Решение по делу № 2-914/2021 (2-5274/2020;) от 08.12.2020

Дело № 2-914/2021

       РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                         25 февраля 2021 года

Дзержинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Суворовой К.А.,

при секретаре Чайниковой М.В.,

с участием представителя истца Конюховой К.И., представителя ответчика Белкиной О.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Пермский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (с учётом уточнения) о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры «...», соответствующие требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633, а также получить заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ..., предусмотренные п.45 приказа Министерства транспорта РФ от 06.03.2013 № 74.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта ...», последние входят в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций, являющегося структурным подразделением Свердловской дирекции управления движением –структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». В соответствии с п.9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16- ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на «.... Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. В соответствии с письмом начальника Свердловской дирекции управления движением от 16.01.2020 исх-10/СВЕРДЛ Росжелдором объекты транспортной ... включены в реестр категорированных ОТИ с присвоением 3 категории. Оценка уязвимости данных ОТИ, результаты дополнительной оценки уязвимости утверждены Росжелдором. В нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633, ОАО «РЖД» в установленный законом срок не исполнены возложенные на него обязанности как на субъекта транспортной инфраструктуры, в том числе на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры не разработаны и не представлены на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ..., также ответчиком не получены заключения об утверждении планов обеспечения транспортной безопасности ..., предусмотренное п.45 приказа Министерства транспорта РФ от 06.03.2013 № 74. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры, особенно с массовым пребыванием людей, наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что требования прокурора, ввиду изменения нормативного регулирования вопроса транспортной безопасности, являются преждевременными.

Представитель третьего лица Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв на иск.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких основных принципах как: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандических, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Отношения по обеспечению состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства урегулированы Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Согласно п.4 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).

Пунктом 4 ст. 2 названного закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Нормами ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Из материалов дела следует, что 30.12.2015 ... внесена в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением 3 категории (реестровый номер ... Уведомление об установлении категории ...-ис от 30.12.2015 получено ОАО «РЖД» 02.01.2016. Оценка уязвимости ОТИ утверждена 09.12.2016. Результаты дополнительной оценки уязвимости утверждены 17.07.2019. ...» внесена в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением 3 категории (реестровый номер ...). Уведомление об установлении категории ...-ис от 11.12.2015 получено ОАО «РЖД» 16.12.2015. Оценка уязвимости ОТИ утверждена 22.12.2016. Результаты дополнительной оценки уязвимости утверждены 02.07.2019. ...» внесена в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением 3 категории (реестровый номер ...). Уведомление об установлении категории № ... от 30.11.2015 получено ОАО «РЖД» 07.12.2015. Оценка уязвимости ОТИ утверждена 09.12.2016. Результаты дополнительной оценки уязвимости утверждены 06.08.2019.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно п. 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Допускается разработка и представление плана обеспечения безопасности объектов исходя из наивысшей категории объекта транспортной инфраструктуры, входящего в группу объектов транспортной инфраструктуры (пп. «е»).

Между тем, в нарушение вышеуказанных требований ответчиком в установленный законом срок не исполнены возложенные на него обязанности как на субъекта транспортной инфраструктуры.

Принимая во внимание установленный судом факт бездействия ответчика, выразившегося в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ОАО «РЖД» обязанности разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры «..., соответствующие требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633.

При этом суд учитывает, что не проведение ответчиком указанных мероприятий по устранению недостатков обеспечения транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Доводы ответчика об изменении нормативного регулирования вопроса транспортной безопасности, а также, что реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры в силу изменения законодательства на день рассмотрения иска содержит неактуальную информацию и не может являться основанием для понуждения владельцев транспортной инфраструктуры к выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, железнодорожные станции «...» по характеру работы и пассажиропотоку не могут быть отнесены к категорированным объектам, подлежат исключению из реестра категорированных объектов, реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры в силу изменения законодательства на сегодняшний день содержит неактуальную информацию и не может являться основанием для понуждения владельцев транспортной инфраструктуры к выполнению требований № 1633, обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры не может регулироваться постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633, 31.01.2021 вступил в силу приказ Минтранса РФ от 28.08.2020 № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры», не подлежащих категорированию по видам транспорта, которым определены объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, на основании которого перечень станций, не подлежащих категорированию будет, скорее всего, пересмотрен, следовательно, заявленные прокурором требования являются преждевременными, а принятое решение будет не исполнимым, суд признает несостоятельными, т.к. обязанность по обеспечению транспортной безопасности была предусмотрена ранее действовавшими требованиями, на день рассмотрения иска решения об исключении указанных в иске объектов транспортной ... из списка категорированных не имеется.

Также довод ответчика о несогласии с требованием истца о возложении обязанности получить заключение об утверждении планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренные п.45 Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06.03.2013 № 74, что по сути является требованием о возложении обязанности на ответчика, которая выходит за рамки компетенции последнего, поскольку ответчик не является государственным органом, осуществляющим предоставление государственной функции в соответствии с регламентом, принятие решения об утверждении планов обеспечения транспортной безопасности находится в исключительной юрисдикции ФАЖТ, суд внимание не принимает ввиду следующего.

Так, оформление решения об утверждении Плана (изменений в План) либо об отказе в утверждении Плана (изменений в План) и уведомление заявителя о принятом решении регламентируется п. 45 приказа Минтранса России от 06.03.2013 N 74 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности".

В силу п. 45 вышеназванного приказа основанием для начала административной процедуры является принятие решения об утверждении Плана (изменений в План), которое оформляется в виде заключения об утверждении Плана (изменений в План) и утверждается руководителем Росжелдора (либо уполномоченным им лицом). В заключении об утверждении Плана (изменений в План) должна содержаться следующая информация: местонахождение (адрес) юридического лица; полное наименование юридического лица, номер телефона, факса; подпись, фамилия, инициалы руководителя Росжелдора (либо уполномоченного им лица), утвердившего План (изменений в План); дата утверждения Плана (изменений в План). Заключение об утверждении Плана (изменений в План) заверяется гербовой печатью Росжелдора.

Таким образом, требования истца являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Пермский транспортный прокурор, и ответчика), необходимых подготовительных мероприятий, выделения финансирования, суд считает возможным установить ответчику следующие сроки для исполнения решения суда: в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры «...», соответствующие требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633. По мнению суда, данный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Как следует из содержания искового заявления, прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, пользующихся услугами предоставляемыми ответчиком.

Таким образом, в данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в пользу бюджета МО «город Пермь» государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Российские железные дороги» на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ... соответствующие требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633, а также получить заключения об утверждении планов обеспечения транспортной безопасности ..., предусмотренные пунктом 45 приказа Министерства транспорта РФ от 06.03.2013 № 74.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке.

Судья                                                                                   К.А. Суворова

2-914/2021 (2-5274/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Другие
Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Суворова К.А.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
08.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.12.2020Передача материалов судье
09.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.01.2021Предварительное судебное заседание
21.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.02.2021Предварительное судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2021Дело оформлено
20.03.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее