из их денежного довольствия.
Дошаклаева З.С. уволена с должности сотрудника таможенных органов ведущего инспектора отделения кадров Ингушской таможни 12 сентября 2002 г. приказом Ингушской таможни от 12 сентября 2002 г. ..............-лс «Об увольнении сотрудников со службы в таможенных органах Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее - Федеральный закон № 78-ФЗ). Приказом Ингушской таможни от 13 сентября 2002 г. ..............-лс «О приеме на государственные должности федеральной дарственной службы» 13 сентября 2002 г. она принята на должность государственной гражданской службы - ведущего таможенного инспектора (психолога) в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ для назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с пунктом 7 этой же статьи, предусматривались, в том числе, следующие социальные гарантии: при увольнении с работы до 30 июня 2007 г. за указанными лицами сохраняется право выхода на пенсию и на назначение пенсии в порядке, установленном Законом РФ № 4468-1. При исчислении пенсий и пособий учитывается выслуга лет, исчисляемая исходя из общей продолжительности службы (работы), с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с пунктом 6 3 Федерального закона № 78-ФЗ, согласно которого выслуга лет лиц младшего и начальствующего состава таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими, исчисленная на день прекращения службы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включается в стаж государственной службы или в стаж работы, которые дают право на получение надбавки за выслугу лет, назначение пенсии и социальные гарантии и льготы.
Приказом Ингушской таможни от 6 апреля 2005 г. ..............-лс «Об увольнении З.С. Дошаклаевой» 6 апреля 2005 г. Дошаклаева З.С. уволена из таможенных органов с должности государственной гражданской службы.
Поскольку в 2002 году Дошаклаева З.С. была назначена на должность государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ, за ней сохранилось право выхода на пенсию при увольнении с должности государственной гражданской службы и период с 13 сентября 2002 г. по 6 апреля 2005 г. включен Дошаклаевой З.С. в выслугу лет для назначения пенсии.
Согласно материалам пенсионного дела № СК-354 заявление о назначении пенсии по выслуге лет Дошаклаевой З.С. написано 8 апреля 2005г. В заявлении Дошаклаева З.С. просила назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением 06 апреля 2005г.
Выслуга лет для назначения Дошаклаевой З.С. пенсии от таможенных органов в соответствии с Законом РФ № 4468-1 на дату увольнения 6 апреля 2005г. с должности государственной гражданской службы составляла в соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ (с учетом решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 сентября 2008г.) 23 года 09 месяцев 01 (включая период службы с 13 сентября 2002 г. по 6 апреля 2005г.). С учетом указанного стажа на основании заявления о назначении пении от 08 апреля 2005г. исчислен размер пенсии Дошаклаевой З.С. и составил 59 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.
В соответствии с Законом РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-1) назначение пенсии носит заявительный характер.
Статьей 51 Закона РФ № 4468-1 установлено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, с заявлениями о назначении пенсии обращаются в соответствующие пенсионные органы.
Согласно части 2 статьи 53 Закона № 4468-1 при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Из материалов личного дела Дошаклаевой З.С. (л/.............., находится в Минераловодской таможне), следует, что первоначальное заявление о назначении пенсии было подано истцом 10.01.2002. На основании указанного заявления Ингушской таможней были направлены документы для назначения пенсии в Южное таможенное управление, но были отозваны на основании рапорта Дошаклаевой З.С. от 11.01.2002. Документы вернулись в Ингушскую таможню письмом ЮТУ от 30.01.2002 .............. «О направлении документов Дошаклаевой З.С.».
Сведения об обращении Дошаклаевой З.С. за назначением пенсии в период с сентября 2002 г. по апрель 2005 г. в материалах пенсионного и личного дела Дошаклаевой З.С. отсутствуют.
Повторное заявление о назначении пенсии за выслугу лет согласно материалам пенсионного дела № СК-353 Дошаклаевой З.С. написано 08.04.2005г. В заявлении Дошаклаева З.С. просила назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением 06.04.2005г. В материалах дела имеется расчет выслуги лет для назначения пенсии от 17.11.2005г., в который включен период службы с 13.09.2002 по 06.04.2005. С расчетом Дошаклаева З.С. была ознакомлена под роспись.
Выслуга лет для назначения Дошаклаевой З.С. пенсии от таможенных органов в соответствии с Законом № 4468-1 на дату увольнения 06.04.2005 с должности государственной гражданской службы составляла в соответствии с Федеральным законом от .............. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее - Федеральный Закон № 78-ФЗ) (с учетом решения Ленинского районного суда г. Ростова-на- Дону от 12.09.2008) составила 23 года 09 месяцев 01 день (включая период службы с 13.09.2002 по 06.04.2005). Именно с учетом указанного стажа на основании заявления о назначении пении от 08.04.2005 и расчета выслуги лет для назначения пенсии от 17.11.2005 исчислен размер пенсии Дошаклаевой З.С. и составил 59 % соответствующих сумм денежного довольствия.
Следовательно, оснований для назначения пенсии за выслугу лет Дошаклаевой З.С. с 13 сентября 2002 г. не имеется, поскольку период с 13 сентября 2002 г. по 6 апреля 2005 г. включен в расчет пенсии, выплачиваемой Дошаклаевой З.С. с 7 апреля 2005 г. по настоящее время. Сведения об обращении Дошаклаевой З.С. за пенсией в 2002 году в материалах пенсионного дела № СК-354 отсутствуют. При этом, назначение пенсии имеет заявительный характер.
Следует учесть, что исключение спорного периода из расчета выслуги лет Дошаклаевой З.С. повлечет за собой уменьшение размера назначенной ей пенсии на 6 % ежемесячно и, следовательно, образование переплаты пенсионных выплат из средств федерального бюджета за период с апреля 2005 года по настоящее время.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено снижение пенсий, назначенных лицам, уволенных со службы в таможенных органах, а также исключение периодов, учтенных при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет.
В связи с вышеизложенным, заявленные Дошаклаевой З.С. исковые требования о признании неправомерными действий ответчика в части отказа от начисления пенсии с 13 сентября 2002 г. по 6 апреля 2005 г., а так же о произведении ей выплаты пенсии за выслугу лет за период с 13 сентября 2002г. по 6 апреля 2005г., согласно расчета в сумме 759 066 рублей – удовлетворению не подлежат, как основанные на неверном толковании закона.
Соответственно, не подлежат удовлетворению вытекающие из них требования истца о взыскании материального и морального вреда в сумме 759 066 рублей.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В иске Дошаклаевой З. С. о признании действий Северо-Кавказского таможенного управления в части отказа от начисления пенсии с 13.09.2002г. по 06.04.2005г. неправомерным, обязании Северо-Кавказского таможенного управления произвести выплату пенсии за выслугу лет за период с 13.09.2002г. по 06.04.2005г., согласно расчета в сумме 759 066 рублей, взыскании с Северо-Кавказского таможенного управления материального и морального ущерба соразмерно с суммой невыплаченной пенсии в размере 759 066 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 15 августа 2017 года.
Копия верна:
Судья