Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-2065/12
8 ноября 2012 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Русановой М.С.,
с участием: старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., представителя ответчика Администрации Первомайского сельского совета Минераловодского района по доверенности Казекаевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Первомайского сельсовета Минераловодского района о возложении обязанности обратиться в Минераловодский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйных участков водопроводных сетей, расположенных: ..............
У С Т А Н О В И Л:
Минераловодский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к администрации Первомайского сельсовета Минераловодского района, в обоснование которого указал, что Минераловодской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка соблюдения действующего законодательства при эксплуатации водопроводной сети муниципального образования Первомайского сельского совета Минераловодского района Ставропольского края.
Проверкой установлено, что право собственности на уличные водопроводные сети поселка Первомайский и поселка Загорский Минераловодского района, предназначенные для обеспечения водой жителей поселка Первомайский и поселка Загорский, расположенные на улицах:
- ..............
..............
.............., в настоящее время на зарегистрировано.
Водопроводная сеть предназначена для водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования Первомайского сельского совета Минераловодского района Ставропольского края. Обеспечение надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводной чети, своевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации сети, предупреждают возникновение чрезвычайных ситуаций и гарантируют бесперебойное предоставление коммунальных услуг по водоснабжению потребителей, проживающих на территории муниципального образования Первомайского сельского совета Минераловодского района Ставропольского края.
Согласно информации, предоставленной филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Минераловодский «Водоканал», указанные водопроводные уличные сети, на балансе Минераловодского «Водоканала» не состоят.
Согласно информации, представленной главой Первомайского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края водопроводные указанные уличные сети, являются бесхозяйными и в реестре муниципального имущества не значатся.
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю в ЕГРП записи о регистрации прав на указанные водопроводные уличные сети, данных о наличии притязаний на спорные участки инженерных сетей, нет.
Принимая во внимание, что в ЕГРП записей о собственнике спорных участков инженерных сетей нет, на балансе сети ни у кого не числится, в реестре муниципальной собственности не состоят, ни за кем не закреплены, никто не следит за их техническим состоянием, указанные объекты являются бесхозяйными.
В связи с этим, надлежащее содержание водопроводной сети необеспеченно. Это может привести к ухудшению качества питьевой воды, непринятию мер по проведению профилактических работ и устранению аварий на указанных объектах, полному разрушению водопроводной сети и возникновению неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования Первомайского сельского совета Минераловодского района Ставропольского края.
Данные обстоятельства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги по водоснабжению, проживающих на территории муниципального образования Первомайского сельского совета Минераловодского района Ставропольского края, по бесперебойному обеспечению холодной питьевой и горячей водой надлежащего качества в необходимых потребителю объемах, предусмотренных п.п. «в» п.3, п.п. «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
Кроме того, отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, устранении аварий в процессе эксплуатации сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ.
Отсутствие указанных выше норм по обеспечению надлежащего технического состояния бесхозяйных водопроводных сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14, п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения.
В связи с тем, что спорные водопроводные уличные сети не имеют собственника, то в силу части 1 статьи 225 ГК РФ они являются бесхозяйными, и в соответствии с частью 3 статьи 225 ГК РФ должны приниматься на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся.
Согласно пункту 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в течение длительного времени (с 2003 года) данное право не реализовано, необходимо возложить данную обязанность по осуществлению действий по постановке на учет вышеуказанных бесхозяйных сетей на администрацию Первомайского сельского совета Минераловодского района Ставропольского края, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Представитель третьего лица – ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Минераловодский «Водоканал», извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не представил сведения о причинах неявки.
Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В связи с чем, а также с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Минераловодский «Водоканал».
В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Просит суд обязать администрацию Первомайского сельсовета Минераловодского района обратиться в Минераловодский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйных участков водопроводных сетей, расположенных: ..............
Представитель ответчика администрации Первомайского сельского совета Минераловодского района Казекаева О.В. исковые требования признала в полном объеме.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу о том, что требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно пункту 4 части 1статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12 декабря 1999 года водопроводная сеть - это система трубопроводов, сооружений на них, предназначенных для водоснабжения.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Первомайского сельского совета Минераловодского района Ставропольского края расположены водопроводные сети, предназначенные для обеспечения водой жителей поселка Первомайский и поселка Загорский, расположенные: ..............
Из представленного уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 25 сентября 2012 года № 21/014/2012-283, следует, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на наружные сети водопровода по адресу: .............. отсутствуют /л.д. 7/.
Согласно сообщению директора Минераловодского «Водоканала» № 08/5192 от 3 августа 2012 года, уличные водопроводы: .............., на балансе Минераловодского «Водоканала» не состоят /л.д.8 /.
Согласно сообщению Главы Первомайского сельсовета Минераловодского района № 02-13/1358 от 25 сентября 2012 года, уличные водопроводы, расположенные: .............., являются бесхозяйными и в реестре муниципального имущества не значатся /л.д.10/.
В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580.
В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Из совокупности приведенных норм права следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
При этом, для принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества требуются документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
Поскольку такого рода объекты - уличные водопроводные сети, расположены в административных границах муниципального образования Первомайского сельского совета Минераловодского района Ставропольского края, необращение администрации Первомайского сельсовета в Минераловодский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии уличных водопроводных сетей, расположенных: .............., на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 50 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ, ст.ст.131, 210, 225, ст.ст.45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить. Обязать администрацию Первомайского сельсовета Минераловодского района обратиться в Минераловодский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйных участков водопроводных сетей, расположенных:
- ..............
..............
..............
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 13 ноября 2012 года.
Судья Залугин С.В.