Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2015 года Центральный районный суд города Воронежа,
в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Каплиной Д.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Васильевой ФИО9 о признании незаконными бездействия старшего пристава Центрального РОСП г. Воронежа в части не предоставления материалов исполнительного производства, о возложении обязанность предоставить ответ на обращение и возможность ознакомиться с законченным исполнительном производством,
У с т а н о в и л :
Васильева Т.Ф. обратилась в Центральный районный суд города Воронежа с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными бездействия старшего пристава Центрального РОСП г. Воронежа в части не предоставления материалов исполнительного производства, возложить обязанность предоставить ответ на обращение и возможность ознакомиться с законченным исполнительным производством. Обосновывая заявленные требования, указала, что в отношении нее в Центральном РОСП велось исполнительное производство, которое было окончено в 2014 году. ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к старшему судебном приставу Центрального РОСП г. Воронежа с заявлением о предоставлении для ознакомления законченного исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ года истек месячный срок, в течение которого ей обещали предоставить материалы исполнительного производства для ознакомления. ДД.ММ.ГГГГ года она вновь подала заявление о предоставлении для ознакомления законченного исполнительного производства. Однако, в ознакомлении с материалами исполнительного производства вновь отказано.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены УФССП России о Воронежской области, Центральный РОСП.
В судебном заседании административный истец Васильева Т.Ф. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что незаконным бездействием административного ответчика нарушается гарантированное законом право на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Представитель административных ответчиков начальника отдела - старшего судебного пристава Центрального РОСП г. Воронежа Оганесян Р.Э., Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, действующая на основании доверенности Анисимова О.Ю., заявленные требования полагают необоснованными. Суду пояснили, что в установленный месячный срок обращение Васильевой Т.Ф. было рассмотрено. ДД.ММ.ГГГГ года Васильевой Т.Ф. был дан ответ о том, что в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки по обращению, срок рассмотрения заявления продлен до ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 ФЗ № 229-ФЗ).
Как следует из заявления Васильевой Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась на имя старшего судебного пристава Центрального РОСП г. Воронежа с заявлением в котором просила предоставить для ознакомления законченное исполнительное производство в отношении нее.
В судебном заседании стороны не оспаривали, что в производстве Центрального РОСП имелось исполнительное производство в отношении должника Васильевой Т.В., производство по которому окончено в 2014 году.
ДД.ММ.ГГГГ года Васильева Т.Ф. повторно обратилась к старшему судебному приставу Центрального РОСП г. Воронежа с аналогичным заявлением. Материалы исполнительного производства для ознакомления не предоставлены.
В силу п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учётом отсутствия ответа на обращение ДД.ММ.ГГГГ года, повторное обращение ДД.ММ.ГГГГ года, Васильева Т.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в установленный законом для реализации права на судебную защиту срок.
Обосновывая нарушение оспариваемым бездействием своих прав, административный истец ссылается необходимость ознакомления с материалами исполнительного производства по оконченному производству для определения правильности произведенных расчетов по исполнению денежного требования, в связи с тем, что в отношении ее супруга и в отношении нее лично имеются другие исполнительные производства.
Положения ФЗ "Об исполнительном производстве" регулируют порядок предоставления сторонам исполнительного производства, информации о его ходе, путем реализации прав, установленных в ст. 50 Закона.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
Данному праву корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя предоставить сторонам исполнительного производства материалы исполнительного производства для ознакомления.
На основании объяснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что материалы исполнительного производства для ознакомления Васильевой Т.Ф. не предоставлены, возможность ознакомления не обеспечена.
На момент рассмотрения дела в суде Васильева Т.Ф. с материалами исполнительного производства не ознакомлена.
Право на доступ к информации означает возможность ее получения, в том числе, путем ознакомления с материалами исполнительного производства.
