дело №2-1506/10-2020
46RS0030-01-2020-000285-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего - судьи Митюшкина В.В.,
при секретаре – Семыкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Константина Владимировича к УМВД России по Курской области о перерасчете размера пенсии с учетом надбавки за иждивенцев,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился к ответчику с указанным иском. В обоснование требований указал, что в период с 1993 года по 2014 год проходил службу в органах внутренних дел Республики Украина. В мае 2014 года управлением пенсионного фонда Донецкой области ему была назначена пенсия по выслуге лет. В 2016 году он переехал на постоянное место жительства в РФ. В апреле 2016 года обратился в УМВД РФ по Курской области о назначении ему пенсии, в удовлетворении заявления ему было отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 декабря 2018 года на ответчика была возложена обязанность назначить ему пенсию за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел государства – участника Содружества Независимых Государств с 1 апреля 2016 года. 22 ноября 2019 года он обратился с заявлением о назначении ему в соответствии со ст.17 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей» надбавки за иждивенцев (детей): <данные изъяты>. Ответчик назначил ему надбавку на <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. В назначении надбавки на второго ребенка было отказано в связи с тем, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он (истец) осуществлял трудовую деятельность. Данный отказ полагает незаконным, поскольку он своевременно обратился с заявлением о назначении не только пенсии, но и надбавки к ней. Поскольку пенсия ему не была назначена своевременно по вине пенсионного органа, соответственно и надбавка должна быть назначена за прошедший период, начиная с 1 апреля 2016 года. В связи с этим (с учетом уточнений от 4 марта 2020 года) просит признать за ним право на перерасчет размера пенсии в связи с выплатой надбавки на иждивенцев, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в связи с начислением надбавки на иждивенцев (детей): <данные изъяты>, с 1 апреля 2016 года по 30 июня 2017 года, за исключением периода с 1 ноября по 2 декабря 2016 года, <данные изъяты> с 1 апреля 2016 года по 6 августа 2019 года, за исключением периода с 1 ноября по 2 декабря 2016 года.
В судебном заседании истец и его представитель Баленко Е.В. уточненные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Калугин В.Б. в удовлетворении иска просил отказать. В обоснование возражений указал, что в силу требований действующего пенсионного законодательства перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются соответствующие документы. С заявлением о назначении к пенсии надбавки как неработающему пенсионеру на иждивенцев истец обратился лишь 22 ноября 2019 года. В период с 22 ноября 2018 года по 6 августа 2019 года он осуществлял трудовую деятельность, соответственно надбавка к пенсии была назначена с 7 августа 2019 года на сына ФИО10 на момент назначения надбавки достигла совершеннолетия, не являлась инвалидом детства и не проходила обучение в образовательных организациях по очной форме. В связи с этим правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей».
В соответствии с абзацем 5 п. «а» ст.1 данного Закона его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.4 Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Коваленко К.В. проходил службу в органах внутренних дел Республики Украина в Донецкой области, имеет выслугу в календарном исчислении 21 год 06 месяцев 17 дней, в льготном исчислении – 21 год 09 месяцев 11 дней. ДД.ММ.ГГГГ года ему была назначена пенсии за выслугу лет. В марте 2016 года он получил гражданство РФ. ДД.ММ.ГГГГ года ЦФО УМВД РФ по Курской области по обращению от ДД.ММ.ГГГГ года ему было отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
Указанные обстоятельства подтверждаются апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, которым на УМВД России по Курской области была возложена обязанность назначить Коваленко К.В. пенсию за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел государства - участника Содружества Независимых Государств с ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом также установлено, что решением ЦФО УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Коваленко К.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему как неработающему выплату надбавки к пенсии на нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, (дочь Коваленко А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Коваленко Ар.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ, так как пенсия была назначена в 2019 году с ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик сообщил ему о назначении соответствующей надбавки на иждивенца Коваленко Ар.К. с ДД.ММ.ГГГГ, и об отсутствии правовых оснований для выплаты надбавки за более ранний период.
Разрешая соответствующие требования о перерасчете размера пенсии, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. «б» ст.17, п. «а» ст.29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки: неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона: при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию.
Нетрудоспособными членами семьи считаются: дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей.
Согласно ст.ст.51-55,58 указанного Закона лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с п.12 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 27 мая 2005 года №418, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии (19 декабря 2016 года), для назначения пенсии кадровыми подразделениями представляются следующие документы: Пенсии за выслугу лет и по инвалидности: а) заявление о назначении пенсии (приложение N 1); б) расчет выслуги лет (приложение N 2); в) денежный аттестат; г) свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК; д) справка МСЭК о группе инвалидности (инвалиду и иждивенцам-инвалидам); е) справка соответствующего органа, в компетенцию которого входит выдача документов, подтверждающих состав семьи и степень родства (при назначении надбавки на иждивенцев); ж) справка из органов социальной защиты населения, ПФ России о неполучении пенсии по линии этих органов либо прекращении ее выплаты (при необходимости); з) копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что назначение надбавки на иждивенцев носит заявительный характер, основанием к ее назначению является предоставление заявителем пакета установленных документов (справки о составе семьи, наличии иждивенцев, отсутствие дохода и трудовой деятельности у заявителя, отсутствие дохода у иждивенцев и т.д.).
Как видно из представленных материалов, с заявлением о назначении соответствующей надбавки и предоставлением документов, дающих основания для ее назначения (справок пенсионного органа о неполучении заявителем и нетрудоспособными иждивенцами пенсий и иных социальных выплат, о составе семьи), Коваленко К.В. обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, только с момента подачи заявления у ответчика возникла обязанность назначить истцу как неработающему выплату надбавки к пенсии на нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, с последующим перерасчетом размера пенсии в установленном законом порядке.
Доказательств тому, что в 2016 году при подаче заявления о назначении пенсии за выслугу лет он также ставил вопрос о назначении ему соответствующей надбавки к пенсии, истец не представил, не добыто таковых и в судебном заседании. Более того, из представленных заявлений о назначении пенсии, датированных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что истец не указывал в качестве члена семьи дочь Коваленко А.К., надбавку на которую просит установить с апреля 2016 года.
Доводы истца о том, что ответчик обязан был разъяснить ему положения законодательства, предусматривающие возможность назначения надбавки на иждивенцев, не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
В связи с этим правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Коваленко Константина Владимировича к УМВД России по Курской области о перерасчете размера пенсии с учетом надбавки за иждивенцев отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 1 июня 2020 года в 17 часов.
Судья