К делу №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2020 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи ФИО10
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к ФИО1, ФИО2 о взыскании переплаты суммы компенсации по уходу,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о взыскании переплаты суммы компенсации по уходу за ФИО1 в размере 123 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требованиц истец указал, что на основании заявлений ФИО1 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицом осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелыми нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея ФИО1 назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 200 рублей.
В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обязался в трехдневный срок известить территориальный орган ПФР об обстоятельствах влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе трудоустройстве. Также был уведомлен, что в случае выявления факта работы, необходимо будет погасить переплату.
В тоже время исходя из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осуществляет трудовую деятельность.
В связи с несвоевременным сообщением о факте работы возникла переплата компенсации по уходу за период с 01. 05.2011 года по ДД.ММ.ГГГГ в размер 123 600 рублей 00 копеек.
Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 ст. 24 Федерального закона о^ ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации»).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес ответчика ФИО2 была направлена претензия с указанием суммы переплаты и требованием ее погасить.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 претензию получил. В добровольном порядке отказался возместить переплату компенсационной выплаты. Сообщил, что ежемесячную компенсационную выплату ни от Управления, ни от ФИО1 не получал.
В тоже время исходя из обращения ФИО1 в Прокуратуру Республики Адыгея видно, что он извещен о наличии имеющейся задолженности по переплате компенсационной выплаты. Кроме того, в указанном обращении он признается, что денежные средства ФИО4 не передавал.
В связи неисполнением претензии в установленные сроки, а также в связи с непризнанием ответчиками виновности в своих действиях (бездействиях), Управление вынуждено обратиться в суд с иском о возмещении причиненных ему убытков.
В судебном заседании представитель истца ГУ УПФРФ в <адрес> РА ФИО5 поддержала исковые требования и просила их удовлетворить. При этом уточнила сумму исковых требований, просила взыскать переплату в соответствии с представленным расчетом за исключением последнего месяца в размере 122 400 рублей.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. При этом подтвердил в то, что заявление было им подписано собственноручно, на работу трудоустроился в 2011 году, однако, в Пенсионный фонд об этом не сообщил, так как забыл.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. При этом пояснила, что ФИО1 является инвалидом, нуждается в уходе, поэтому он имел право на получение указанной выплаты. В декабре 2019 года поступление ежемесячной выплаты прекратилось. В расчет истца включен последний месяц, за который ответчик выплату не получал.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании, на основании заявлений ФИО1 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицом осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелыми нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет» Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Адыгея ФИО1 назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 200 рублей.
В соответствии с п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет утвержденных указанным выше Постановлением, осуществление компенсационной выплаты прекращается в том числе в случаях выполнен» нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим ухо; оплачиваемой работы.
В соответствии с 10 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключении лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО2 обязался в трехдневный срок извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе трудоустройстве. Также был уведомлен, что в случае выявления факт работы, необходимо будет погасить переплату.
В тоже время исходя из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица с ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 осуществляет трудовую деятельность.
В связи с несвоевременным сообщением о факте работы возникла переплата компенсации по уходу за период с 01. 05.2011 года по ДД.ММ.ГГГГ в размере 122 400 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имуществе (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имуществе (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
В соответствии с пп. 2 и 3 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключении
лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № компенсационная выплата назначается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а ее выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации»).
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются гл. 60 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ФИО2 была направлена претензия с указанием суммы переплаты и требованием ее погасить.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО2 претензию получил, однако, в добровольном порядке отказался возместить переплату компенсационной выплаты. Факт получения указанных истцом выплат ответчиком ФИО1 подтвердила в судебном заседании ее представитель. Судом также установлено, что ответчику ФИО8 указанные средства не передавались.
Таким образом, на основании указанных выше норм, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования в части взыскания с ответчика ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> переплаты суммы компенсации по уходу за ФИО1 в размере 122 400 рублей, в удовлетворении исковых требований в части взыскания переплаты с ФИО2 суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> переплату суммы компенсации по уходу за ФИО1 в размере 122 400 рублей.
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к ФИО2 о взыскании переплаты суммы компенсации по уходу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тахтамукайского
районного суда РА ФИО11