Поскольку заявитель представил доказательства нарушения своего права как должника на получение информации о ходе исполнительного производства, путем ознакомления с материалами оконченного исполнительного производства, суд признает правомерными доводы административного истца о том, что бездействия, выразившиеся в не предоставлении Васильевой Т.Ф. возможности ознакомления с материалами оконченного исполнительного производства, нарушают ее права.
Действующее законодательство, в частности ст. 50 ФЗ "Об исполнительном производстве", не предусматривает возможность либо право судебного пристава-исполнителя отказывать сторонам исполнительного производства в ознакомлении с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, независимо от того, окончено исполнительное производство, прекращено или приостановлено. При этом нахождение материалов в архиве не могло являться основанием для отказа в ознакомлении с ними, они должны были предоставляться по требованию стороны исполнительного производства, так как закон не устанавливает обязанность заблаговременно уведомлять судебного пристава-исполнителя о намерении ознакомиться с материалами.
Доводы представителя административных ответчиков о том, что 17.09.2015 года в адрес Васильевой Т.Ф. был направлен ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ года, не может повлиять на выводы суда, поскольку в силу ст. 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства.
В данном случае, ответ на заявление административного истца был подготовлен заинтересованным лицом за пределами установленного законом десятидневного срока, в связи с чем, не может расцениваться в качестве основания для оценки оспариваемого бездействия как законного.
Доводы представителя административного истца о том, что действующее законодательство не устанавливает срока, в течение которого судебный пристав-исполнитель обязан предоставить сторонам исполнительного производства возможность ознакомления с материалами исполнительного производства, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель не обязан предоставлять сторонам для ознакомления исполнительное производство незамедлительно в день их обращения, отклоняются судом как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм материального закона.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
При этом закон не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства.
Порядок, процедура и сроки ознакомления определяются судебным приставом-исполнителем, совершающим исполнительные действия. Это следует из положений Федерального закона "О судебных приставах".
Статьями 12, 13 Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. При этом процессуальным лицом, непосредственно совершающим все действия в ходе исполнительного производства, является судебный пристав-исполнитель. Именно судебный пристав-исполнитель может осуществить процедуру ознакомления должника с материалами исполнительного производства.
Ссылка представителя административных ответчиков о том, что с материалами исполнительного производство должен знакомить пристав, в производство которого находилось исполнительное производство, находившийся в отпуске, не является основанием для отказа должнику в реализации права на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Не освобождает от обязанности предоставить материалы для ознакомления факт обращения с соответствующим заявлением к старшему приставу.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Согласно ст. 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции ФЗ от 05.04.2013 N 49-ФЗ) заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118 "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов). Старший судебный пристав, в частности, организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, полномочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (ч. 4 ст. 64.1 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ).
Таким образом, начальник отдела - старший судебный пристав Центрального РОСП г. Воронежа, получив заявление Васильевой Т.Ф., должен был передать в трехдневный срок заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов, полномочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление и принять меры для своевременной реализации Васильевой Т.Ф. ее права на ознакомления с материалами исполнительного производства.
Бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава Центрального РОСП г. Воронежа нарушило право Васильевой Т.Ф. на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Принимая во внимание, что ответ на обращение Васильевой Т.Ф. был дан ДД.ММ.ГГГГ года, право административного истца на момент рассмотрения дела не нарушено, требования о возложении обязанность предоставить ответ на обращение не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 179-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Васильевой ФИО10 частично удовлетворить.
Признать незаконным бездействие начальника отдела - <данные изъяты> судебного пристава Центрального РОСП г. Воронежа ФИО12. в части не предоставления материалов исполнительного производства, возбужденного в отношении Васильевой ФИО11, и оконченного производством, для ознакомления Васильевой ФИО13
Возложить на <данные изъяты> судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа ФИО14. обязанность предоставить Васильевой ФИО15 материалы исполнительного производства, возбужденного в отношении Васильевой ФИО16, и оконченного производством для ознакомления.
