Дело № 2-2674/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2015 года Королёвский городской суд Московской области в
составе судьи Руденко И.В.
при секретаре Полуниной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова Р. Б. о признании необоснованным решения об отказе в предоставлении места в учреждении детского дошкольного образования,
УСТАНОВИЛ:
Попов Р.Б. обратился в суд с заявлением о признании необоснованным решения об отказе в предоставлении места в учреждении детского дошкольного образования.
Заявление мотивировано тем, что заявитель имеет несовершеннолетнего ребенка, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который постоянно проживает вместе с Поповым Р.Б. по адресу: МО, <адрес>.
22.11.2012г. сын заявителя поставлен на учет в Управление образования Администрации г. Королёва МО для устройства в дошкольное образовательное учреждение.
09.04.2015г. заявитель обратился в городской комитет образования Администрации г.о. Королёв МО с заявлением о предоставлении его сыну места в детском саду.
08.05.2015г. ему был направлен ответ, в котором указывалось, что заявителю отказано в предоставлении его сыну месте в детском саду по причине отсутствия мест.
Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Заявитель Попов Р.Б. просит признать решение городского комитета образования Администрации г.о. Королёв МО об отказе в предоставлении ФИО2 места в учреждении детского дошкольного образования г. Королёв МО; обязать Администрацию г.о. Королёв МО, городской комитет образования Администрации г.о. Королёв МО предоставить ФИО2 место в учреждении детского дошкольного образования <адрес>ёв.
Заявитель Попов Р.Б. и его представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании поддержали заявление и настаивали на его удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица – Администрации г.о. Королёв МО ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что заявителю не было отказано в предоставлении его сыну, ФИО2, места в учреждении детского дошкольного образования. Попову Р.Б. был дан ответ на его обращение. Несовершеннолетний ФИО2 продолжает стоять в очереди на предоставление места в детском дошкольном учреждении. Заявителем документы на внеочередное право на предоставление его сыну места в детском учреждении не предоставлены.
Представитель заинтересованного лица – городского комитета образования Администрации г.о. Королёв МО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что заявитель Попов Р.Б., проживающий по адресу: <адрес>, является отцом несовершеннолетнего ребенка, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
22.11.2012г. матерью несовершеннолетнего ФИО2 ФИО8 в Городской комитет образования было представлено заявление об оформлении ее ребенка, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в детский сад № 7, № или № на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Комитете образования Администрации г.о. Королев МО несовершеннолетний ФИО2 зарегистрирован в Единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» по вопросу устройства его в детские сады № «Белочка», № «Теремок», № «Чебурашка», № 39. По данным Единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» (http:pgu.mosreg.ru) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до ФИО2 стоит на очереди 87ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В конкретные детские сады, указанные в заявлении, ребенок стоит на следующих позициях: в ДОУ № на 8 позиции, в ДОУ № на 5 позиции, в ДОУ № на 10 позиции, в ДОУ № на 11 позиции.
учреждение (регистрационный номер 1327).
23.12.2013г. матерью несовершеннолетнего ФИО2 ФИО8 в Городской комитет образования было представлено заявление о внесении изменений в заявление на оформление ее ребенка, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (регистрационный № 1955) и дополнительного включения на рассмотрение детский сад № 39.
20.04.2015г. матерью несовершеннолетнего ФИО2 ФИО8 в Городской комитет образования было представлено заявление о внесении изменений в заявление на оформление ее ребенка, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дополнительного включения на рассмотрение детский сад № 5.
01.06.2015г. матерью несовершеннолетнего ФИО2 ФИО8 в Городской комитет образования было представлено заявление с просьбой не зачислять ее ребенка, ФИО2, в муниципальное образовательное учреждение, регулирующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования № «Сказка», расположенное на территории г.о. Королёв МО, и сохранении места в очередности на комплектование в предстоящем учебном году, а также с просьбой о внесении изменений в заявление на оформление ее ребенка в детский сад:
1 вариант – рассматривать детские сады № 7, 3, 23, 39;
2 вариант – исключить из списка ранее указанный детский сад № 5. Иные варианты не предлагать.
