УИД 34RS0026-01-2020-000013-30 Административное дело№ 2а-98/2020
Судья Молоканов Д.А. Дело № 33а-4352/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 4 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Антропова Е.А., Циренщикова И.А.
при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу административного истца Яковлева РН на определение Ленинского районного суда Волгоградской области от 7 февраля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Яковлева РН об обжаловании действий администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области и главы городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, которым производство по делу прекращено.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А, судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
Яковлев Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об обжаловании действий Администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области и главы городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, указав, что в нарушение требований ст. 184.2 БК РФ на действующем сайте администрации Ленинска отсутствует актуальное Положение о бюджетном процессе в городском поселении город Ленинск, утвержденное Решением Совета депутатов города Ленинск №12/208 от 16 ноября 2017 года. Полагал, что подготовка, внесение в Совет депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области проекта и принятие решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021- 2022 годы» проведены с нарушением Положения о бюджетном процессе в городском поселении город Ленинск. С учётом уточнённых требований просил признать неправомерным бездействие администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер для официального опубликования постановления администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области о проведении публичных слушаний по проекту решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021- 2022 годы» до 10 ноября 2019 года; установить факт внесения администрацией городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области 8 ноября 2019 года проекта решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021- 2022 годы» на рассмотрение в Совет депутатов городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области без обязательных приложений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе в городском поселении город Ленинск, утвержденным Решением Совета депутатов города Ленинск № 12/208 от 16 ноября 2017 года; признать неправомерным бездействие главы городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению Решения Совет депутатов городского поселения город Ленинск № 5/30 от 9 декабря 2019 г. о доработке проекта решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021- 2022 годы».
Судом принято оспариваемое определение.
В частной жалобе Яковлев Р.Н. оспаривает законность судебного акта, просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Прекращая производство по делу суд первой инстанции прошёл к выводу о том, что административный иск не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку предъявленные истцом требования относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления, ответчики не являются лицами, чьи действия в данном случае подлежат обжалованию в рамках публичного судопроизводства, следовательно, требования административного истца не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, а разрешаются в ином порядке.
Судебная коллегия полагает данные выводы ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах. В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №36 от 27 сентября 2016 г. «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления). Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Требования Яковлева Р.Н., связанны с оспариванием бездействия администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер для официального опубликования постановления администрации городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области о проведении публичных слушаний по проекту решения «О бюджете городского поселения город Ленинск на 2020 год и на период 2021- 2022 годы» до 10 ноября 2019 года, вытекают из публичных правоотношений, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
При таких обстоятельствах суд пришел к неверному выводу о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов истца, считает необходимым отменить обжалуемое определение и направить материал в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судья,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 35 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░