Дело 2-112/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2011 года. г. Канск Красноярского края
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арефьева В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании Администрации Мокрушинского сельсовета обеспечить резервным источником электропитания в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу котельную, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Мокрушинского сельсовета, ООО «Коммунальщик Канского района», в котором просил обязать ответчиков обеспечить котельную, расположенную по адресу <адрес>, резервным источником электропитания в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу в части требований к ООО "Коммунальщик Канского района" прекращено в связи с отказом от иска и ООО «Коммунальщик Канского района" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Требования прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об обеспечении объектов 1 и 2 категории надежности (котельные, медицинские и образовательные учреждения, насосные станции водоснабжения и др. объекты жизнеобеспечения) резервными источниками питания электроснабжения в <адрес> установлено, что в котельной, расположенной по указанному адресу и являющейся собственностью Администрации Мокрушенского сельсовета, отсутствует резервный источник питания. Котельная передана в аренду ООО "Коммунальщик Канского района" для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды.
Отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем тепло-водоснабжения, что приведет к чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества.
Объекты, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, к которым относятся котельные, должны иметь независимый источник питания для обеспечения бесперебойного питания при перерывах в электроснабжении. Указанные требования к эксплуатации электроустановок предъявляются п. 1.2.18, п. 1.2.19 Правил устройств электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002. № 204, предусматривающих, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного источника питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. В качестве второго независимого источника питания для остальных приемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем, предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.
Пункт 8.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003. № 115, предусматривающий, что баки-аккумуляторы горячей воды должны быть оборудованы автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике, так же указывает на необходимость наличия резервного источника электроснабжения в котельной.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника.
Пункт 21 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального района в том числе организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 7 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Статей 14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определенно, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
На основании договора аренды имущества, находящегося в собственности администрации Мокрушенского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, котельная (имущество), расположенная по адресу <адрес> во временное пользование ООО «Коммунальщик Канского района" для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды.
Грубое нарушение правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, содержания и реализации энергоносителей создает угрозу жизни и безопасности населения, на территории, обслуживаемой ООО "Коммунальщик Канского района".
-В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, пояснила, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении объектов 1 и 2 категории надёжности (котельные, медицинские и образовательные учреждения, насосные станции водоснабжения и другие объекты жизнеобеспечения) резервными источниками питания электроснабжения в <адрес> В ходе данной проверки было установлено, что в котельной, находящейся по вышеуказанному адресу, которая является собственностью Администрации Мокрушинского сельсовета, отсутствует резервный источник питания. Отсутствие данного источника в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем теплоснабжения и водоснабжения, что приведёт к чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, к массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. Объекты, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, а к таковым относятся и котельные, должны иметь независимый источник питания при перерывах в электроснабжении. Указанные требования к эксплуатации электроустановок предъявляются п. 1.2.18 и п. 1.2.19 Правил устройств электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 года № 204, предусматривающих, что электроприёмники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих питания источников, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного источника питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. В качестве второго независимого источника питания для остальных приёмников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем, предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и тому подобные. Баки аккумуляторы горячей воды должны быть оборудованы автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный, при исчезновении напряжения в основном источнике, так же указывает на необходимость наличия резервного источника электроснабжения в котельной. В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника. На основании договора аренды имущества, находящегося в собственности Администрации Мокрушинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная котельная передана во временное пользование ООО «Коммунальщик Канского района» для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды. Грубое нарушение правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, содержания и реализации энергоносителей, создаёт угрозу жизни и безопасности населения, проживающей на территории обслуживаемой ООО «Коммунальщик Канского района».
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обращения в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределённого круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст. 45 ГПК РФ Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре РФ», просит обязать Администрацию Мокрушинского сельсовета обеспечить котельную, расположенную по адресу: <адрес> резервным источником электропитания в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика Администрации Мокрушинского сельсовета ФИО4 с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что двадцать лет работает на руководящей работе и за это время ни разу критическая ситуация по электроснабжению не складывалась. Имели место случаи разового отключения либо при сильном ветре. Имеется дизельная электростанция, которая находится на балансе Администрации Канского района и по первому требованию будет доставлена. В Мокруше проживает 930 человек, из них 140 пользуются центральным отоплением, кроме того больницы, школы, администрация, детский сад, это 16% от общего количества. Рядом с котельной где работают шесть котлов, стоит мощная подстанция, которая запитана от двух фидеров. Запас мощности в десятки раз больше, так как рассчитана была на ракетчиков. На реконструкцию было потрачено уже 1200000 рублей своих средств и лет на семь вперед потратили на ремонт теплосетей. Котельная построена в 1979 году, но самому старому котлу шесть лет. Считает, что котельная не требует дополнительного источника электропитания.
- Представитель ответчика «Коммунальщик Канского района» - ФИО5 с исковыми требованиями не согласен, суду пояснил, что действительно имеется блок-контейнер автоматизированной дизельной электростанции, который стоит на хранении и пользовании в ООО «Коммунальщик Канского района» в с. Мокруша, находится в тёплом гараже и при необходимости доставляется в нужный населённый пункт. В случае аварии на котельной насосы перестают гонять тепло и горячую воду, в таком случае возникает взрывоопасная ситуация, но она исключена, так как сразу тушатся топки и, тут же компрессором сливается вода из системы. Резервное питание необходимо для того, чтобы водоснабжение возобновить и мощности блок-контейнера автоматизированной дизельной электростанции хватает для этого. Как уже было сказано главой администрации Мокрушинского сельсовета ФИО4 у них шесть котлов, значит идёт расход 4 Гкал / час. Техническое исполнение у них как в первой категории, но относится к третьей категории. Два трансформатора необходимы для того, чтобы в случае выхода из рабочего режима одного фидера, подключился второй. При первой категории идёт автоматическое подключение. Схема электропитания проста: трансформатор, от него идёт два кабеля, один из них заходит на щит, а второй - в резервный кабель. Работают насосы и поддув, водогрейные котлы. Температура воды 90 градусов, при отключении источника питания, температура воды со временем падает, насосы останавливаются, население не получает воду и не происходит взрыв котлов. При температуре воздуха 40 градусов воду в трубах не перехватит часа 3-4. Этого времени будет достаточно для того чтобы приехала аварийная бригада и переключить. По проекту все котельные строились давно и относятся к третьей категории. Просит приобщить к материалам дела копию акта осмотра электроустановки, расположенной в <адрес> копию постановления о безвозмездной передаче муниципального имущества в собственность МО Мокрушинский сельсовет.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела: справку об отсутствии резервного источника питания в котельной, договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Администрации Мокрушинского сельсовета с приложениями, Устав общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района», свидетельство о постановке на учет Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района», решение № о принятии полномочий директора Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» ФИО1, выписку из реестра муниципальной собственности <адрес>, паспорт Блочно - контейнерной автоматизированной электростанции, Акт осмотра электроустановки, справку о категориях надежности электроснабжения, в которой указано, что ПУЭ 7-го издания от 2002 года распространяются только на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки, и их применение для действующих электроустановок согласно п.1.1.1 носит рекомендательный характер, суд считает, что исковое заявление необоснованно и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЭ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В силу ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Статей 14 указанного Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определенно, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Судом установлено, что по адресу <адрес>, расположена котельная, находящаяся в собственности Администрации Мокрушинского сельсовета и переданная в аренду ООО "Коммунальщик Канского района" для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, что относится к видам деятельности ООО "Коммунальщик Канского района". Электроснабжение котельной осуществляется от одного источника питания. Резервный источник электропитания в котельной отсутствует.
Приведенные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников, материалами дела: договором аренды муниципального имущества, уставом ООО «Коммунальщик Канского района»,
Согласно п. 1.2.18. Правил устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002. № 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории:
1) Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
2) Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
3) Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктом 1.2.20. названных Правил установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Из приведенных положений Правил устройства электроустановок, ответа Енисейского управления Ростехнадзора, Акта осмотра электроустановки от 17.03.2010 года следует, что котельная, расположенная по адресу <адрес> относится по проекту и фактически к электроприемникам третьей категории надежности электроснабжения. Доказательств, подтверждающих, что указанная котельная относится к электроприемникам первой категории надежности электроснабжения, истцом суду не представлено. В связи с чем, ссылка в иске на пункт 1.2.19 Правил устройства электроустановок, определяющий способы обеспечения электроэнергией электроприемники первой категории надежности, является несостоятельной.
В соответствии с п. 1.1.1 вышеназванных Правил устройства электроустановок Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разд. 7 Правил.
Устройство специальных электроустановок, не рассмотренных в разд. 7, должно регламентироваться другими нормативными документами. Отдельные требования настоящих Правил могут применяться для таких электроустановок в той мере, в какой они по исполнению и условиям работы аналогичны электроустановкам, рассмотренным в настоящих Правилах.
Требования Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
По отношению к реконструируемым электроустановкам требования настоящих Правил распространяются лишь на реконструируемую часть электроустановок.
Согласно показаниям представителя Администрации Мокрушинского сельсовета год постройки котельной - 1979, котлы меняли в 1982 году то есть до издания Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002. № 204, которым утверждены Правила устройства электроустановок (седьмое издание).
Доказательств тому, что в период действия названных Правил спорная котельная подвергалась реконструкции, суду не представлено.
Из изложенного следует, что требования Правил об обеспечении электроприемников второй категории надежности электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п. ДД.ММ.ГГГГ.) с учетом положений пункта 1.1.1 Правил носят рекомендательный характер и не могут служить основанием для возложения на администрацию Мокрушинского сельсовета, как собственника котельной, обязанности обеспечить котельную резервным источником питания, тем более что электроприемникам третьей категории надежности, к которым отнесена котельная в <адрес>, резервный источник электропитания не требуется.
Кроме того, выпиской из реестра муниципальной собственности, паспортом блочно-контейнерной автоматизированной электростанции, подтверждается, что указанная передвижная электростанция находится в муниципальной собственности Канского района и используется, согласно объяснениям представителя ответчика, в качестве резервного источника электропитания на котельных в Канском районе, что отвечает требованиям пункта 1.2.20. Правил, допускающего возможность перерыва электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно п. 8.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003. № 115, баки-аккумуляторы горячей воды оборудуются, в том числе, автоматическим устройством переключения системы электроснабжения бакового хозяйства с основного источника электропитания на резервный при исчезновении напряжения в основном источнике.
В то же время, согласно п. 1.3. названных Правил электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Таким образом, положения пункта 8.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок во взаимосвязи с п. 1.3. этих же Правил и п. 1.2.20. Правил устройства электроустановок не являются основанием для обязательного оборудования спорной котельной резервным источником электропитания.
Ссылку истца на положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" суд находит необоснованной, поскольку, хотя положения данных Законов и возлагают на органы местного самоуправления и организации обязанность принятия мер, направленных на защиту населения и территорий муниципальных образований, работников организаций от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, однако прямо не регулируют спорные правоотношения и не возлагают на собственников тепловых энергоустановок и электроустановок второй, а тем более третьей категории надежности электроснабжения, обеспечивать такие установки резервным источником электропитания.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мокрушинского сельсовета о возложении обязанности обеспечить котельную, расположенную по адресу: <адрес>, резервным источником электропитания в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий В.Н.Арефьев