09.04.2015г. Попов Р.Б. обратился в городской комитет образования Администрации г.о. Королёв МО с заявлением об обеспечении его сына, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., общедоступным дошкольным образованием и предоставлении ему места в МДОУ с учетом места жительства.
08.05.2015г. Администрацией г.о. Королёв МО на обращение Попова Р.Б. был дан ответ (№ 850), в котором указывалось, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., стоит на очереди в Комитете образования по вопросу устройства его в детские сады №№ 7, 3, 23, 39, 5 с ДД.ММ.ГГГГ года. Путевка в детский сад ФИО2 не выдана по причине отсутствия свободных мест. Документы, подтверждающие право ФИО2 на внеочередное или первоочередное получение путевки, в дошкольный отдел ГК образования не представлены. По данным Единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» (http:pgu.mosreg.ru)по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до ФИО2 стоят на очереди 116 детей 2011 года рождения. Путевка в детский сад ФИО2 может быть выдана в порядке очередности при наличии свободных мест в вышеуказанных детских садах.
13.05.2015г. Администрацией г.о. Королёв МО на обращение Попова Р.Б. был дан ответ (№ ОП-1914) аналогичного содержания ответу от 08.05.2015г.
По мнению заявителя, поскольку его ребенок до настоящего времени местом в МДОУ не обеспечен, администрация г.о. Королёв МО допускает неправомерное бездействие в решении этой проблемы.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО ДД.ММ.ГГГГ) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
<данные изъяты> Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
<данные изъяты> В соответствии с п. 5 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
<данные изъяты> Во исполнение Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2 был утвержден примерный Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования <адрес>". В соответствии с п. 27 данного Административного регламента муниципальная услуга должна быть предоставлена по мере продвижения очереди в ДОУ.
<данные изъяты> Согласно п. 59.3 Административного регламента комплектование ДОУ на очередной учебный год осуществляется в соответствии с утвержденным количеством групп и свободных мест в них на очередной учебный год с 1 мая по 30 июня текущего года. В случае выбытия воспитанников ДОУ, ввода новых дошкольных мест в течение учебного года производится доукомплектование дошкольных образовательных учреждений в соответствии с порядком направления и зачисления в ДОУ, указанным в 60 настоящего Административного регламента.
Судом установлен факт нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях г.о. Королёв МО.
Администрацией г.о. Королёв МО предпринимаются меры к расширению сети дошкольных образовательных учреждений на территории города, в связи с чем в 2014 году начата реализация Муниципальной программы на 2014-2018 годы «Образование <адрес>ёва», утвержденная постановлением Администрации <адрес>ёва МО от ДД.ММ.ГГГГ № 2601. В рамках реализации Программы планируется до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить возможность предоставлении мест детям в возрасте 3-7 лет в дошкольных учреждениях различных форм собственности.
Частью 4 ст. 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена возможность отказа в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что ФИО2 к льготной категории не относится, правом на внеочередное или первоочередное зачисление в образовательное учреждение не обладает.
Данные обстоятельства стороной заявителя в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривались.
Реализация несовершеннолетним ФИО2 конституционного права на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением принципа, содержащегося в ст. 17 Конституции РФ, а именно: не должны нарушаться права других детей, поставленных на очередь ранее ФИО2, а также детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Между тем, предоставление места в учреждении детского дошкольного образования ФИО2 вне очереди, повлечет за собой нарушение прав детей, которые были поставлены на учет ранее ФИО2
Само по себе наличие очереди на получение мест в МДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя.
В связи с этим суд приходит к выводу, что непредставление ребенку заявителя в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее, а также имеющие право на первоочередное предоставления места в дошкольном образовательном учреждении.
С учетом установленных в ходе рассмотрения обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что право заявителя на предоставление его сыну общедоступного и бесплатного дошкольного образования не нарушено, т.к. конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равный с другими, не зависящий от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Сыну заявителя не было отказано в предоставлении места в учреждении детского дошкольного образования. Он поставлена на учет и будет устроен в учреждение детского дошкольного образования в порядке очередности.
При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявления Попова Р.Б. о признании необоснованным решения об отказе в предоставлении места в учреждении детского дошкольного образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления попова Р. Б. о признании необоснованным решения об отказе в предоставлении места в учреждении детского дошкольного образования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья