<данные изъяты>
Дело № 12-270/18г.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Смоленск 04 декабря 2018 года
Судья Смоленского районного суда Смоленской области Рожкова Наталья Витальевна (г.Смоленск пр-т Гагарина д.46),
при секретаре Осиповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Кощино» на постановление Государственной инспекции труда в Смоленской области № <номер> о назначении административного наказания от 28 сентября 2018 года по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда - главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Смоленской области № <номер> о назначении административного наказания от 28 сентября 2018 года ООО «Коммунальные системы «Кощино» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 35 000 рублей (л.д.6-8).
В жалобе ООО «Коммунальные системы «Кощино» просит суд признать недействительным указанное постановление в части наложения штрафа в размере 35 000 рублей, заменив назначенное административное наказание предупреждением, указав, что при назначении наказания не были учтены все обстоятельства административного правонарушения, имеющие существенное значение для определения наказания. ФИО1 до 01.03.2018 года числилась в штате ООО «Коммунальные системы «Талашкино», трудовой договор на данный момент между ней и ООО «Коммунальные системы «Талашкино» не расторгнут. 12.03.2018 года ООО «Коммунальные системы «Кощино» издан приказ № <номер> о зачислении ФИО1 в штат ООО «Коммунальные системы «Кощино» с 11.04.2018 года на должность оператора газовой котельной. 11.04.2018 года между ООО «Коммунальные системы «Кощино» и ФИО1 в соответствии с указанным приказом заключен трудовой договор от 11.04.2018 года № <номер> на стажировку и договор стажировки № <номер>. Второй экземпляр договора стажировки вручался личной ФИО1 сотрудниками ООО «Коммунальные системы «Кощино», а второй экземпляр трудового договора был получен ФИО1 в Государственной инспекции труда по Смоленской области при проведении проверки по ее заявлению. Срок действия трудового договора от 11.04.2018 года № <номер> на стажировку и договора стажировки №б/н составил с 11.04.2018 года по 18.06.2018 года, согласно этих договоров ФИО1 принималась в штат ООО «Коммунальные системы «Кощино» на должность оператора газовой котельной и должна была пройти соответствующее обучение, так же ей была установлена пятидневная рабочая неделя с режимом работы с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут. В приказе от 12.03.2018 года № <номер> ФИО1 была установлена заработная плата не менее 1 МРОТ. В соответствии с больничными листками № <номер>, № <номер>, № <номер>, № <номер> ФИО1 находилась на больничном в период времени с <дата> (понедельник) по <дата> (пятница), раньше <дата> ООО «Коммунальные системы «Кощино» не имело возможности выдать ФИО1 уведомление о расторжении трудового договора с ней в связи с окончанием срока действия. Несмотря на тот факт, что согласно предоставленных больничных листков в адрес ООО «Коммунальные системы «Кощино» ФИО1 должна была приступить к исполнению своих должностных обязанностей с 18.06.2018 года, она не вышла на работу 18.06.2018 года, о чем составлен акт об отсутствии работника на рабочем месте от 18.06.2018 года № <номер>. До настоящего времени ФИО1 продолжает уклоняться от исполнения своих должностных обязанностей, о чем свидетельствуют акты об отсутствии работника на рабочем месте за период с 18.06.2018 года по 05.10.2018 года. Попытки сотрудников ООО «Коммунальные системы «Кощино» связаться с ФИО1 по вопросу получения пояснений ее прогулов за период с 18.06.2018 года по 05.10.2018 года оказались безрезультатными. Данное правонарушение ООО «Коммунальные системы «Кощино» совершено впервые и ранее подобных нарушений не было (л.д.2-3).
В дополнении к жалобе ООО «Коммунальные системы «Кощино» указали, что поскольку в протоколе об административном правонарушении № <номер> от 26.09.2018 года не указана дата совершения административного правонарушения, то не возможно определить, когда начал исчисляться двухмесячный срок для вынесения постановления об административном правонарушении. ФИО1 находилась на больничных листах в период времени с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> отсутствовала на рабочем месте в соответствии с актами об отсутствии сотрудника на рабочем месте, у ООО «Коммунальные системы «Кощино» не было возможности вручить ФИО1 уведомление о расторжении с ней трудового договора и внести изменения в п.10.2 трудового договора касаемо оплаты труда и приказа о приеме на работу от 12.03.2018 года № <номер> (л.д.70).
В дополнении к жалобе ООО «Коммунальные системы «Кощино» указали, что уведомление от 09.10.2018 года о направлении в адрес ФИО1 вторых экземпляров актов об отсутствии работника на рабочем месте за период с 18.06.2018 года по 05.10.2018 года, вместе со вторыми экземплярами указанных актов, направленных в адрес ФИО1 10.10.2018 года, были получены ФИО1 16.10.2018 года (л.д.93).
Законный представитель ООО «Коммунальные системы «Кощино» Белобородов Д.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, изменить вид назначенного наказания на предупреждение.
Суд, заслушав пояснения законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Как следует из материалов дела, в период с 20 августа 2018 года по 12 сентября 2018 года Государственной инспекцией труда в Смоленской области проведена внеплановая выездная проверка ООО «Коммунальные системы «Кощино» на основании заявления ФИО1, работника ООО «Коммунальные системы «Кощино», о нарушении в отношении нее трудового законодательства, выразившегося в невыплате заработной платы, нарушении ее трудовых прав (л.д.124-125,126-128).
По результатам проведения проверки, 12 сентября 2018 года составлен акт проверки № <номер>, которым установлено, что:
- в нарушение ч.1 ст.68 ТК РФ, согласно которому прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора, приказ о приеме ФИО1 на работу в ООО «Коммунальные системы «Кощино» в должности оператора газовой котельной от 12 марта 2018 года № <номер> издан ранее заключенного с ФИО1 трудового договора от 11 апреля 2018 года № <номер>;
- в нарушение п.4 ч.2 ст.57 ТК РФ, согласно которому условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор условиями, в трудовом договоре от 11 апреля 2018 года № <номер> отсутствуют условия оплаты труда ФИО1, трудовой договор содержит противоречия с нормами трудового законодательства в части указания в п.10.2 трудового договора, что заработная плата работнику на период стажировки не выплачивается;
- в нарушение п.2 ч.2 ст.57 ТК РФ трудовая функция ФИО1 не соответствует должностям в соответствии со штатным расписанием ООО «Коммунальные системы «Кощино»;
- в нарушение ч.1 ст.67 ТК РФ ФИО1 не выдан экземпляр трудового договора;
- в противоречие с нормами ч.1 ст.79 ТК РФ, ч.1,2 ст.84.1 ТК РФ ФИО1 не уведомлялась о расторжении срочного трудового договора, приказ об увольнении работодателем не издавался, ФИО1 не обращалась к работодателю с просьбой о прекращении трудовых отношений, в связи с чем трудовые отношения между ФИО1 и ООО «Коммунальные системы «Кощино» фактически не прекращались, срок действия трудового договора от 11 апреля 2018 года № <номер> автоматически продлен, трудовой договор стал бессрочным;
- в нарушение ст.22 ТК РФ ФИО1 в период с 19.06.2018 года по настоящее время не предоставлена работа, обусловленная ее трудовым договором;
- в нарушение ст.ст.60.1, 282 ТК РФ работодатель допустил нарушения трудового законодательства в части одновременного оформления с ФИО1 трудовых отношений в ООО «Коммунальные системы «Кощино» на условиях основного места работы (л.д.129-132).
В целях устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Государственной инспекции труда в Смоленской области вынесено предписание № <номер> от 12 сентября 2018 года, в соответствии с которым на ООО «Коммунальные системы «Кощино» возложена обязанность в срок до 28 сентября 2018 года привести в соответствие трудовой договор от 11 апреля 2018 года № <номер> в части указания в трудовом договоре условий оплаты труда работника, трудовой функции работника в соответствии со штатным расписанием, выдать ФИО1 на руки экземпляр трудового договора, предоставить ФИО1 работу, обусловленную ее трудовым договором от 11 апреля 2018 года № <номер>, начислить и оплатить ФИО1 время вынужденного прогула в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника за период с 19.06.2018 года по 12.09.2018 года (л.д.133-135).
В отношении ООО «Коммунальные системы «Кощино» 26 сентября 2018 года составлен протокол № <номер> об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ (л.д.136-141).
Привлекая ООО «Коммунальные системы «Кощино» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, административный орган исходил из того, что ООО «Коммунальные системы «Кощино» совершило нарушение вышеуказанных норм действующего трудового законодательства.
Вместе с тем имеются основания для изменения оспариваемого постановления.
Представленная в материалы дела ООО «Коммунальные системы «Кощино» копия трудового договора содержит роспись ФИО1, данное обстоятельство подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1, показавшая, что трудовой договор она подписала в трудовой инспекции, за весь период стажировки заработная плата ни разу не выплачивалась, выплатили только 5 000 рублей на проезд. На стажировку ходила до 18 июня 2018 года, после этой даты на работу не ходила, т.к. не было предоставлено рабочее место.
В силу требований ч.1 ст.381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст.382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового кодекса Российской Федерации, разногласия, возникшие между работодателем и работником относительно расторжения срочного трудового договора, увольнения работника, содержат признаки, перечисленные в ст.381 ТК РФ, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке ст.382 названного Кодекса. В компетенцию государственной трудовой инспекции вопросы о разрешении трудовых споров не входят.
При таких обстоятельствах, указание на нарушение ООО «Коммунальные системы «Кощино» трудового законодательства, выразившееся в несоблюдении требований ч.1 ст.79 ТК РФ, ч.1,2 ст.84.1 ТК РФ, выразившееся в том, что ФИО1 не уведомлялась о расторжении срочного трудового договора, приказ об увольнении работодателем не издавался, подлежит исключению из постановления должностного лица по настоящему делу об административном правонарушении.
Иные вменяемые обществу нарушения трудового законодательства подтверждаются собранными доказательствами, и оцениваются судом с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что вина ООО «Коммунальные системы «Кощино» в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ, нашла свое подтверждение, в действиях ООО «Коммунальные системы «Кощино» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Как следует из материалов рассматриваемой жалобы, вменяемое ООО «Коммунальные системы «Кощино» правонарушение, связанное с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является длящимся и на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления не прекращено.
Таким образом, моментом совершения правонарушения в соответствии с положениями КоАП РФ является момент его обнаружения проверяющим органом.
Время выявления правонарушения: 12 сентября 2018 года.
Постановление должностного лица вынесено 28 сентября 2018 года, т.е. в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, составляющего один год.
При таких обстоятельствах, срок давности и порядок привлечения ООО «Коммунальные системы «Кощино» к административной ответственности не нарушены.
В силу ч.3 ст.4.1 указанного Кодекса, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При таких обстоятельствах, постановление, вынесенное в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него выводов о несоблюдении ООО «Коммунальные системы «Кощино» требований ч.1 ст.79 ТК РФ, ч.1,2 ст.84.1 ТК РФ.
С учетом этого, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и в целях исключения избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья полагает возможным снижение размера назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа до низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.5.27 названного Кодекса для юридических лиц, а именно - до 30 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу общества с ограниченной ответственность «Коммунальные системы «Кощино» удовлетворить частично.
Постановление Государственной инспекции труда в Смоленской области № <номер> от 28 сентября 2018 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Кощино» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, изменить: исключить выводы о несоблюдении ООО «Коммунальные системы «Кощино» требований ч.1 ст.79 ТК РФ, ч.1,2 ст.84.1 ТК РФ, размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Кощино» административного наказания в виде административного штрафа снизить до 30 000 рублей, в остальной части названное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья Смоленского районного суда
Смоленской области :подпись Н.В.Рожкова