В удовлетворении остальной части требований Васильевой Т.Ф. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2015 года Центральный районный суд города Воронежа,
в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Каплиной Д.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Васильевой ФИО9 о признании незаконными бездействия старшего пристава Центрального РОСП г. Воронежа в части не предоставления материалов исполнительного производства, о возложении обязанность предоставить ответ на обращение и возможность ознакомиться с законченным исполнительном производством,
У с т а н о в и л :
Васильева Т.Ф. обратилась в Центральный районный суд города Воронежа с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными бездействия старшего пристава Центрального РОСП г. Воронежа в части не предоставления материалов исполнительного производства, возложить обязанность предоставить ответ на обращение и возможность ознакомиться с законченным исполнительным производством. Обосновывая заявленные требования, указала, что в отношении нее в Центральном РОСП велось исполнительное производство, которое было окончено в 2014 году. ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к старшему судебном приставу Центрального РОСП г. Воронежа с заявлением о предоставлении для ознакомления законченного исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ года истек месячный срок, в течение которого ей обещали предоставить материалы исполнительного производства для ознакомления. ДД.ММ.ГГГГ года она вновь подала заявление о предоставлении для ознакомления законченного исполнительного производства. Однако, в ознакомлении с материалами исполнительного производства вновь отказано.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены УФССП России о Воронежской области, Центральный РОСП.
В судебном заседании административный истец Васильева Т.Ф. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что незаконным бездействием административного ответчика нарушается гарантированное законом право на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Представитель административных ответчиков начальника отдела - старшего судебного пристава Центрального РОСП г. Воронежа Оганесян Р.Э., Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, действующая на основании доверенности Анисимова О.Ю., заявленные требования полагают необоснованными. Суду пояснили, что в установленный месячный срок обращение Васильевой Т.Ф. было рассмотрено. ДД.ММ.ГГГГ года Васильевой Т.Ф. был дан ответ о том, что в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки по обращению, срок рассмотрения заявления продлен до ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 ФЗ № 229-ФЗ).
Как следует из заявления Васильевой Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась на имя старшего судебного пристава Центрального РОСП г. Воронежа с заявлением в котором просила предоставить для ознакомления законченное исполнительное производство в отношении нее.
В судебном заседании стороны не оспаривали, что в производстве Центрального РОСП имелось исполнительное производство в отношении должника Васильевой Т.В., производство по которому окончено в 2014 году.
ДД.ММ.ГГГГ года Васильева Т.Ф. повторно обратилась к старшему судебному приставу Центрального РОСП г. Воронежа с аналогичным заявлением. Материалы исполнительного производства для ознакомления не предоставлены.
В силу п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учётом отсутствия ответа на обращение ДД.ММ.ГГГГ года, повторное обращение ДД.ММ.ГГГГ года, Васильева Т.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в установленный законом для реализации права на судебную защиту срок.
Обосновывая нарушение оспариваемым бездействием своих прав, административный истец ссылается необходимость ознакомления с материалами исполнительного производства по оконченному производству для определения правильности произведенных расчетов по исполнению денежного требования, в связи с тем, что в отношении ее супруга и в отношении нее лично имеются другие исполнительные производства.
Положения ФЗ "Об исполнительном производстве" регулируют порядок предоставления сторонам исполнительного производства, информации о его ходе, путем реализации прав, установленных в ст. 50 Закона.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
Данному праву корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя предоставить сторонам исполнительного производства материалы исполнительного производства для ознакомления.
На основании объяснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что материалы исполнительного производства для ознакомления Васильевой Т.Ф. не предоставлены, возможность ознакомления не обеспечена.
На момент рассмотрения дела в суде Васильева Т.Ф. с материалами исполнительного производства не ознакомлена.
Право на доступ к информации означает возможность ее получения, в том числе, путем ознакомления с материалами исполнительного производства.
