с.Ермаковское 17 июля 2019 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Н.,
при секретаре Ивановой В.Н.,
с участием помощника прокурора Ермаковского района Морозовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ермаковского района, поданного в интересах Деминой Натальи Витальевны, к МБДОУ «Танзыбейский детский сад» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ермаковского района, в интересах Деминой Н.В., обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с марта по декабрь 2018 года в размере 35440 рублей 68 копеек.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Ермаковского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства МБДОУ «Танзыбейский детский сад» по доводам, изложенным в коллективном обращении работников о недоначисленной заработной плате. В ходе проверки установлено, что Демина Н.В. занимает должность <данные изъяты> в МБДОУ «Танзыбейский детский сад».
Согласно расчетным листкам за период с марта 2018 года по декабрь 2018 года заработная плата работника состоит из оклада 2552 руб., районного коэффициента, северной надбавки, доплаты до МРОТ. Вместе с тем оплата по окладу должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях. Истец, ссылаясь на то, что работодателем указанные правила при начислении заработной платы не соблюдаются, что нарушает трудовые права Деминой Н.В. просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с марта по декабрь 2018 года в сумме 35 440 рублей 68 копеек.
В судебном заседании заместитель прокурора Ермаковского района Морозова М.А. исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.
Истец Демина Н.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил заявление.
Представитель ответчика МБДОУ «Танзыбейский детский сад» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, заведующая Майорова В.Ф. просила рассмотреть дело в её отсутствие, возражала против удовлетворения иска, поскольку работник получал заработную плату в соответствии с трудовым законодательством, действующим в тот период, о чем указала в письменном отзыве.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Управления образования администрации Ермаковского района, МКУ «Централизованная бухгалтерия по ведению учета в сфере образования», Администрации Ермаковского района Красноярского края, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом изложенного, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
В силу ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной норме закона, тарифная ставка - это фиксированный размер заработной платы работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, из которого следует, что положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи, с чем доводы ответчиков, изложенные в отзывах на иск, о том, что заработная плата истцу начислялась без нарушений трудового законодательства, суд признает несостоятельными, также как и ссылка ответчика в отзывах в изложенном контексте на определение Конституционного суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р "По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П".
Поскольку из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края», установлен коэффициент в размере – 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30% надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Ермаковского района Красноярского края.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. ст. 2 и 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 года – 9 489 рублей, с 01.05.2018 года – 11 163 рубля в месяц.
Исходя из анализа приведенного законодательства, действующего в спорный период, суд приходит к выводу, что трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а именно с 01.01.2018 года – 9489 рублей, с 01.05.2018 года – 11 163 рубля, при этом, районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Таким образом, заработная плата работника в месяц, в том числе с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда, исходя из установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» размера МРОТ с начислением на него соответствующего районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, не может быть ниже: с 01.01.2018 года - 15 182,40 рубля =(9489х1,3х1,3); с 01.05.2018 года - 17860,80 рублей =(11163х1,3х1,3).
В судебном заседании установлено, что Демина Н.В. в спорный период состоял в трудовых отношениях с МБДОУ «Танзыбейский детский сад».
Согласно трудовому договору № 10 от 30.01.2009 года, заключенному между истцом и ответчиком, и дополнительными соглашениями к нему, в том числе от 28.12.2017 года, 29.12.2018 года Демина Н.В. состояла в трудовых отношениях в должности <данные изъяты> на одну ставку с окладом в размере 2 552 рубля в месяц, на постоянной основе, с установлением продолжительности рабочего времени: согласно графику (пятидневная 36 часовая рабочая неделя).
В соответствии с расчетными листками, а также расчетом, предоставленным МКУ «Централизованная бухгалтерия по ведению учета в сфере образования» заработная плата истца за полные отработанные рабочие дни в месяце состоит из оклада, районного коэффициента, северной надбавки (надбавка за особые климатические условия), доплаты до минимальной заработной платы, иных доплат.
Из представленных бухгалтерских документов видно, что размер начисленной истцу заработной платы в спорный период ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на который в последующем подлежали начислению районный коэффициент и надбавка за особые климатические условия.
Таким образом, суд полагает, что ответчиком были нарушены трудовые права истца при выплате заработной платы в оспариваемом периоде.
Из представленных расчетных листков, табелей учета использования рабочего времени, следует, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, принимая во внимание нормы рабочего времени и выполнение трудовых обязанностей, исходя из установленной трудовым договором ставки, и фактически отработанного периода рабочего времени, в спорный период, она ниже минимального размера оплаты труда, в том числе с учетом начисленного районного коэффициента и надбавки за особые климатические условия, исходя из чего суд приходит к выводу, о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с марта по декабрь 2018 года в сумме в сумме 39 063 рубля 01 копейка в соответствии со следующим расчетом:
- за март 2018 года в сумме 6289,81 рублей (9489 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 143 норму рабочих часов в месяце х 163 фактически отработанных в месяце часов – 11 016 руб. начисленной заработной платы);
- за апрель 2018 года в сумме 5460,24 рублей (9 489 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 150,2 норму рабочих часов в месяце х 163 фактически отработанных в месяце часов – 11 016 руб. начисленной заработной платы;
- за май 2018 года в сумме 3247,42 рублей (11163 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) / 143 норму рабочих часов в месяце х 169 фактически отработанных в месяце часов – 17860,80 руб. начисленной заработной платы, (11163,00 руб. + 6697,80 руб. (по требованию трудовой инспекции));
- за июнь 2018 года в сумме 6697,8 рублей (11 163 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) /143 норму рабочих часов в месяце х 143 фактически отработанных в месяце часов – 11163 руб. начисленной заработной платы);
- за июль 2018 года в сумме 6697,8 рублей (11 163 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) /158,4 норму рабочих часов в месяце х 165 фактически отработанных в месяце часов – 11163 руб. начисленной заработной платы);
- за август 2018 года в сумме 6392,64 рубля (11 163 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) /165,6 норму рабочих часов в месяце х 163 фактически отработанных в месяце часов – 11187,74 руб. начисленной заработной платы (без учета суммы выплаченной за май 2018 года по требованию трудовой инспекции в сумме 6 697,8 рублей));
- за сентябрь 2018 года в сумме 0,1 рубля (11 163 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) /144 норму рабочих часов в месяце х 76 фактически отработанных в месяце часов – 9426,53 руб. начисленной заработной платы, с учетом начисленных отпускных в сумме 13955,40 руб.;
- за октябрь 2018 года заработная плата истцу выплачивалась в установленном законом размере;
- за ноябрь 2018 года в сумме 1498,24 рубля (11 163 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) /151,2 норму рабочих часов в месяце х 168 фактически отработанных в месяце часов – 18347,09 руб. начисленной заработной платы,
- за декабрь 2018 года в сумме 2034,86 рубля (11 163 руб. х 30% районный коэффициент х 30% надбавка за работу в особых климатических условиях) /150,2 норму рабочих часов в месяце х 170 фактически отработанных в месяце часов – 18180,43 руб. начисленной заработной платы.
При этом расчет, представленный истцом, и альтернативный расчет, суд не принимает во внимание, поскольку они являются не верными.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования истца к МБДОУ «Танзыбейский детский сад» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с марта по декабрь 2018 года включительно подлежат удовлетворению в сумме 39 063 рубля 01 копейка
В связи с удовлетворением исковых требований, в соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ, с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ, которым предусмотрено, что сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля, следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 372 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Танзыбейский детский сад» в пользу Деминой Натальи Витальевны недоначисленную заработную плату за работу в должности сторожа за период с марта по декабрь 2018 года включительно в сумме 39 063 рубля 01 копейка.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Танзыбейский детский сад» 1 372 рублей государственной пошлины в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ермаковский районный суд.
Председательствующий В.Н. Петухова
Мотивированное решение составлено 22 июля 2019 года.