Судья Михеева Т.А. дело № 33-769
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2017 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.,
при секретаре ФИО11
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Минаева ФИО12 к Главному управлению МЧС России по Орловской области об обязании восстановить с составом семьи в очереди нуждающихся в получении жилых помещении по ГУ МЧС России по Орловской области с 2010 года, включить в заявку и список граждан-участников Подпрограммы для получения сертификата в ФКУ УКС МЧС России, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выдать жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 22 сентября 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования Минаева ФИО13 к Главному управлению МЧС России по Орловской области, третье лицо – Сотникова ФИО14, о восстановлении на очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, обязании включить с составом семьи в список граждан-участников подпрограммы на получение единовременной социальной выплаты, обязании выдать единовременную социальную выплату в течение шести месяцев удовлетворить в части.
Признать за Минаевым ФИО15 право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Восстановить Минаева ФИО16 с учетом совместно проживающих с ним членов семьи в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с 2010 года.
Обязать Главное управление МЧС России по Орловской области произвести Минаеву ФИО17 единовременную социальную выплату на приобретение и строительство жилья.
В удовлетворении требований об установлении срока предоставления единовременной социальной выплаты отказать».
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., объяснения представителей ответчика Главного управления МЧС России по Орловской области по доверенности Бикусовой А.А. и Андреевой А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения истца Минаева А.Э. и его представителя Жилина А.А., 3-е лица Сотниковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Минаев А.Э. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Орловской области об обязании восстановить с составом семьи в очереди нуждающихся в получении жилых помещении по ГУ МЧС России по Орловской области с 2010 года, включить в заявку и список граждан-участников Подпрограммы для получения сертификата в ФКУ УКС МЧС России, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выдать жилищный сертификат.
В обоснование требований указал, что проходил службу в ГУ МЧС России по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области, был уволен со службы 21 декабря 2010 г. по п. «з» ст. 58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 9 месяцев 2 дня.
В период прохождения службы решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Орловской области от 15 марта 2010 г. поставлен на жилищный учет как нуждающийся в служебном жилом помещении с 02 февраля 2010 г.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Орловской области от 01 декабря 2010 г. с членами семьи включен в дополнительный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2011 год, согласно п.п. «а» п.5 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
Решением комиссии ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 06 апреля 2012 г. исключен из списка лиц, признанных нуждающимися в получении служебных жилых помещений и снят с учета в связи с увольнением сотрудника ФПС МЧС России. В выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано.
Данное решение ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» он оспорил в суде, однако в удовлетворении его требований было отказано.
Поскольку его жилищные условия не улучшились, он не имеет жилого помещения на условиях договора социального найма и на праве собственности, до настоящего времени проживает в общежитии, то считает, что имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Орловской области считает решение суда незаконным и не обоснованным.
Указывает на то, что Минаев А.Э. не относится к лицам, которые в соответствии Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 369, имеют право на получение единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 названного Кодекса.
Таким образом, рассмотрение дела в пределах заявленных требований означает присуждение истцу не более того, о чем он просит, и по тем основаниям (фактическим обстоятельствам), которые приведены истцом в обоснование иска, и обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, Минаев А.Э. обратился в суд с требованиями к Главному управлению МЧС России по Орловской области и просил обязать ответчика восстановить его с составом семьи в очереди нуждающихся в получении жилых помещении по ГУ СЧС России по Орловской области с 2010 года, включить в заявку и список граждан-участников Подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата в ФКУ УКС МЧС России, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выдать жилищный сертификат.
В ходе рассмотрения дела заявленные исковые требования поддерживал, не изменял их и не уточнял.
Разрешив спор сторон, суд первой инстанции принял решение, которым признал за Минаевым А.Э. право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, восстановил его с учетом совместно проживающих с ним членов семьи в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 2010 года, обязал ответчика произвести Минаеву А.Э. единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья. В удовлетворении требований об установлении срока предоставления единовременной социальной выплаты отказал.
Между тем, таких требований истцом не заявлялось.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции разрешил требования, которые истцом не заявлялись, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
В то же время, из материалов дела также следует, что Минаев А.Э. проходил службу в ГУ МЧС России по дела ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области.
Приказом №93 НС от 21 декабря 2010 г. он был уволен по п. «з» ст. 58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 9 месяцев 2 дня.
В период прохождения службы решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Орловской области от 15 марта 2010 г. истец с составом семьи был поставлен на жилищный учет как нуждающийся в служебном жилом помещении с 02 февраля 2010 г.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Орловской области от 01 декабря 2010 г. он с членами семьи включен в дополнительный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2011 год, согласно п.п. «а» п.5 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.В ноябре 2011 г. учетное дело истца было передано в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», на которое приказом МЧС России от 25 июля 2011 г. № 398 возложены функции по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
Решением комиссии ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 06 апреля 2012 г. Минаев А.Э. исключен из списка лиц, признанных нуждающимися в получении служебных жилых помещений и снят с учета в связи с увольнением сотрудника ФПС МЧС России. В выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано.
Минаев А.Э. названное выше решение комиссии оспорил в суде и просил признать отказ ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, обязать выдать государственный жилищный сертификат.
