Дело № 2-968/2019 19 июня 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой И.В.,
при секретаре Кадашникове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Беляева А.С. к Администрации Петродворцового района о включении имущества в состав наследства, о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Беляев А.С. обратился в Петродворцовый районный суд с иском к Администрации Петродворцового района о включении имущества в состав наследства, о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, указав, что является сыном Беляева С.А., который ДД.ММ.ГГГГ умер. После его смерти открылось наследство в виде 17/47 доли в праве собственности на квартиру <адрес>. В установленный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако, получил отказ, так как указанная комната не была зарегистрирована на имя Беляева С.А. Полагает, что каких либо споров по наследству не имеется, он является единственным наследником.
Истец Беляев А.С. в суд явился, исковые требования поддержал.
Ответчик представитель администрации Петродворцового района по доверенности Трофимова А.В. в суд явилась, решение просила оставить на усмотрение суда.
Третье лицо нотариус Данилова Т.В. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.
Третье лицо представитель Управления Росеестра по СПб в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, об отложении не просил, доказательства уважительности причин отсутствия не представил, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также, из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но, в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождают гражданские права и обязанности. Одним из оснований возникновения гражданских прав, в соответствии с данной нормой, является решение суда.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В обосновании своего иска истец указала на то, что наследодатель Беляев С.А., не успел оформить право собственности по причине болезни.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельства о рождении Беляев С.А., является отцом Беляева А.С. (л.д.14).
Согласно свидетельства о смерти Беляев С.А., умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем отделом ЗАГС Петроградского района Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга, составлена запись о смерти № (л.д.13).
Согласно договора № от 15.07.2016 года, в собственность Беляева С.А. передается 17/47 долей (комната №, площадью 17,2 кв.м.) <адрес> (л.д.16,17), в которой он был зарегистрирован (л.д.18).
Зарегистрированные права за Беляевым С.А. отсутствует (л.д.8,9).
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела, является установление факта подачи наследодателем Беляевым С.А. в установленном порядке в уполномоченный орган заявления о приватизации занимаемого ею по договору социального найма жилого помещения вместе с необходимыми документами, а также того, что данное заявление не было им отозвано.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд пришел к выводу, что представленными доказательствами установлено, что Беляев С.А. при жизни обратился в уполномоченный орган с заявлением о приватизации, предоставил все необходимые для этого документы, оформил договор, однако в связи со смертью, по не зависящим от него причинам не успел оформить право собственности.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что на момент смерти Беляев С.А. являлся собственником 17/47 доли квартиры <адрес>.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что единственным наследником является сын Беляев С.А. в связи, с чем суд приходит к выводу о том, что 17/47 долей необходимо включить в наследственную массу после умершего Беляева С.А. и признать за Беляевым А.С. право собственности на 17/47 долей квартиры <адрес>.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм права суд полагает подлежащими удовлетворению заявленные в исковом заявлении требования истца о признании права собственности на спорную долю в объекте недвижимости.
При этом суд принимает во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика и третьих лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 264, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Включить 17/47 долей (комната площадью 17,2 кв.м) в праве общей собственности на кв. 61 расположенной по адресу: <адрес>, в наследственную массу после смерти Беляева С.А.
Признать за Беляевым А.С., <данные изъяты> право собственности на 17/47 долей в праве общей собственности на кв. <адрес>, в порядке наследования по закону, после умершего ДД.ММ.ГГГГ Беляева С.А.
Беляев А.С., <данные изъяты>, гражданина РФ, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Жилая комната 17,25 кв.м., расположена в трехкомнатной квартире, на 1 этаже, 5 этажного кирпичного жилого дома, 1968 года постройки, общей площадью 67,56 кв.м., жилой 46,62 кв.м, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца, путем подачи жалобы через Петродворцовый районный суд.
Судья
Решение изготовлено и подписано 01.07.2019 года.