Поскольку заявитель представил доказательства нарушения своего права как должника на получение информации о ходе исполнительного производства, путем ознакомления с материалами оконченного исполнительного производства, суд признает правомерными доводы административного истца о том, что бездействия, выразившиеся в не предоставлении Васильевой Т.Ф. возможности ознакомления с материалами оконченного исполнительного производства, нарушают ее права.
Действующее законодательство, в частности ст. 50 ФЗ "Об исполнительном производстве", не предусматривает возможность либо право судебного пристава-исполнителя отказывать сторонам исполнительного производства в ознакомлении с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, независимо от того, окончено исполнительное производство, прекращено или приостановлено. При этом нахождение материалов в архиве не могло являться основанием для отказа в ознакомлении с ними, они должны были предоставляться по требованию стороны исполнительного производства, так как закон не устанавливает обязанность заблаговременно уведомлять судебного пристава-исполнителя о намерении ознакомиться с материалами.
Доводы представителя административных ответчиков о том, что 17.09.2015 года в адрес Васильевой Т.Ф. был направлен ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ года, не может повлиять на выводы суда, поскольку в силу ст. 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства.
В данном случае, ответ на заявление административного истца был подготовлен заинтересованным лицом за пределами установленного законом десятидневного срока, в связи с чем, не может расцениваться в качестве основания для оценки оспариваемого бездействия как законного.
Доводы представителя административного истца о том, что действующее законодательство не устанавливает срока, в течение которого судебный пристав-исполнитель обязан предоставить сторонам исполнительного производства возможность ознакомления с материалами исполнительного производства, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель не обязан предоставлять сторонам для ознакомления исполнительное производство незамедлительно в день их обращения, отклоняются судом как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм материального закона.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
При этом закон не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства.
Порядок, процедура и сроки ознакомления определяются судебным приставом-исполнителем, совершающим исполнительные действия. Это следует из положений Федерального закона "О судебных приставах".
Статьями 12, 13 Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. При этом процессуальным лицом, непосредственно совершающим все действия в ходе исполнительного производства, является судебный пристав-исполнитель. Именно судебный пристав-исполнитель может осуществить процедуру ознакомления должника с материалами исполнительного производства.
Ссылка представителя административных ответчиков о том, что с материалами исполнительного производство должен знакомить пристав, в производство которого находилось исполнительное производство, находившийся в отпуске, не является основанием для отказа должнику в реализации права на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Не освобождает от обязанности предоставить материалы для ознакомления факт обращения с соответствующим заявлением к старшему приставу.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Согласно ст. 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции ФЗ от 05.04.2013 N 49-ФЗ) заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118 "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов). Старший судебный пристав, в частности, организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, полномочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (ч. 4 ст. 64.1 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ).
Таким образом, начальник отдела - старший судебный пристав Центрального РОСП г. Воронежа, получив заявление Васильевой Т.Ф., должен был передать в трехдневный срок заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов, полномочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление и принять меры для своевременной реализации Васильевой Т.Ф. ее права на ознакомления с материалами исполнительного производства.
Бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава Центрального РОСП г. Воронежа нарушило право Васильевой Т.Ф. на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Принимая во внимание, что ответ на обращение Васильевой Т.Ф. был дан ДД.ММ.ГГГГ года, право административного истца на момент рассмотрения дела не нарушено, требования о возложении обязанность предоставить ответ на обращение не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 179-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Васильевой ФИО10 частично удовлетворить.
Признать незаконным бездействие начальника отдела - <данные изъяты> судебного пристава Центрального РОСП г. Воронежа ФИО12. в части не предоставления материалов исполнительного производства, возбужденного в отношении Васильевой ФИО11, и оконченного производством, для ознакомления Васильевой ФИО13
Возложить на <данные изъяты> судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа ФИО14. обязанность предоставить Васильевой ФИО15 материалы исполнительного производства, возбужденного в отношении Васильевой ФИО16, и оконченного производством для ознакомления.
В удовлетворении остальной части требований Васильевой Т.Ф. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: