Решение по делу № 2-2166/2020 от 11.03.2020

дело № 2-2166/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2020 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.

при секретаре Лановенко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Буданова ФИО14 к Администрации городского округа Щелково Московской области об обязании соблюсти предусмотренные действующим законодательством РФ процедуры, связанные с изъятием земельного участка под МКД (по адресу: <адрес>), соответственно самого МКД и жилых помещений в нем для муниципальных нужд, оформлением необходимых документов для расселения и сноса МКД , а также снятия МКД с государственного кадастрового учета, о взыскании компенсации морального вреда в сумме 200 000 рублей, о взыскании судебных расходов в сумме 300 рублей,

Установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику.

В обоснование иска указал, что он являлся собственником квартиры по адресу: <адрес>. Первоначально собственником указанной квартиры была его мать - ФИО1, затем по договору дарения стали собственниками он и его сестра ФИО2, в равных долях - по ?.

    «01» июня 2017 года Уведомлением за подписью Первого заместителя Главы Администрации Щелковского муниципального района ФИО16 с них затребовали перечень документов в связи с планируемым переселением граждан из многоквартирного дома, подлежащего сносу в 2017 году, расположенного по адресу: <адрес>. Так как их дом не был признан аварийным, то он и его семья обратились в Администрацию Щелковского муниципального района (далее по тексту - «Администрация») с просьбой разъяснить причину их внезапного расселения и сноса дома.

По факту обращений они получили следующие ответы:

- от «14» ноября 2017 года, и «16» ноября 2017 года, Главы Щелковского муниципального района ФИО17;

- от «22» декабря 2017 года, Первого заместителя Главы Администрации Щелковского муниципального района ФИО18;

Краткое содержание ответов: расселение и снос МКД по адресу: <адрес> производится в соответствии с Инвестиционным контрактом на комплексную застройку квартала «ФИО19» от 27.07.2005 (инвестор ООО «ФИО20»), Постановлением Главы Щелковского муниципального района от 05.06.2007 «Об утверждении списка жилых и нежилых зданий, подлежащих сносу в связи с застройкой жилого квартала ФИО21» с Приложением к нему, и в соответствии с муниципальной адресной программой «Переселения граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу, реконструкции в <данные изъяты> на 2015-2019 г.г.», утвержденной решением Совета депутатов городского поселения Щелково от 17.12.2014 г. а также Постановлением Администрации городского поселения Щелково от 08.04.2014

    Формулировки, которые содержатся в Постановлениях и Ответах Администрации, прямо указывают на «комплексную застройку… и инвестиционный контракт…», а также на «обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения», однозначно говорят о том, что расселение производится в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ), где прямо указано, что «жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд». Таким образом, земельный участок, находящийся под МКД <адрес>Перечень жилых домов в Приложении к Постановлению от 05.06.2007 и Постановлению от 08.04.2014), должен был быть изъят для муниципальных нужд (часть 1 статьи 32 ЖК РФ). Данный вывод подтверждается ответами Администрации, приведенными выше.

    Несмотря на то, что уже с 05.06.2007 года было известно, что МКД подлежит расселению и сносу в соответствии с муниципальными нуждами (Приложение 7), указанный дом, тем не менее, был включен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 29.12.2013 «Об утверждении региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы». Уполномоченный Фондом агент, в лице ООО «ФИО23», с августа 2017 года стал начислять и взыскивать с них и с других собственников квартир в МКД взносы за капитальный ремонт. До февраля 2018 года (фактическое освобождение семьей квартиры) в итоге с них была удержана сумма взносов за капитальный ремонт в размере 17 900,53 руб. (эта сумма подтверждена расчетным центром Фонда Капитального ремонта МО и ООО «ФИО24» на момент выезда из квартиры).

    В Постановлении Главы Щелковского муниципального района ФИО25 от 28.02.2018 «О сносе жилого дома по адресу: <адрес>», в том числе, говорится в п. 3: «Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО26» (ФИО27.) в 2-х месячный срок осуществить необходимые мероприятия по сносу дома и снятию его с государственного кадастра недвижимости», а в п. 5 говорится: «Управлению имущественных отношений Администрации Щелковского муниципального района (ФИО28.) осуществить необходимые действия по исключению Дома из реестра муниципальной собственности <данные изъяты>», что подразумевает первоначальную процедуру изъятия земельного участка под МКД и, соответственно, изъятие жилых помещений указанного дома для муниципальных нужд как того требует действующее законодательство. В июне 2018 года МКД по адресу: <адрес> был снесен силами и за счет инвестора ООО «ФИО29», что оговорено в Инвестиционном контракте. На указанном земельном участке в настоящий момент возведен новый МКД.

     «14» марта 2018 года их семья обратилась с письменным обращением на возврат незаконно взысканных с них денежных средств в Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. «02» апреля 2018 года им дан ответ, что <адрес>, включен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 29.12.2013 «Об утверждении региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы».

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса РФ «региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год».

Таким образом, непредставление Администрацией Щелковского муниципального района актуальной информации и внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства субъекта федерации более 3 (трех) лет, является прямым нарушением действующего федерального жилищного законодательства. Администрация Щелковского муниципального района была обязана, как орган местного самоуправления, исключить МКД из региональной программы капитального ремонта и направить в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области соответствующую информацию и приложить подтверждающие документы. Данная обязанность Администрацией своевременно выполнена не была, что привело к неправомерному взысканию Фондом капитального ремонта взносов с собственников МКД , выставлению завышенных счетов ЖКХ и незаконному пользованию денежными средствами.

    В соответствии с действующим законодательством ст.174 ЖК РФ и ст. 4, часть 3 Закона Московской области 66/2013-ОЗ «Об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» как бывшие собственники квартиры в снесенном МКД , они имеют право получить возврат удержанных взносов за капитальный ремонт. Кроме того, на странице Администрации на портале соцсети «В Контакте» «22» января 2019 года была размещена информация под названием «Щелковцам вернут средства за капитальный ремонт», где указан порядок возврата уплаченных собственниками квартир в снесенных МДК взносов за капитальный ремонт и приложен список МКД, в этом списке указан и МКД <адрес>.

На основании этого он снова обратился с заявлением в Фонд капитального ремонта и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области о возврате взносов, на что был получен ответ от 19.04.2019 за , где указывается на наличие у них по законодательству права получить возврат взысканных с них взносов за капитальный ремонт, но в итоге констатируется, что «…Администрацией Щелковского муниципального района в настоящее время решение об изъятии земельного участка под вышеуказанным жилым домом для муниципальных нужд не принято. Таким образом, основание для возврата денежных средств собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует», прикладывая ответ Администрации Щелковского муниципального района (без даты и номера) за подписью Первого заместителя ФИО30. Это доказывает, что Администрация не выполнила необходимую процедуру для законного сноса МКД и изъятию земельного участка под МКД и, соответственно, жилых помещений МКД для муниципальных нужд (ст. 4, часть 3 Закона Московской области 66/2013-ОЗ «Об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области»). В действующем законодательстве снос и исключение из Росреестра многоквартирных домов предусмотрен по двум процедурам – в случае признания МКД аварийным и/или подлежащим сносу с целью государственных и муниципальных нужд, с обязательным оформлением соответствующих документов. На их запросы в Администрацию (вх. от 24.09.2018 г. и вх. от 13.11.2019 г.) с просьбой предоставить заверенные копии документов, подтверждающих изъятие земельного участка под МКД и изъятии жилых помещений указанного дома, прошедших государственную регистрацию, получены следующие ответы от 17.10.2018 года и от 06.12.2019

     Таким образом, неправомерные действия и бездействие Администрации в части:

- немотивированного и незаконного принуждения, собственников квартир в МКД к расселению, вплоть до неоднократной выдачи исполнителями Администрации прямых распоряжений ресурсоснабжающим организациям города отключить МКД от снабжения ЖК услугами и ресурсами с целью оказать давление на жителей дома для их скорейшего выселения;

- несвоевременной подачи сведений в Министерство ЖКХ Московской области об исключении МКД из Программы капитального ремонта;

- не выполнение процедуры по законному сносу МКД ;

- не оформление надлежащих документов по изъятию земельного участка и жилых помещений МКД для муниципальных нужд до и после сноса МКД ,

привело к следующему:

     1) семья была вынуждена в короткие сроки с большими издержками выехать из недавно отремонтированной квартиры;

2) с них взыскали взносы за капитальный ремонт;

3) их и других собственников квартир снесенного МКД лишили законодательно установленного права получить возврат удержанных с них взносов за капитальный ремонт.

