Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-961/2020 ~ М-336/2020 от 29.01.2020

№ 2-961/2020

УИД 26RS0002-01-2020-000535-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2020года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Полякова О.А.,

при секретаре Малиновской Ю.Ю.,

с участием:

истца – Данилова А.В.,

представителя истца – Чахирова И.Г. по доверенности,

представителя ответчика администрации Ленинского района города Ставрополя – Бирюковой Н.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Данилова А. В. к Администрации Ленинского района города Ставрополя о признании действий (бездействия) незаконными и обязании заключить договор социального найма на жилое помещение,

установил:

Истец Данилов А.В. обратился в суд с иском к Администрации Ленинского района города Ставрополя о признании действий (бездействия) незаконными и обязании заключить договор социального найма на жилое помещение.

В обосновании своих требований истец указал, что проживает по адресу: <адрес обезличен>, на основании ордера на жилую площадь в общежитии от 01.11.2001 г.

Постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 13.01.2012г. <номер обезличен> общежитие исключено из муниципального специализированного жилищного фонда города Ставрополя. Администрации Ленинского района было поручено заключить договора социального найма, согласно регистрации по месту жительства (Официальное опубликование № 69 от 16.04.2011г. «Вечерний Ставрополь»). В соответствии с п. 3.2.3 Положения об администрации Ленинского района города Ставрополя от 21.02.2005 № 584, на администрацию возложены полномочия, по предоставлению на территории Ленинского района города Ставрополя, собственника муниципального жилищного фонда при заключении договоров социального найма.

На основании ответа Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 22.11.2019г., в <адрес обезличен> истец Данилов А.В. проживает один и должен нести обязанность по оплате за содержание жилого помещения в полном объеме. Оплата за содержание жилого помещения им производится в полном объеме.

02.12.2019г. Даниловым А.В. было подано заявление, что согласно документам, предоставленным в ходе проверки, Субботин Н.В. действительно был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес обезличен> без указания номера жилого помещения, однако с 2010г. по данному адресу не проживает.

06.12.2019г. представителю Данилова А.В. было предложено обратиться к Главе администрации Ленинского района города Ставрополя Грибеннику А.Д. с заявлением о заключении с Даниловым А.В. договора социального найма. Однако администрация Ленинского района города Ставрополя отказала в заключении договора социального найма (ответ от 24.12.2019 <номер обезличен>), т.к был представлен ордер на жилую площадь в общежитии на условиях «койко-место» в 2001 году сроком на 1 год, при этом не представлены документы от гражданина, проживающего в данном жилом помещении.

Истец со ссылками на нормы действующего законодательства просил суд признать действия (бездействие) администрации Ленинского района города Ставрополя незаконными, выразившиеся в незаключении с Административным истцом Даниловым А. В. договора социального найма жилого помещения <адрес обезличен> по адресу: <адрес обезличен> заключить с административным истцом Даниловым А. В. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.422.

В судебном заседании Данилов А.В. и его представитель Чахиров И.Г. заявленные требования поддержали и просили суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Ленинского района города Ставрополя Бирюкова Н.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на доводы ранее данного ответа от 24.12.2019 <номер обезличен>, поскольку Данилов А.В. занимает спорную жилплощадь на основании ордера на жилую площадь в общежитии на условиях «койко-место» в 2001 году сроком на 1 год, кроме того им не представлены документы от гражданина, проживающего в данном жилом помещении – Субботина Н.В. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания Управление было извещено надлежащим образом и своевременно, в том числе посредством размещения информации на сайте суда в сети Интернет, о причинах неявки суд не известил.

Третье лицо Субботин Н. В., <дата обезличена> г.р., извещенный судом по известному адресу, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не известил и об отложении заседания не ходатайствовал. Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие извещенных и неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях "койко-место", также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

В связи с этим гражданам вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях в силу статьи 7 Вводного закона в таком жилом помещении на условиях "койко-место" должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями.

Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.п.).

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Как следует из материалов дела, в 2001 году истец Данилов А.В. был заселен в общежитие, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, ком.422, на условиях койко-места сроком на 1 год, согласно ордера <номер обезличен> от 29.10.2001г.

Судом установлено, что в данном жилом помещении истец проживает постоянно, другого места жительства не имеет, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается представленными суду квитанциями по единому лицевому счету № <адрес обезличен>, с учетом проживающего 1 человека. Таким образом, Данилов А.В. вселен в спорную комнату в установленном законом порядке, проживал в этой комнате на момент исключения жилого <адрес обезличен> из специализированного жилищного фонда и включения его в состав муниципального жилищного фонда социального использования один, также на момент рассмотрения дела единолично пользуется изолированным жилым помещением. Субботин Н.В. в данном жилом помещении никогда не регистрировался, его проживание в комнате на первых порах носило фрагментарный характер в течение непродолжительного времени, впоследствии Субботин Н.В. прекратил появляться по данному адресу, личных вещей его в спорном помещении не имеется. Доказательств обратного не имеется.

Суд также принимает во внимание сложившимся на протяжении 19 лет отношениям между истцом, с одной стороны, и собственником спорного жилья, с другой стороны, учитывая положения статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые носят постоянный, долговременный, системный характер по найму жилого помещения и оплаты всех положенных платежей. В связи с этим гражданам вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях в силу статьи 7 Вводного закона в таком жилом помещении на условиях "койко-место" должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями. Также судом учитывается и то обстоятельство, что в ответе Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 22.11.2019г., содержатся указания на то, что в помещении 422 истец Данилов А.В. проживает один и должен нести обязанность по оплате за содержание жилого помещения в полном объеме.

В силу части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

13 января 2012 г. Постановлением Правительства Ставропольского края общежитие <номер обезличен> по <адрес обезличен> было исключено из муниципального специализированного жилого фонда города Ставрополя и Администрации Ленинского района города Ставрополя было поручено заключить договоры социального найма согласно регистрации по месту жительства.

В соответствии с п. 3.2.3 Положения об администрации Ленинского района города Ставрополя от 21.02.2005 № 584, на администрацию возложены полномочия, по предоставлению на территории Ленинского района города Ставрополя, собственника муниципального жилищного фонда при заключении договоров социального найма.

Согласно ст. 13 ЖК РФ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 установлено, что ст.13 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного Кодекса РФ. В соответствии с данной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч.1 ст.51 ЖК РФ) или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст.52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с представлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108, 110 ЖК РСФСР.

Исходя из этого, договор социального найма жилой комнаты 422 должен был быть заключен с лицом, непосредственно проживающим в ней, и несущим бремя по его содержанию.

Учитывая, что на протяжении всего периода проживания Данилова А.В. в пом. 422 <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, на момент его вселения общежитие находилось на балансе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ставрополя, которое не оспаривало ордер и признавало право истца на проживание и пользование занимаемым жилым помещением, истец в силу закона после исключения общежития из муниципального специализированного жилого фонда и передачи здания в муниципальную собственность приобрел в отношении спорного жилого помещения все права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Иными словами при сложившихся правоотношениях речь идет не о предоставлении истцу жилого помещения, а о закреплении за ним уже ранее предоставленной им квартиры и о закреплении правового статуса жилого помещения и статуса его нанимателя. Аналогичная позиция была высказана Верховным судом РФ в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 46-КГ17-19, от 08.09.2015 N 5-КГ15-101, от 27.01.2015 N 5-КГ14-167

Каких-либо доказательств постоянного и долговременного проживания Субботина Н.В. в спорной комнате суду представлено не было и материалы гражданского дела таких сведений не содержат, равно как и несения им каких-либо расходов за пользование указанной комнатой. Показаниями свидетеля Шаган Е.А., допрошенной в судебном заседании было подтверждено, что Субботин Н.В. появлялся в данном помещении кратковременно более десяти лет назад.

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 189 от 29.12.2004 «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона к ним применяется правовой режим, установленных для жилых помещений предоставленных по договору социального найма.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, договора социального. Согласно ст. 19 ЖК РФ под жилищным фондом муниципального образования понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию

Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.

В связи с тем, что занимаемая истцом комната жилой площадью 19,8 кв. м является изолированной, то после передачи указанного здания общежития в муниципальную собственность к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в этом жилом доме, в силу ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Таким образом, с учетом того, что Данилов А.В. на протяжении последних лет вносил за комнату жилой площадью 18,5 кв. м соответствующую плату, предусмотренную по договору социального найма, а не как за общежитие, то, по мнению суда, имеются все основания для удовлетворения данного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>.422, ░░░░░░░░ 19,8 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░ ░.░ ░░░░░░░

2-961/2020 ~ М-336/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Данилов Алексей Васильевич
Ответчики
Администрация Ленинского района города Ставропля
Другие
Управление Ставрпольского края по строительному и жилищному надзору
Чахиров Илья Георгиевич
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Поляков Олег Анатольевич
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
29.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2020Предварительное судебное заседание
12.03.2020Предварительное судебное заседание
23.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
01.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020Дело оформлено
25.12.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее