№ 2-1211/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2017 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Алюшиной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» к Лапшиной В.Н. о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Лапшиной В.Н. о взыскании суммы задолженности по оплате за отопление, мотивируя требования тем, что МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» Лапшиной В.Н., за период с февраля 2014 г. по февраль 2016 г. отпущена тепловая энергия для нужд отопления жилого дома, по адресу: <адрес>. Договор в письменном виде между истцом и ответчиком не заключен, т.к. стороны не пришли к единому мнению по существенным условиям договора теплоснабжения. Однако, в силу положения п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок. В квартире отсутствуют приборы учета тепловой энергии, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, с формулой 2 приложения № к Правилам, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитан исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Согласно ст. 539, ч.1 ст. 540, ст. 544 ГК РФ, п. 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчик обязан ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, производить расчет за потребленную тепловую энергию. В нарушение ст. 309, 314 ГК РФ Лапшина В.Н. оплату за потребленную тепловую энергию в виде отопления не производит. По состоянию на 18.03.2016 г. задолженность в связи с неоплатой за период с февраля 2014г. по февраль 2016 г. составляет - 481127,53 руб. В добровольном порядке урегулировать спор не представилось возможным, в связи с чем, истец, с учетом уточнений, просит взыскать с ответчика задолженность в размере 475888,15 руб., судебные расходы (л.д. 3, 29).
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что Постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 14.02.2017г. отменены решение Минусинского городского суда Красноярского края от 01.07.2016г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12.10.2016г., по настоящему делу, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Президиум Красноярского краевого суда указал на то, что «норматив потребления, установленный Постановлением Правительства Красноярского края от 07.11.2012 № 577-п, как в редакции от 07.11.2012, так и в редакции от 15.04.2014, нельзя признать правильным. Установленные этим Постановлением нормативы, определенные расчетным методом, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения Верховного Суда РФ - с 16.07.2014г.». Установленные судом кассационной инстанции по настоящему делу обстоятельства не относятся к вопросам толкования закона, в связи, с чем не являются предопределенными для суда первой инстанции и подлежат установлению в порядке главы 6 ГПК РФ. Лапшина В.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями о признании норматива недействующим, когда действовала редакция постановления Правительства Красноярского края № 577-п от 07.11.2012г., в соответствии с которой для данной категории домов был утвержден норматив в размере 0,0488 Гкал/кв.м. Решением суда первой инстанции от 31 марта 2014г. в исковых требованиях Лапшиной В.Н. было отказано. Определением Верховного Суда РФ от 16.07.2014г. постановление Правительства Красноярского края от 7 ноября 2012 года № 577-п в части установления норматива для индивидуальных жилых домов постройки до 1999 года этажностью в 2 этажа признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в силу решения суда первой инстанции. Поскольку в соответствии с ч. 1, 6 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в пределах заявленных в первой инстанции требований Верховный Суд РФ (как суд апелляционной инстанции), рассматривая жалобу Лапшиной В.Н., вынес Определение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление № 577-п. в части установления норматива для индивидуальных жилых домов постройки до 1999 года этажностью в 2 этажа, в редакции, действующей от 07.11.2012г., что отражено в резолютивной части Определения. Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом. Таким нормативным актом является постановление Правительства Красноярского края № 138-п от 15.04.2014г., которым утвержден норматив на отопление в г. Минусинске для индивидуальных жилых домов постройки до 1999 года этажностью в 2 этажа в размере 0.0421 Г кал/кв.м. Данное постановление до настоящего времени не признано недействующим в установленном законодательстве порядке, в связи с чем, при расчете размера платы за отопление в г. Минусинске необходимо руководствоваться положениями вышеуказанного постановления Правительства Красноярского края. Норматив потребления определенный аналоговым методам для малоэтажных домов ни каким постановлением в спорный период не утвержден.
Ответчик в зал суда не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в силу ст. 116-119 ГПК РФ (л.д. 138,140), в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно требованиям ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 540, п. 1 ст. 544 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных, с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539- 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 9 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности.
Согласно ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).
Согласно пп. "б" п. 18 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и/или органами местного самоуправления.
Тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 23 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Согласно ст. 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили: 1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок; 2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
В силу ст. 13 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ потребители тепловой энергии,.. , заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона. Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Красноярского края "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск" от 07.11.2012г. № 577-п утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определенные расчетным методом, согласно приложению. А также утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск на отопительный период, определенные методом аналогов, согласно приложению N 2. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 октября 2012 года.
Постановлением Правительства Красноярского края 15.04.2014 N 138-п внесены изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 N 577-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск" утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск на отопительный период, определенные расчетным методом, согласно приложению." Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, но не ранее 1 мая 2014 года.
Постановлением Правительства Красноярского края 29.04.2016 N 215-п внесены изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 N 577-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск" утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск на отопительный период, определенные методом аналогов, согласно приложению N 2."; приложение изложить в новой редакции согласно приложению N 1; дополнить приложением N 2 согласно приложению N 2. Постановление вступает в силу с 1 июля 2016 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Постановлением Правительства Красноярского края 05.07.2016 N 331-п внесены изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 N 577-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск", в приложении N 1: таблицу "Нормативы потребления, применяемые при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом повышающего коэффициента 1,5 с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года" исключить; таблицу "Нормативы потребления, применяемые при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом повышающего коэффициента 1,6 с 2017 года" исключить; в приложении N 2: таблицу "Нормативы потребления, применяемые при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом повышающего коэффициента 1,5 с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года" исключить; таблицу "Нормативы потребления, применяемые при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом повышающего коэффициента 1,6 с 2017 года" исключить. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года.
Постановлением Правительства Красноярского края 19.10.2016 N 537-п внесены изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 N 577-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск", приложение № 1 изложено в редакции согласно приложению. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Постановлением Правительства Красноярского края 14.12.2016 N 649-п внесены изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 N 577-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск", приложение N 1 изложить в редакции согласно приложению N 1; приложение N 2 изложить в редакции согласно приложению N 2. Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Приказом РЭК Красноярского края № 363-п от 18.12.2013 г. (л.д.7) установлены тарифы для потребителей муниципального унитарного предприятия г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство" согласно приложениям с N 1 по N 4. Тарифы, установленные в пункте 1 настоящего Приказа, действуют с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года (л.д.7-8).
Приказом РЭК Красноярского края № 192-п от 27.11.2014 г. (л.д.9-10) установлены тарифы для потребителей муниципального унитарного предприятия г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство" согласно приложениям с N 1 по N 4. Тарифы, установленные в пункте 1 настоящего Приказа, действуют с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Приказом РЭК Красноярского края № 302-п от 02.12.2015 г. (л.д.11-12) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Муниципального унитарного предприятия города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" на долгосрочный период регулирования 2016 - 2018 годов для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1. Установлены тарифы для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Минусинска "Минусинское городское хозяйство" (<адрес>, ИНН №) согласно приложениям с N 2 по N 5. Тарифы, установленные в пункте 2 настоящего Приказа, действуют с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Решением Минусинского городского суда от 08.10.2014 г. (л.д.36-37) по делу по иску МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» к Лапшиной В.Н. о взыскании задолженности по оплате за отопление постановлено: «Исковые требования Муниципального унитарного предприятия г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» к Лапшиной В.Н. о взыскании задолженности по оплате за отопление удовлетворить. Взыскать с Лапшиной В.Н. в пользу Муниципального унитарного предприятия г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» задолженность за тепловую энергию в сумме 122791 (сто двадцать две тысячи семьсот девяносто один) рубль 22 копейки, а также судебные издержки по оплате государственной пошлины в сумме 3655 (три тысячи шестьсот пятьдесят пять) рублей 82 копейки».
Апелляционным определением суда от 29.04.2015 г. (л.д.38-40) Решение Минусинского городского суда от 08.10.2014 г. изменено. Взыскана с Лапшиной В.Н. в пользу МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» задолженность за тепловую энергию в размере 47 807 рублей 67 копеек. Взыскана с Лапшиной В.Н. в пользу МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» сумма государственной пошлины в размере 1634 рублей 23 копейки. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Лапшиной В.Н. - без удовлетворения.