    По их заявлениям Фонд Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Министерства ЖКХ МО, ссылаясь на непредставление документов об изъятии земельного участка и МКД для муниципальных нужд, отказывает им в возврате удержанных с них взносов за капитальный ремонт, так как одно только исключение из программы капитального ремонта по законодательству не является основанием для возврата собственникам квартир взносов за капитальный ремонт.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Администрация Городского округа Щелково (Щелковского муниципального района) Московской области нарушила действующее законодательство в части расселения и сноса МКД , сознательно затягивала сроки оформления требуемых по законодательству документов, дожидаясь истечения срока давности, тем самым лишила их права вернуть взысканные с них взносы за капитальный ремонт снесенного в связи с муниципальными нуждами МКД , <адрес> ни только в добровольном, но и в судебном порядке.

           Просит:

- обязать Администрацию Городского округа Щелково Московской области соблюсти предусмотренные действующим законодательством РФ процедуры, связанные с изъятия земельного участка под МКД (по адресу: <адрес>), соответственно самого МКД и жилых помещений в нем для муниципальных нужд, оформлением необходимых документов для расселения и сноса МКД , а также снятия МКД с государственного кадастрового учета.

- взыскать с Администрации Городского округа Щелково Московской области в соответствии со статьей 151 ГК РФ, компенсацию морального вреда, в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. Так как оказанное на них административный давление, регулярные отключения МКД от ресурсов жизнеобеспечения (отопление, вода, электричество, газ), а также экстренное выселение и переезд на другое место жительство крайне негативно сказались на здоровье членов его семьи, в частности отразились на физическом и психологическом состоянии его матери ФИО1, которая является инвалидом <данные изъяты>, здоровье ее после этого резко ухудшилось. Кроме того, они понесли чрезмерные материальные затраты на внесения доплаты для приобретения и ремонта жилья для их переселения, что также сказалось на их здоровье.

- взыскать с Администрации Городского округа Щелково Московской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

    В судебном заседании истец иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

    В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.о. Щелково Московской области Табак И.Г., действующая на основании доверенности (копия в деле), просила в удовлетворении иска отказать.

    Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Из материалов дела усматривается и судом установлено следующее.

    27.07.2005 между Администрацией Щёлковского муниципального района, ООО ФИО31» и Министерством строительного комплекса Московской области заключен инвестиционный контракт на комплексную застройку квартала «ФИО32» в г. Щёлково (зарегистрирован в реестре Минстроя за от 27.07.2005 (в редакции дополнительного соглашения от 31.01.2018) (далее – Контракт).

Решением Арбитражного суда Московской области от 05.04.2019 по делу установлен факт, имеющий юридическое значение, что Контракт является договором о развитии застроенной территории (далее – ДРЗТ).

Предметом ДРЗТ является реализация сторонами ориентировочно в 2005-2018 годах инвестиционного проекта комплексной застройки квартала «ФИО33» <адрес> с социальной, инженерной, инфраструктурами и благоустройством с ориентировочной общей площадью жилых помещений 33 412,4 кв.м. (с учетом лоджий – 35 285 кв.м.), встроенно-пристроенных помещений площадью 1583 кв.м. на земельном участке ориентировочной площадью 6,0 га, расположенном по адресу: <адрес> согласно генеральному плану застройки со сносом 3-х зданий жилого и 1-го нежилого назначения, в том числе:

- жилищного фонда Щёлковского района в количестве 3 домов по адресу: г<адрес> с переселением ориентировочно 60 семей/170 человек и с ориентировочной требуемой общей площадью квартир для переселения граждан – 3007 кв.м.

    - здания детской художественной школы по адресу: <адрес>

Постановлением Главы Щёлковского муниципального района от 05.06.2007 жилой <адрес> признан подлежащим сносу в связи с застройкой жилого квартала «ФИО34» ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением Администрации городского поселения Щёлково от 08.04.2014 , жилой дом <адрес> признан подлежащим сносу.

