Дело № 2-7811/2015-3
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 14 сентября 2015 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,
при секретаре Гусевой М.Э.,
при участии в судебном заседании представителя истца старшего помощника Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Гейнинг А.А. (удостоверение),
представителя ответчика администрации <адрес> г. Екатеринбурга – Ивановой И.А. (доверенность от <//> №),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к администрации <адрес> г. Екатеринбурга о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор (далее – истец, прокурор) обратился в суд с иском к администрации <адрес> г. Екатеринбурга (далее – администрация, ответчик), о возложении на администрацию обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0404004:2, 66:41:0404004:3 в срок не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>, администрация г. Екатеринбурга.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на наличие на указанных земельных участках, относящихся к Ленинскому административному району г. Екатеринбурга, свалки отходов строительства и ремонта. Так как действующим законодательством обязанность по ликвидации свалок возложена на администрации районов, прокурор обратился в суд с соответствующим иском.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что названные земельные участки находятся в собственности <адрес>, следовательно, обязанность по ликвидации данных свалок должна быть возложена на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>. Кроме того, у администрации <адрес> г. Екатеринбурга отсутствуют денежные средства для осуществления ликвидации данных свалок.
Третьи лица – Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>, администрация г. Екатеринбурга – о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации, в частности ст. 42 провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от <//> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от <//> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от <//> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статье 16 Федерального закона от <//> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от <//> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от <//> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 8 Закона "Об отходах производства и потребления" п. п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямая обязанность по организации сбора и вывоза отходов и мусора возложена на администрацию муниципального образования, к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как видно из представленного в материалы дела экспертного заключения от <//> №, составленного ГКУ <адрес> «Центр экологического мониторинга и контроля», на территории <адрес> г. Екатеринбурга, в районе улиц Чкалова-Академика Вонсовского расположено место несанкционированного размещения строительных отходов: вдоль строящейся дороги по <адрес> на протяжении 490 м. Ширина размещения отходов- 20 м. Высота насыпи - 2 м. Объем отходов около 9800 куб. м; вдоль дороги по <адрес> на протяжении 800 м. Ширина насыпи 20 м. Высота – 1,7 м. Объем размещенных отходов около 16000 куб. м. Общий объем отходов около 25800 куб.м.
Представитель ответчика в судебном заседании не отрицала ни факта наличия данных свалок на территории Ленинского административного района г. Екатеринбурга.
Постановлением Главы г. Екатеринбурга от <//> № утверждена муниципальная программа «Экология и природные ресурсы муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы». Из п. 10 раздела 3 «Мероприятия программы» названного постановления следует, что исполнителями мероприятий по предотвращению образований несанкционированных свалок и их ликвидации являются администрации районов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно администрация <адрес> г. Екатеринбурга является лицом, обязанным организовать работы по ликвидации названной несанкционированной свалки.
Довод ответчика о том, что данная обязанность должна быть возложена на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> не основан на действующем законодательстве.
Довод представителя администрации <адрес> г. Екатеринбурга об отсутствии денежных средств на ликвидацию указанной свалки судом отклоняется, так как отсутствие денежных средств не может являться основанием для уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на администрацию действующим законодательством.
Доказательств того, что администрацией <адрес> г. Екатеринбурга предприняты соответствующие меры по ликвидации данной несанкционированной свалки в материалы дела не представлено, основания полагать, что администрация <адрес> г. Екатеринбурга предприняла какие-либо меры по ее ликвидации у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> г. Екатеринбурга обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0404004:2, 66:41:0404004:3 в срок не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: (подпись) Н.Р. Морозова
Копия верна.
Судья:
Секретарь: