Дело №44-Г- 4/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
26 мая 2016 года г. Орёл
Президиум Орловского областного суда в составе:
Председательствующего: Суворовой Е.Н.
членов президиума: Курганова А.Н., Кузьмичева С.И., Некрасовой Н.А., Сенина А.Н.
при секретаре: Минайчевой О.А.
рассмотрел гражданское дело по иску Сысоевой Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области об обязании засчитать периоды работы в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с кассационной жалобой Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области, на основании определения судьи областного суда Циркуновой О.М. о передаче дела в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу.
Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., президиум Орловского областного суда
установил:
Сысоева Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование заявленных требований указывала, что, обратившись в <дата> в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, получила отказ со ссылкой на отсутствие необходимого льготного стажа работы. Так, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя, и с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду №, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, и <дата> – в командировке.
Считала данный отказ незаконным, поскольку в указанные периоды она, работая медсестрой-воспитателем ясельной группы <...> детского сада № осуществляла лечебную деятельность, а Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на льготную пенсию, работы в должности медицинской сестры детского сада. Кроме того, во время нахождения на курсах повышения квалификации, являвшихся для нее обязательными, за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.
На основании изложенного, просила суд обязать ГУ - УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды ее работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя в детском саду №, с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду №, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> и <дата> – в командировке.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 03 июня 2015 года постановлено:
«Исковые требования Сысоевой Е.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать Сысоевой Е.А. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, в командировке <дата> в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать период работы Сысоевой Е.А. с <дата> по <дата> в должности воспитателя в деском саду № и с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду № в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 27 августа 2015 года решение Ливенского районного суда Орловской области от 03 июня 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ – УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как постановленных с существенным нарушением норм материального права.
Полагает, что суд неправомерно удовлетворил требования Сысоевой Е.А., поскольку законодательством, действующим как в период работы истца, так и в настоящее время, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, трудовую деятельность в качестве воспитателя и старшей медсестры в детском саду.
Считает, что суд необоснованно принял показания свидетелей в качестве доказательства характера выполняемой истцом работы.
Приводит довод о незаконности удовлетворения судом требований истца в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в служебной командировке, поскольку в соответствии с положениями действующего законодательства такие периоды не подлежат включению в льготный трудовой стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Обсудив доводы кассационной жалобы, мотивы определения о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум считает, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 27 августа 2015г. подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум полагает, что при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Из материалов дела следует, что Сысоева Е.А., <дата> года рождения, <дата> – принята медсестрой в <...> детсад-ясли № и <дата> согласно приказу Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. №94 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий» была переведена воспитателем <...> детсада-ясли №, откуда <дата> уволена в связи с переводом в <...>. <дата> в связи с переходом детского сада № в ведение муниципального органа власти Сысоева Е.А. переводом была принята на работу старшей медсестрой в детский сад №, а <дата> – уволена по собственному желанию.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются соответствующими записями трудовой книжки истца, справкой <...> от <дата> №, справкой филиала <...> от <дата> № (л.д. 8-10, 23, 25).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в <дата> Сысоева Е.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ по г.Ливны и Ливенскому району Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика от <дата> Сысоевой Е.А. в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно указанному решению специальный стаж Сысоевой Е.А., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, составил <...> вместо требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды работы Сысоевой Е.А. с <дата> по <дата> в должности воспитателя детского сада и с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду №, поскольку Сысоева Е.А. осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими списками.
Кроме того, пенсионным органом было отказано во включении в льготный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, и <дата> – в командировке.
Исключение указанных периодов из льготного трудового стажа, и отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя в деском саду № и с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду №, суд руководствовался действовавшим до 01 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Кроме того, суд, сославшись на характер осуществляемой Сысоевой Е.А. трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемой ею должности и после 01 октября 1993 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда.
Однако с приведенными выводами судебных инстанций нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций.
В силу п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
С 01 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. №953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397.
С учетом изложенного, выводы судебных инстанций о включении в специальный стаж Сысоевой Е.А. периодов ее трудовой деятельности после 01 октября 1993г. в должности воспитателя и старшей медицинской сестры в детском саду № г. <...> нельзя признать законными.
Вышеприведенные нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, без их устранения невозможны
восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в
связи с чем, решение суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суду при новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить заявленные требования в строгом соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Орловского областного суда,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 27 августа 2015г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Е.Н.Суворова
Дело №44-Г- 4/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
26 мая 2016 года г. Орёл
Президиум Орловского областного суда в составе:
Председательствующего: Суворовой Е.Н.
членов президиума: Курганова А.Н., Кузьмичева С.И., Некрасовой Н.А., Сенина А.Н.
при секретаре: Минайчевой О.А.
рассмотрел гражданское дело по иску Сысоевой Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области об обязании засчитать периоды работы в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с кассационной жалобой Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области, на основании определения судьи областного суда Циркуновой О.М. о передаче дела в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу.
Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., президиум Орловского областного суда
установил:
Сысоева Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование заявленных требований указывала, что, обратившись в <дата> в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, получила отказ со ссылкой на отсутствие необходимого льготного стажа работы. Так, ответчиком не были включены в специальный стаж периоды ее работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя, и с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду №, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, и <дата> – в командировке.
Считала данный отказ незаконным, поскольку в указанные периоды она, работая медсестрой-воспитателем ясельной группы <...> детского сада № осуществляла лечебную деятельность, а Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на льготную пенсию, работы в должности медицинской сестры детского сада. Кроме того, во время нахождения на курсах повышения квалификации, являвшихся для нее обязательными, за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.
На основании изложенного, просила суд обязать ГУ - УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды ее работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя в детском саду №, с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду №, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> и <дата> – в командировке.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 03 июня 2015 года постановлено:
«Исковые требования Сысоевой Е.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать Сысоевой Е.А. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, в командировке <дата> в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать период работы Сысоевой Е.А. с <дата> по <дата> в должности воспитателя в деском саду № и с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду № в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 27 августа 2015 года решение Ливенского районного суда Орловской области от 03 июня 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ – УПФ РФ в г.Ливны и Ливенском районе Орловской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как постановленных с существенным нарушением норм материального права.
Полагает, что суд неправомерно удовлетворил требования Сысоевой Е.А., поскольку законодательством, действующим как в период работы истца, так и в настоящее время, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, трудовую деятельность в качестве воспитателя и старшей медсестры в детском саду.
Считает, что суд необоснованно принял показания свидетелей в качестве доказательства характера выполняемой истцом работы.
Приводит довод о незаконности удовлетворения судом требований истца в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в служебной командировке, поскольку в соответствии с положениями действующего законодательства такие периоды не подлежат включению в льготный трудовой стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Обсудив доводы кассационной жалобы, мотивы определения о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум считает, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 27 августа 2015г. подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум полагает, что при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Из материалов дела следует, что Сысоева Е.А., <дата> года рождения, <дата> – принята медсестрой в <...> детсад-ясли № и <дата> согласно приказу Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. №94 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий» была переведена воспитателем <...> детсада-ясли №, откуда <дата> уволена в связи с переводом в <...>. <дата> в связи с переходом детского сада № в ведение муниципального органа власти Сысоева Е.А. переводом была принята на работу старшей медсестрой в детский сад №, а <дата> – уволена по собственному желанию.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются соответствующими записями трудовой книжки истца, справкой <...> от <дата> №, справкой филиала <...> от <дата> № (л.д. 8-10, 23, 25).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в <дата> Сысоева Е.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ по г.Ливны и Ливенскому району Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика от <дата> Сысоевой Е.А. в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно указанному решению специальный стаж Сысоевой Е.А., дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, составил <...> вместо требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды работы Сысоевой Е.А. с <дата> по <дата> в должности воспитателя детского сада и с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду №, поскольку Сысоева Е.А. осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, наименование и вид которых не предусмотрены соответствующими списками.
Кроме того, пенсионным органом было отказано во включении в льготный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, и <дата> – в командировке.
Исключение указанных периодов из льготного трудового стажа, и отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя в деском саду № и с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в детском саду №, суд руководствовался действовавшим до 01 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Кроме того, суд, сославшись на характер осуществляемой Сысоевой Е.А. трудовой деятельности, пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж периодов работы на занимаемой ею должности и после 01 октября 1993 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда.
Однако с приведенными выводами судебных инстанций нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций.
В силу п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06 сентября 1991г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
С 01 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. №953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397.
С учетом изложенного, выводы судебных инстанций о включении в специальный стаж Сысоевой Е.А. периодов ее трудовой деятельности после 01 октября 1993г. в должности воспитателя и старшей медицинской сестры в детском саду № г. <...> нельзя признать законными.
Вышеприведенные нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, без их устранения невозможны
восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в
связи с чем, решение суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суду при новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить заявленные требования в строгом соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Орловского областного суда,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 27 августа 2015г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Е.Н.Суворова