Решением Минусинского городского суда от 25.07.2012 г. (л.д.60-62) по делу по заявлению БНП о признании недействующим нормативно-правового акта в части, постановлено: «Признать недействующим со дня вступления в силу настоящего решения суда пункт 2 решения Минусинской городской думы Красноярского края от 05.03.02г. № 13- 90р «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги по г. Минусинску» в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,019 Гкал/м2 общей площади в месяц. Опубликовать сообщение о решении после вступлении его в законную силу в общественно- политической газете г. Минусинска и Минусинского района «ВТ».
Апелляционным определением суда от 01.10.2012 г. (л.д.63-64) Решение Минусинского городского суда от 25.07.2012 г. оставлено без изменения.
Согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 14.02.2017 г. (л.д.130-133) по кассационной жалобе Лапшиной В.Г. на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 01.07.2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12.10.2016г., постановлено: «Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 1 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 октября 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции».
Постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 14.02.2017 г. (л.д.130-133) указано, что выводы судов нижестоящих о том, что при расчете задолженности Лапшиной В.Н. за коммунальную услугу по отоплению обоснованно применен норматив потребления, установленный Постановлением Правительства Красноярского края от 7 ноября 2012 года № 577-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определенные расчетным методом», как в редакции от 7 ноября 2012 года, так и в редакции от 15 апреля 2014 года, нельзя признать правильным. Установленные этим Постановлением нормативы, определенные расчетным методом, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения Верховного Суда РФ - с 16 июля 2014 года.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом. Данные разъяснения подлежат применению при рассмотрении споров об оплате коммунальных услуг в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены нормативы потребления коммунальных услуг, если иное не установлено законом или иным правовым актом и не вытекает из существа отношений (п. 8 приведенного Постановления).
Согласно п. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Из п. 2(1) приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяются по формуле 2(1):
Pi = Si x (NT x K) x TT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п. 19 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 27.02.2017) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" следует, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (п.21).
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (п. 22).
Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении соответствующих нормативов (п. 23).
Из материалов дела следует, что Лапшина В.Н. является собственником жилого помещения до 1999 года постройки по адресу: <адрес> МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» оказывает услуги по отоплению жилого помещения ответчицы, на которой в силу закона и фактически сложившихся между сторонами договорных отношений лежит обязанность по оплате предоставляемых услуг.
Судом установлено, что в период с февраля 2014 г. по февраль 2016г. истцом отпущена тепловая энергия для нужд отопления жилого дома по адресу: <адрес> оплату за которую Лапшина В.Н. не производила.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» просило взыскать задолженность по оплате тепловой энергии за период с февраля 2014 г. по февраль 2016г., при этом для расчета задолженности применялся норматив, определенный расчетным методом, установленный Постановлением Правительства Красноярского края от 07.11.2012 №577-п, который составляет с февраля по март 2014г. 0,0488 гКал/кв.м., с апреля 2014г. по февраль 2016г. 0,0421 гКал/кв.м.
Определением Верховного Суда РФ от 16.07.2014г. по апелляционной жалобе Лапшиной В.Н. отменено решение Красноярского краевого суда от 31.03.2014г., принято новое решение, которым заявление Лапшиной В.Н. удовлетворено, признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в силу решения суда Постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012г. № 577-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определенные расчетным методом» в части установления норматива для индивидуальных жилых домов постройки до 1999 этажностью в 2 этажа.
При этом из определения следует, что оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск не могут расцениваться как рассчитанные с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», поскольку определены расчетным методом, использование которого при определении нормативов потребления коммунальных услуг носит исключительный характер, выбор этого метода должен подтверждаться доказательствами невозможности использования аналогового метода, а таких доказательств органами государственной власти и должностными лицами, которые приняли оспариваемый нормативный акт, не представлено.
Из постановления Президиума Красноярского краевого суда от 14.02.2017г. следует, что «изменение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, внесенное Постановлением Правительства Красноярского края от 15 апреля 2014 года № 138-п связано с его количественным показателем. При этом метод установления норматива применен прежний - расчетный, а не аналоговый. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, определенный методом аналогов, установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 14 декабря 2016 года № 649-п; для жилых домов до 1999 года постройки и этажностью в 2 этажа он составил 0, 0249 Гкал/кв.м.»