Решением Останскинского районного суда г.Москва от 27 марта 2013 г. Минаеву А.Э. в удовлетворении иска отказано по тем основаниям, что он не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
После вступления решения суда в законную силу Минаев А.Э. обратился в орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и постановлением администрации г. Орла от 31 декабря 2013 г. его семья была признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
После этого Минаев А.Э. вновь обратился в ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, однако решением комиссии Управления от 18 февраля 2014 г. в удовлетворении его заявления было отказано.
Решением Останскинского районного суда г Москва от 29 мая 2014 г., вступившим в законную силу с 29 августа 2014 г., в удовлетворении исковых требований Минаева А.Э. к ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать сертификат отказано.
В соответствии с приказом МЧС России от 30 января 2015 № 37 «Об отдельных мероприятиях по реализации решения коллегии МЧС России от 16 января 2015 г. № 1/1» осуществлена ликвидация ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Функции по жилищному обеспечению военнослужащих, сотрудников, спасателей возложены на соответствующие жилищные комиссии.
Минаев А.Э., полагая, что он относится к числу лиц, которые в соответствии Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обратился в суд с настоящим иском.
Возражая, представители ответчика ГУ МЧС России по Орловской области ссылались на то, что истец не имеет право на получение такой социальной выплаты, так как до 1 марта 2005 г. в установленном порядке не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплено, что определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Некоторые категории граждан, в том числе сотрудники, уволенные либо увольняемые из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правительство РФ, в соответствии с действующими конституционными нормами формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В целях выполнения возложенных функций Правительство РФ приняло Постановление от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в которую включена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Право на участие в программе, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
Как следует из вышеприведенного, при прочих условиях для участия в Подпрограмме Минаеву А.Э. необходимо быть признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В силу статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В силу ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления по месту жительства гражданина (ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, из норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что с 1 марта 2005 г. у ответчика отсутствует право принимать заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма.
Из материалов дела следует, что до 01 марта 2005 г. истец с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Минаев А.Э. не имеет право на получение жилищного сертификата в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, и, как следствие, не имеет права на включение в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные нарушения в применении норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Минаеву А.Э. в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Орла от 22 сентября 2016 г. отменить.
Минаеву Александру Эдуардовичу в иске к Главному управлению МСЧ России по Орловской области об обязании восстановить с составом семьи в очереди нуждающихся в получении жилых помещений по ГУ МСЧ России по Орловской области, включении с составом семьи в заявку и список граждан-участников Подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата в ФКУ УКС МЧС России и обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выдать государственный жилищный сертификат отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Михеева Т.А. дело № 33-769
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2017 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.А.,
при секретаре ФИО11
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Минаева ФИО12 к Главному управлению МЧС России по Орловской области об обязании восстановить с составом семьи в очереди нуждающихся в получении жилых помещении по ГУ МЧС России по Орловской области с 2010 года, включить в заявку и список граждан-участников Подпрограммы для получения сертификата в ФКУ УКС МЧС России, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выдать жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 22 сентября 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования Минаева ФИО13 к Главному управлению МЧС России по Орловской области, третье лицо – Сотникова ФИО14, о восстановлении на очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, обязании включить с составом семьи в список граждан-участников подпрограммы на получение единовременной социальной выплаты, обязании выдать единовременную социальную выплату в течение шести месяцев удовлетворить в части.
Признать за Минаевым ФИО15 право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Восстановить Минаева ФИО16 с учетом совместно проживающих с ним членов семьи в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с 2010 года.
Обязать Главное управление МЧС России по Орловской области произвести Минаеву ФИО17 единовременную социальную выплату на приобретение и строительство жилья.
В удовлетворении требований об установлении срока предоставления единовременной социальной выплаты отказать».
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., объяснения представителей ответчика Главного управления МЧС России по Орловской области по доверенности Бикусовой А.А. и Андреевой А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения истца Минаева А.Э. и его представителя Жилина А.А., 3-е лица Сотниковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Минаев А.Э. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Орловской области об обязании восстановить с составом семьи в очереди нуждающихся в получении жилых помещении по ГУ МЧС России по Орловской области с 2010 года, включить в заявку и список граждан-участников Подпрограммы для получения сертификата в ФКУ УКС МЧС России, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выдать жилищный сертификат.
В обоснование требований указал, что проходил службу в ГУ МЧС России по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области, был уволен со службы 21 декабря 2010 г. по п. «з» ст. 58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 9 месяцев 2 дня.
В период прохождения службы решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Орловской области от 15 марта 2010 г. поставлен на жилищный учет как нуждающийся в служебном жилом помещении с 02 февраля 2010 г.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Орловской области от 01 декабря 2010 г. с членами семьи включен в дополнительный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2011 год, согласно п.п. «а» п.5 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
Решением комиссии ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 06 апреля 2012 г. исключен из списка лиц, признанных нуждающимися в получении служебных жилых помещений и снят с учета в связи с увольнением сотрудника ФПС МЧС России. В выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано.
Данное решение ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» он оспорил в суде, однако в удовлетворении его требований было отказано.
Поскольку его жилищные условия не улучшились, он не имеет жилого помещения на условиях договора социального найма и на праве собственности, до настоящего времени проживает в общежитии, то считает, что имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Ответчик иск не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Орловской области считает решение суда незаконным и не обоснованным.
Указывает на то, что Минаев А.Э. не относится к лицам, которые в соответствии Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 369, имеют право на получение единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 названного Кодекса.
Таким образом, рассмотрение дела в пределах заявленных требований означает присуждение истцу не более того, о чем он просит, и по тем основаниям (фактическим обстоятельствам), которые приведены истцом в обоснование иска, и обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, Минаев А.Э. обратился в суд с требованиями к Главному управлению МЧС России по Орловской области и просил обязать ответчика восстановить его с составом семьи в очереди нуждающихся в получении жилых помещении по ГУ СЧС России по Орловской области с 2010 года, включить в заявку и список граждан-участников Подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата в ФКУ УКС МЧС России, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выдать жилищный сертификат.
В ходе рассмотрения дела заявленные исковые требования поддерживал, не изменял их и не уточнял.
Разрешив спор сторон, суд первой инстанции принял решение, которым признал за Минаевым А.Э. право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, восстановил его с учетом совместно проживающих с ним членов семьи в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 2010 года, обязал ответчика произвести Минаеву А.Э. единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья. В удовлетворении требований об установлении срока предоставления единовременной социальной выплаты отказал.
Между тем, таких требований истцом не заявлялось.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции разрешил требования, которые истцом не заявлялись, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
В то же время, из материалов дела также следует, что Минаев А.Э. проходил службу в ГУ МЧС России по дела ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области.
Приказом №93 НС от 21 декабря 2010 г. он был уволен по п. «з» ст. 58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 9 месяцев 2 дня.
В период прохождения службы решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Орловской области от 15 марта 2010 г. истец с составом семьи был поставлен на жилищный учет как нуждающийся в служебном жилом помещении с 02 февраля 2010 г.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Орловской области от 01 декабря 2010 г. он с членами семьи включен в дополнительный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на 2011 год, согласно п.п. «а» п.5 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.В ноябре 2011 г. учетное дело истца было передано в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», на которое приказом МЧС России от 25 июля 2011 г. № 398 возложены функции по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
Решением комиссии ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 06 апреля 2012 г. Минаев А.Э. исключен из списка лиц, признанных нуждающимися в получении служебных жилых помещений и снят с учета в связи с увольнением сотрудника ФПС МЧС России. В выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано.
Минаев А.Э. названное выше решение комиссии оспорил в суде и просил признать отказ ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, обязать выдать государственный жилищный сертификат.
Решением Останскинского районного суда г.Москва от 27 марта 2013 г. Минаеву А.Э. в удовлетворении иска отказано по тем основаниям, что он не был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
После вступления решения суда в законную силу Минаев А.Э. обратился в орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и постановлением администрации г. Орла от 31 декабря 2013 г. его семья была признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
После этого Минаев А.Э. вновь обратился в ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, однако решением комиссии Управления от 18 февраля 2014 г. в удовлетворении его заявления было отказано.
Решением Останскинского районного суда г Москва от 29 мая 2014 г., вступившим в законную силу с 29 августа 2014 г., в удовлетворении исковых требований Минаева А.Э. к ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать сертификат отказано.
В соответствии с приказом МЧС России от 30 января 2015 № 37 «Об отдельных мероприятиях по реализации решения коллегии МЧС России от 16 января 2015 г. № 1/1» осуществлена ликвидация ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Функции по жилищному обеспечению военнослужащих, сотрудников, спасателей возложены на соответствующие жилищные комиссии.
Минаев А.Э., полагая, что он относится к числу лиц, которые в соответствии Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обратился в суд с настоящим иском.
Возражая, представители ответчика ГУ МЧС России по Орловской области ссылались на то, что истец не имеет право на получение такой социальной выплаты, так как до 1 марта 2005 г. в установленном порядке не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплено, что определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Некоторые категории граждан, в том числе сотрудники, уволенные либо увольняемые из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правительство РФ, в соответствии с действующими конституционными нормами формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В целях выполнения возложенных функций Правительство РФ приняло Постановление от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в которую включена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Право на участие в программе, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
Как следует из вышеприведенного, при прочих условиях для участия в Подпрограмме Минаеву А.Э. необходимо быть признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В силу статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В силу ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления по месту жительства гражданина (ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, из норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что с 1 марта 2005 г. у ответчика отсутствует право принимать заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма.
Из материалов дела следует, что до 01 марта 2005 г. истец с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Минаев А.Э. не имеет право на получение жилищного сертификата в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, и, как следствие, не имеет права на включение в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные нарушения в применении норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Минаеву А.Э. в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Орла от 22 сентября 2016 г. отменить.
Минаеву Александру Эдуардовичу в иске к Главному управлению МСЧ России по Орловской области об обязании восстановить с составом семьи в очереди нуждающихся в получении жилых помещений по ГУ МСЧ России по Орловской области, включении с составом семьи в заявку и список граждан-участников Подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата в ФКУ УКС МЧС России и обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу выдать государственный жилищный сертификат отказать.
Председательствующий
Судьи