Дело № 3а-647/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2019 года г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Пукановой А.А.,

с участием представителя административного истца Глущевского Д.Н. – Усова Е.А.,

в отсутствие административного истца Глущевского Д.Н., заинтересованного лица Первушиной Т.В., административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», администрации муниципального образования «Коневское»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Глущевского Д.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Глущевский Д.Н. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, место нахождение которого определено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 163 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 422 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником этих земельных участков и плательщиком земельного налога. В целях определения налоговой базы по указанному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного имущества. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость земельных участков составляет меньшую величину. Полагая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как налогоплательщика, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Административный истец Глущевский Д.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца Глущевского Д.Н. – Усов Е.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал по изложенным основаниям.

Административные ответчики федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительство Архангельской области, заинтересованные лица администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», администрация муниципального образования «Коневское», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя административного истца Глущевского Д.Н. – Усова Е.А., исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На территории муниципального образования «Каргопольское» земельный налог введен решением муниципального совета муниципального образования «Каргопольское» от ДД.ММ.ГГГГ «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Каргопольское» (с последующими изменениями и дополнениями).

На территории муниципального образования «Коневское» земельный налог введен решением муниципального совета муниципального образования «Коневское» от ДД.ММ.ГГГГ «О земельном налоге».

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие результаты определения по состоянию на 5 июня 2012 года кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Поскольку государственная кадастровая оценка земель Архангельской области, относящихся к указанной выше категории, проведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ее результаты могут быть оспорены в порядке, установленном данным федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Разрешая вопрос о праве административного истца оспорить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за пределами срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, в том числе, земельных участков, до настоящего времени не проведена. До утверждения результатов такой оценки при определении размера налоговых обязательств административного истца применяется величина кадастровой стоимости принадлежащего ему жилого дома, установленная постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 595-пп.

Таким образом, в данном случае пропуск Глущевским Д.Н. срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено сохранение права административного истца на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости этого имущества для целей налогообложения.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Как следует из представленных материалов, земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, место положение которого определено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит Глущевскому Д.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27 августа 2019 года.

Сведения о величине кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, определенной по состоянию на 5 июня 2012 года, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 июля 2014 года на основании постановления правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 595-пп (в редакции постановления правительства Архангельской области от 8 апреля 2014 года № 146-пп).

Земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит Глущевскому Д.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27 августа 2019 года. До указанной даты собственником этого имущества являлась Первушина Т.В.

Сведения о величине кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, определенной по состоянию на 10 июля 2017 года, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 июля 2017 года на основании составленного филиалом федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 10 июля 2017 года акта определения кадастровой стоимости земельных участков.

Вместе с тем, согласно отчету , составленному 1 июля 2019 года обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», по состоянию на 5 июня 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 163 000 рублей. Согласно отчету , составленному 1 июля 2019 года обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», по состоянию на 10 июля 2017 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 422 000 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленные административным истцом отчеты соответствуют установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившие эти отчеты лица имеют необходимые образование и квалификацию, являются членом некоммерческого партнерства «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о завышении либо занижении оценщиком рыночной стоимости земельных участков, собственником которых является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этих объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанных отчетов недостоверными доказательствами.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельных участков, собственником которых является административный истец, установлена их рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Глущевского Д.Н. как налогоплательщика, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2015 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (четвертый абзац пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит применению для целей налогообложения с 10 июля 2017 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (четвертый абзац пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установленная решением суда кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> подлежит применению для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 163 000 (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 422 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 10 ░░░░ 2017 ░░░░, ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░ 2019 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

3а-647/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Глущевский Денис Николаевич
Ответчики
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Другие
АМО Каргопольский муниципальный район
Усов Евгений Александрович
Администрация МО Коневское
Первушина Татьяна Валентиновна
Суд
Архангельский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее