Дело № 2-1964/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Михайловка Волгоградской области от 18 ноября 2014 г.
Михайловский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В.,
при секретаре Матвеевой Н.Н.,
с участием:
прокурора Спицыной А.С., истца Ткачевой С.А., представителя ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Ткачевой Светланы Анатольевны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к проведению перерасчета пенсии за выслугу лет,
у с т а н о в и л:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд в интересах Ткачевой С.А. с иском к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к проведению перерасчета пенсии за выслугу лет, указывая, что решением Михайловской городской Думы от 28.12.2009 г. № 479 (в редакции решений от 07.06.2010 N 524, от 17.12.2010 N 560, от 12.05.2011 N 587, от 18.04.2012 N 649, от 30.05.2012 N 662, от 26.06.2012 N 670, от 22.02.2013 N 783, от 23.12.2013 N 851, от 27.02.2013 г. № 783) утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа г. Михайловка. Абзацы 1 пункта 1 статьи 6, пункт 3 статьи 6 Положения противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 23,24 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», поскольку ограничивают права муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе на территории городского округа г. Михайловка на пенсионное обеспечение, в частности, устанавливают размер муниципальной пенсии за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законами от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Просит суд обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области произвести перерасчет Ткачевой С.А. пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» с 1 марта 2013 г.
В судебном заседании прокурор Спицына А.С. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании истец Ткачевой С.А. просила заявленные требования удовлетворить, доводы, изложенные прокурором, подтвердила.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г. требования не признала, подтвердив доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что положениями федерального законодательства, регулирующего в том числе, вопросы пенсионного обеспечения граждан и пенсионного обеспечения муниципальных служащих, полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, возложены на органы местного самоуправления, которые самостоятельно устанавливают такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе, и ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет. Просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. «ж», «н» части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 6 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области» от 28 декабря 2009 г. № 479 (в ред. от 26 июня 2012 г.) установлено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа город Михайловка, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы - не менее 15 лет, в размере 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа город Михайловка.
Размер пенсии за выслугу лет не может быть менее ... (пункт 6).
Истцу Ткачевой С.А., как лицу, замещавшему должность муниципального служащего, назначена дополнительная пенсия за выслугу лет с Дата и с Дата выплачивалась в размере ... (л.д. 8, 9, 35).
За период Дата данная пенсия выплачена Ткачевой С.А. в размере суммы (государственная пенсия + доплата к ней), что составило 69% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего (л.д. 35).
Решением Михайловской городской Думы от 22 февраля 2013 г. № 783 в п. 1 ст. 6 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области» от 28 декабря 2009. г. № 479 (в ред. от 26 июня 2012г.) внесены изменения; пенсия за выслугу лет установлена в размере 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа город Михайловка за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности.
В силу абз. 3 п. 3 ст. 10 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области» (в ред. от 23 декабря 2013г.) размер пенсии за выслугу лет пересчитывается (уменьшается или увеличивается) при изменении порядка и норм расчета пенсии за выслугу лет, предусмотренных статьей 6 настоящего Положения, с даты вступления в силу указанных изменений, на основании соответствующего решения Михайловской городской Думы.
В связи с чем, при перерасчете, пенсия Ткачевой С.А. с марта 2013 г. стала составлять ... (л.д. 8, 36).
В соответствии с Федеральным законом от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 2.03.2007 № 25-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В этой связи, суд приходит к выводу, что финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, п. 1 ст. 6 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области» в части установления размера пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности не ухудшает положения истца, установление размера такой пенсии является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей (Определение Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. № 1591-О).
Процедура перерасчета пенсии в сторону уменьшения ответчиком не нарушена, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 10 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области» (в редакции решения Михайловской городской Думы № 851) размер пенсии за выслугу лет пересчитывается (увеличивается или уменьшается) при изменении порядка и норм расчета пенсии за выслугу лет, предусмотренных ст. 6 настоящего Положения, с даты вступления в силу указанных изменений, на основании соответствующего решения Михайловской городской Думы.
Таким образом, действия администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области по установлению с 01 марта 2013 г. истцу иного размера пенсии за выслугу лет, являются обоснованным, поэтому заявленные прокурором требования о перерасчете пенсии Ткачевой С.А. за выслугу лет в соответствии с требованиями указанного Закона Волгоградской от 30.12.2002 г. № 778-ОД с 1 марта 2013 г. подлежат отклонению как не основанные на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Ткачевой Светланы Анатольевны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении к проведению перерасчета пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», с 1 марта 2013 года, отказать.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме принято 21 ноября 2014 г.
Судья: Н.В. Шевлякова