<данные изъяты>Дело № 2-57/2021
УИД № 35RS0016-01-2021-000090-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Шуйское
Вологодской области 03 июня 2021 года
Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Филипповой Н.Д.
при секретаре Скобелевой А.А.,
с участием: помощника прокурора Междуреченского района Михайлова Н.С.,
- представителя ответчика МБОУ «Шуйская СОШ» Житковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Междуреченского муниципального района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Междуреченского муниципального района, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шуйская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
прокурор Междуреченского муниципального района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд вышеназванным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Междуреченского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности детей в образовательных организациях установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шуйская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Шуйская СОШ») осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: Вологодская область, Междуреченский район, с.Шуйское, ул.Шапина, д.42 и владеет земельным участком по указанному адресу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Вопреки требованиям СанПиН, территория земельного участка МБОУ «Шуйская СОШ» частично ограждена забором, что способствует свободному и незаконному доступу на территорию школы посторонних лиц и отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористеческой защищенности несовершеннолетних детей, работников школы и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Прокуратурой района в 2014, 2017 годах по указанному поводу внесены представления в отношении директора учреждения, заведующего отделом образования Междуреченского района об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе восстановить целостность ограждения территории учреждения. Однако, нарушения не устранены. Согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Шуйская СОШ» его учредителем и собственником имущества является Междуреченский муниципальный район, в связи с чем на администрации района лежит обязанность обеспечить обустройство территории образовательного учреждения.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд обязать администрацию Междуреченского муниципального района выделить финансирование МБОУ «Шуйская СОШ» для оборудования территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру земельного участка не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МБОУ «Шуйская СОШ» организовать установку ограждения по всему периметру территории образовательной организации за счет средств бюджета, не позднее трех месяцев со дня поступления денежных средств.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Шуйская СОШ» Житкова Е.Н. не возражает против заявленных прокурором требований.
Представитель администрации Междуреченского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в деле, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, к которым относятся и образовательные учреждения.
Общие требования к условиям обучения установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, согласно пункту 2.2.1 которых собственная территория объекта оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 указанной нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, установка ограждений территорий школ и их поддержание в надлежащем состоянии, является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательных учреждениях, а также выполнение санитарно-эпидемиологических правил, а обязанность к принятию мер по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов, в силу приведенных выше положений законодательства лежит непосредственно на образовательном учреждении.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Междуреченского района проверки установлено частичное отсутствие ограждения по периметру территории МБОУ «Шуйская СОШ».
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика МБОУ «Шуйская СОШ» факт ненадлежащего обеспечения безопасности школы в связи с отсутствием целостности ограждения территории учреждения опровергнут не был и данный факт не оспаривался.
При таких обстоятельствах суд находит доводы прокурора о неисполнении ответчиком требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений обоснованными.
При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, характер допущенного нарушения, объем предстоящих работ.
Срок исполнения обязанности, определенный истцом в течение трех месяцев с момента поступления финансирования, является по мнению суда, разумным и достаточным.
Поскольку в связи с неисполнением указанных требований создается угроза жизни и здоровью как обучающихся несовершеннолетних детей и педагогов, так и граждан, посещающих данное учреждение, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора Междуреченского района о возложении на МБОУ «Шуйская СОШ» произвести установку ограждения территории земельного участка образовательного учреждения по всему периметру в течение трех месяцев с момента поступления финансирования является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая требование о возложении на администрацию Междуреченского муниципального района обязанности по обеспечению финансирования работ на установку ограждения территории земельного участка образовательного учреждения в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:
7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма)
Таким образом, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении средствами защиты граждан, в том числе путем принятия решений по вопросам финансирования образовательных учреждений.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, равно как и вопросы, связанные с оплатой товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, среди прочего, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В соответствии с Уставом МБОУ «Шуйская СОШ», последнее является юридическим лицом, некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.
Основными видами деятельности образовательного учреждения является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (пункт 2.3.1.1 Устава).
Учредителем учреждения и собственником его имущества является Междуреченский муниципальный район Вологодской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования Междуреченского района Вологодской области. Полномочия собственника имущества осуществляет отдел имущественных отношений Междуреченского муниципального района (пункт 1.3 Устава).
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Уставом образовательного учреждения также установлено, что финансовое обеспечение учреждения осуществляется на основании муниципального задания.
Принимая во внимание нормы права, регулирующие спорные правоотношения и то обстоятельство, что вопросы финансирования относятся к компетенции администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области как учредителя МБОУ «Шуйская СОШ», суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на нее обязанности по обеспечению образовательного учреждения финансированием на проведение работ по установке ограждения территории земельного участка образовательного учреждения. Суд считает необходимым определить дату осуществления соответствующих действий администрацией Междуреченского муниципального района по обеспечению образовательного учреждения финансированием работ по установке периметрального ограждения территории МБОУ «Шуйская СОШ» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Междуреченского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Междуреченского муниципального района в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шуйская средняя общеобразовательная школа» для оборудования территории образовательного учреждения ограждением по всему периметру земельного участка.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шуйская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с даты поступления (зачисления) денежных средств (обеспечения финансирования) установить ограждение по всему периметру территории образовательной организации за счет средств бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Д. Филиппова