Согласно Приказу Минстроя России от 09.12.2013 N 23/МС "Об утверждении методических рекомендаций по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", в рамках реализации договора о развитии застроенной территории лицом, заключившим такой договор с органом местного самоуправления, должны быть решены следующие задачи:

1) переселение граждан, проживающих в расположенных на такой территории аварийных многоквартирных домах и многоквартирных домах, снос (реконструкция) которых планируются на основании муниципальных адресных программ, за счет средств частных инвесторов, а также в случаях, предусмотренных таким договором, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

2) снос (реконструкция) указанных многоквартирных домов;

3) проведение комплексной застройки такой территории на основе разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории, включая проект межевания.

В соответствии с п. 5.2.20. ДРЗТ, для освобождения строительной площадки инвестор обязуется осуществить следующие мероприятия в соответствии с действующим законодательством РФ:

- оказать содействие Администрации в вопросах отселения граждан из домов, подлежащих сносу;

- произвести за счет собственных средств снос жилых и нежилых заданий в сроки, установленные Графиком, а также вывоз мусора.

Таким образом, действующим законодательством и ДРЗТ прямо предусмотрена возможность расселения инвестором жильцов из домов, подлежащих сносу.

Учитывая изложенное, Администрацией Щёлковского муниципального района проводились мероприятия по расселению нанимателей жилых помещений в спорном доме в порядке ст. 86, 89 ЖК РФ.

Так, согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Жилищные права собственников жилых помещений обеспечивались ООО «ФИО35» за счет собственных средств.

Так, во исполнение указанных положений Контракта, между ООО «ФИО36» и ФИО2, собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, был заключен договор купли-продажи указанного объекта недвижимости от 11.12.2017, в соответствии с которым ООО «ФИО37» выкупило принадлежащее ФИО2 имущество за 2 700 000 руб.

Между ООО «ФИО38» и Будановым А.А., собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, был заключен договор купли-продажи указанного объекта недвижимости от 11.12.2017, в соответствии с которым ООО ФИО39» выкупило принадлежащее Буданову А.А. имущество за 2 700 000 руб.

Учитывая изложенное, истец, заключая договор купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности имущества, в 2017 году выразил свое согласие на предложенный порядок расселения из спорного дома посредством выплаты ему выкупной цены жилого помещения и на размер возмещения, в связи с чем, для удовлетворения заявленных в настоящий момент исковых требований правовых оснований не имеется.

В соответствии с ч. 10, 11 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.

В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Таким образом, обязанность совершения действий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у органа исполнительной власти только после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Жилой дом <адрес> в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался, в связи с чем, требования истца об обязании Администрации городского округа Щёлково осуществить изъятие земельного участка под указанным домом и каждого жилого помещения в нем не обоснованы.

Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 28.02.2018 на ООО «ФИО40» возложена обязанность по осуществлению мероприятий по сносу спорного дома и снятия его с кадастрового учета.

В настоящее время спорный дом снесен, все проживающие в нем граждане расселены, осуществлено строительство многоквартирных жилых домов на территории, подлежащей развитию в соответствии с ДРЗТ.

Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку в настоящее время отсутствует объект изъятия.

Истец в своем исковом заявлении просит суд взыскать с Администрации городского округа Щёлково моральный вред в размере 200 000 руб.

Однако данное требование не подлежит удовлетворению в виду следующего.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку истцом добровольно был заключен договор купли-продажи принадлежащего ему имущества, отсутствие решения об изъятии спорного жилого помещения и земельного участка под спорным домом не повлекло нарушения жилищных прав истца.

На основании изложенного, суд полагает верным отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Буданова ФИО15 к Администрации городского округа Щелково Московской области об обязании соблюсти предусмотренные действующим законодательством РФ процедуры, связанные с изъятием земельного участка под МКД (по адресу: <адрес>), соответственно самого МКД и жилых помещений в нем для муниципальных нужд, оформлением необходимых документов для расселения и сноса МКД , а также снятия МКД с государственного кадастрового учета, о взыскании компенсации морального вреда в сумме 200 000 рублей, о взыскании судебных расходов в сумме 300 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                         Кудрякова Ю.С.

2-2166/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Буданов Анатолий Анатольевич
Ответчики
Администрация г.о. Щелково
Другие
УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА МО
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Кудрякова Ю.С.
Дело на сайте суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
11.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2020Дело оформлено
06.10.2020Дело передано в архив
20.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее