РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года г. Москва
Басманный районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Каркиной Ю.В., при секретаре Крупениной А.А., с участием представителя истца Ляпиной М.М., представителя ответчика Чубарова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3504/2017 по исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к АО «Мосводоканал» об обязании разработать и согласовать проект зон санитарной охраны,
УСТАНОВИЛ:
Истец Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ответчику АО «Мосводоканал» с учетом уточненного искового заявления об обязании разработать и согласовать проект зон санитарной охраны *** в срок до 31.12.2019 года. В обоснование заявленных требований указал, что в собственности АО «Мосводоканал» находится платина *** в составе: А (Пост охраны № 2, общей площадью 20,9 кв.м.) Б (Трансформаторная подстанция, общей площадью 35, 6 кв.м.), В (здание артезианской скважины, общей площадью 7,3 кв.м.), Д (Пост охраны № 1) I (Плотина протяженностью 883 м.), II (дорога протяженностью 1945,75 м.), IV (Дорога протяженностью 278, 4 м.), VII (Штольня 1574,88 м.) VIII (мост, протяженностью 15,15 м.), IX (бойницы), X (лестница), наружные сети водоснабжения, находящиеся по адресу: Россия, ***). По выявленным в ходе проверки нарушениям природоохранного законодательства Осташковской межрайонной прокуратурой в АО «Мосводоканал» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако требования, изложенные прокурором в представлении, ответчиком не исполнены. Проект зон санитарной охраны не разработан, не согласован и в установленном законом порядке не утвержден. Между тем невыполнение ответчиком возложенных законом обязанностей создает реальную угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц, пользующихся услугами водоснабжения, предоставляемыми ответчиком, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, поскольку неразработка проекта зон санитарной охраны создает возможность невыполнения предусмотренных санитарно-эпидемиологических правилами мероприятий, направленных на санитарную охрану от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории на которой они расположены. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны создает возможность проникновения третьих лиц на территорию ЗСО в помещение, где размещены узлы и механизмы водопровода, обеспечивающие подачу воды, что влечет за собой возможность оказания негативного воздействия, как на техническое оборудование водопровода, так и на качество предоставляемой населению воды.
Представитель истца Осташковского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности Ляпина М.М. в судебное заседание явилась, исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила обязать ответчика в срок до 31.12.2019 года разработать и согласовать проект зон охраны ***.
Представитель ответчика АО «Мосводоканал» по доверенности Чубаров К.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Третье лицо Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, а дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 5, п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов (в том числе и подземных), используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 45 от 30.04.2010 года введены в действие санитарные правила СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы».
Пунктом 1.1 Санитарных правил установлено, что они определяют гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны (далее - ЗСО) Московского водопровода.
На основании данных санитарных правил владельцем водопровода разрабатывается «Проект ЗСО Московского водопровода».
Согласно п. 3.6 Санитарных правил граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе собственники, владельцы земельных участков, объектов и хозяйствующие субъекты, оказывающие (или могущие оказать) отрицательное влияние на качество воды источников питьевого водоснабжения, несут ответственность за невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории и акватории зон санитарной охраны.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из письменных материалов дела, ОАО «Мосводоканал» на праве собственности принадлежат: наружные сети водоснабжения, назначение: нежилое, протяжённость 405п/м, инв №5-912, лит.I, адрес (местонахождение) объекта: Россия, ***; а также платина *** в составе А (пост охраны № 2 общей площадью 20,9 кв.м.), Б (Трансформаторная подстанция, общей площадью 35, 6 кв.м.), В (Здание артезианской скважины, общей площадью 7,3 кв.м.), Д (Пост охраны № 1), I (Плотина протяженностью 883 м.), II (Дорога протяженностью 278,4 м.), III (Дорога протяженностью 1945,75 м.) IV (Дорога протяженностью 278, 4 м.), V (Ограждение, протяженностью 1574,88 м.), VI (Осветительная ЛЭП, протяженностью 1172,2 м.), VII (Штольня, протяженностью 125,29 м.), VIII (Мост, протяженностью 15,15 м.), IX (бойницы), X (лестница), адрес (местонахождение) объекта: Россия, ***.
В ходе проведения проверки исполнения законодательства об организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в поднадзорных районах Тверской области Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что в отношении Вазуского водохранилища проект зон санитарной охраны не разработан и в установленном законом порядке не утвержден.
02 ноября 2015 года генеральному директору АО «Мосводоканал» было направлено представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, выявленных Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении указанной проверки.
В ответ на представление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора АО «Мосводоканал» были предоставлены письменные объяснения, которым, было выражено несогласие с предписанием по мотивам того, что в действующем законодательстве отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий порядок утверждения проектов ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и орган исполнительной власти, ответственный за их утверждение.
Указанные фактические обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку эксплуатация ***, принадлежащего на праве собственности ответчику АО «Мосводоканал» осуществляется в отсутствие разработанного и согласованного с уполномоченным органом проекта ЗСО, обустройство которой призвано не допустить загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения, принимая во внимание бездействие ответчика, не принявшего соответствующих мер до настоящего времени, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части 1 пояса ЗСО.
Согласно п. 2.3 Правил зоны санитарной охраны (ЗСО) гидроузла состоят из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений).
Первый пояс ЗСО гидроузла (строгого режима) включает территорию гидротехнических сооружений и акваторию аванпорта гидроузла, где исключается всякая деятельность, не связанная с нуждами гидроузла.
Второй пояс ЗСО гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.
Пунктом 3.3. Санитарных правил установлены границы первого пояса ЗСО *** – территория в пределах землеотвода МГП «Мосводоканал».
Границы второго пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов определяются следующим образом:
верхняя граница 2 пояса ЗСО по акватории источника водоснабжения должна быть удалена вверх по течению от плотины гидроузла на расстояние, чтобы время для пробега по основному водотоку, притокам первого порядка и акватории водохранилища до плотины гидроузла было не менее 5 суток (при расходе воды 95% обеспеченности), но не далее створа плотины вышележащего гидроузла.
Нижняя граница соответствует створу водозабора или гидроузла.
Боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы (далее – ГТС), но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
при равнинном рельефе местности – не менее 500 м;
при холмистом рельефе местности – по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Разделом 4.4 Санитарных правил установлены мероприятия по второму поясу ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов.
Кроме того, во исполнение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработаны и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 утверждены Санитарные правила и нормы (СанПиН) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которым санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Исходя из положений ст. ст. 18, 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Учитывая, что во второй пояс ЗСО ***, исходя из системного толкования Санитарно-эпидемиологических правил «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» и «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а также устанавливаемых Правилами границ, входит акватория всего Вазуского водохранилища, принимая во внимание устанавливаемые Правилами мероприятия по второму поясу, а также установленные ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Водным Кодексом РФ обязанности органов местного самоуправления по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, суд приходит к выводу, что на АО «Мосводоканал» не может быть возложена обязанность по разработке 2 пояса зоны санитарной охраны ***.
Поскольку в границы второго пояса входит не только Зубцовский гидроузел, собственником которого является ответчик, а также иные объекты, объединяющие Вазускую водную систему (водохранилище), удовлетворение заявленных требований в полном объеме может привести к возложению на один хозяйствующий субъект обязанностей других хозяйствующих субъектов по разработке ЗСО принадлежащих им водопроводов, а также обязанностей органов местного самоуправления по разработке зон санитарной охраны Вазуского водохранилища в целом.
Исходя из существа возложенных на АО «Мосводоканал» обязанностей, принимая во внимание требование истца и объем работ, необходимых для исполнения возложенной обязанности, суд полагает возможным установить ответчику срок до *** года для разработки и согласования проекта 1 пояса зоны санитарной охраны ***, полагая указанный срок разумным и достаточным для проведения необходимых мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора к АО «Мосводоканал» об обязании разработать и согласовать проект зон санитарной охраны удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «Мосводоканал» до *** года разработать и согласовать проект 1 пояса зоны санитарной охраны ***.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд г. Москвы в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Судья Ю.В. Каркина