Учитывая изложенное суд не может согласиться с расчетом задолженности представленной истцом, поскольку в нем использован норматив, определенный расчетным методом, вместе с тем, на период возникновения задолженности Постановлением Правительства Красноярского края "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск" от 07.11.2012г. № 577-п не был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определенный аналоговым методом для 1 или 2 этажных жилых домов до 1999 года постройки, был утвержден норматив, определенный аналоговым методом, только для 5-9 этажных жилых домов до 1999 года постройки.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия прибора учета как общедомового, так и индивидуального.
Учитывая изложенное, суд полагает в силу ст. 6 ГК РФ, ст. 7 ЖК РФ, применить аналогию законна и использовать при расчете задолженности норматив определенный методом аналогов, установленный Постановлением Правительства Красноярского края от 07.11.2012 №577-п в размере 0,0207 гКал/кв.м. для 5-9 этажных жилых домов до 1999 года постройки.
Таким образом, задолженность за период с февраля 2014 года по февраль 2016 года, за отопление исходя из площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в установленном законом порядке, составит
месяц |
площадь |
Норматив на отопление |
коэффициент периодичности |
Норматив на отопление 12 мес. |
Гкал. в месяц |
Тариф (руб./Гкал) |
начисление |
( стр. 3* стр. 4) |
( стр. 2* стр. 5) |
( стр. 6* стр. 7) | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
фев.14 |
183,8 |
0,0207 |
0,62 |
0,012834 |
2,358889 |
3262,61 |
7696,135 |
мар.14 |
183,8 |
0,0207 |
0,62 |
0,012834 |
2,358889 |
3262,61 |
7696,135 |
апр.14 |
183,8 |
0,0207 |
0,62 |
0,012834 |
2,358889 |
3262,61 |
7696,135 |
май |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3262,61 |
9309, 841 |
июнь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3262,61 |
9309,841 |
июль |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3340,91 |
9533,27 |
август |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3340,91 |
9533,27 |
сентябрь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3340,91 |
9533,27 |
октябрь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3340,91 |
9533,27 |
ноябрь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3340,91 |
9533,27 |
декабрь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3340,91 |
9533,27 |
янв.15 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
февраль |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
март |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
апрель |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
май |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
июнь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
июль |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
август |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
сентябрь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
октябрь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
ноябрь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
декабрь |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3320 |
9473,603 |
янв.16 |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3771,4 |
10761,67 |
февраль |
183,8 |
0,0207 |
0,75 |
0,015525 |
2,853495 |
3771,4 |
10761,67 |
итого |
234114,3 |
Отсутствие надлежащим образом оформленного договора теплоснабжения в этот период не освобождает истицу от обязанности по оплате фактически потребленной энергии. Допустимых доказательств потребления тепловой энергии в меньшем размере ответчицей не представлено.
Суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» к Лапшиной В.Н. о взыскании задолженности по оплате за отопление в части суммы 234114,3 руб.
Статьей 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд, понесенные в связи с явкой в суд; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из соглашения об оказании юридических услуг от 18.12.2013 г. (л.д. 146) следует, что Лапшина В.Н. заключила договор оказания юридических услуг с Абашкиным Р.А., на оказание работ. Стоимость услуг составила - 26000 рублей, что подтверждается актом от 01.02.2017 г. (л.д.148) и квитанциями об оплате (л.д.149-150).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости возмещения Лапшиной В.Н. судебных издержек в возмещение оплаты юридических услуг. При определении объема возмещения данных расходов, суд учитывает совокупность обстоятельств, в том числе сложность дела, его категорию, длительность рассмотрения, объем нарушенного права, участие представителя в судебных заседаниях. Суд считает, что сумма 20 000 рублей, является разумной и справедливой, с учетом выполненной представителем ответчика работы, при этом, указанные расходы, в пользу Лапшиной В.Н. с МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» следует взыскать пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 9840 рублей, согласно расчету: 234114,3 руб. * 100% / 475888,15 руб. * 20 000 руб. = 9840 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки по оплате государственной пошлины в сумме 5541,14 рублей (л.д. 4-5).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать в пользу МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» Лапшиной В.Н. задолженность по оплате за тепловую энергию за период с февраля 2014 года по февраль 2016 года в размере 234114,3 руб., возврат госпошлины в сумме 5541,14 руб.
Взыскать в пользу Лапшиной В.Н. с МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» расходы на оплату услуг представителя в размере 9840 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен 14.04.2017г.