Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-745/2022 от 23.03.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 апреля 2022 года                             г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,

при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филимонова Д.В. к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г., начальникам отдела – старшим судебным приставам ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Паньковой М.А., Шелиян А.Г., Управлению ФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу - АО «Банк Русский Стандарт» о признании незаконными бездействия должностных лиц службы судебных приставов,

УСТАНОВИЛ:

Филимонов Д.В. обратился в суд с административным иском с учетом его уточнения к судебному приставу-исполнителю ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г., начальникам отдела – старшим судебным приставам ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Паньковой М.А., Шелиян А.Г., Управлению ФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу - АО «Банк Русский Стандарт» о признании незаконными бездействия должностных лиц службы судебных приставов. В обоснование своих требований указал, что 24.02.2021г. административному ответчику направлено заявление о прекращении исполнительного производства от 10.08.2020г., в связи с отменой судебного приказа , которое поступило 03.03.2021г. Однако, в установленный законодательством срок исполнительное производство не прекращено, меры принудительного исполнения не отменены, в связи с чем нарушены права и законные интересы административного истца, так как произошло незаконное удержание денежных средств из его заработной платы. Таким образом, с учетом уточнения административный истец Филимонов Д.В. просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г., выразившееся в несвоевременном окончании исполнительного производства от 10.08.2020 и отмене мер принудительного взыскания по исполнительному производству от 10.08.2020; а также просил признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области, выразившееся в ненадлежащем контроле с его стороны за работой судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары Савиновой Я.Г. по несвоевременном окончании исполнительного производства от 10.08.2020 и отмене мер принудительного взыскания по исполнительному производству от 10.08.2020.

Административный истец Филимонов Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности от 01.02.2021г. Касаткин Э.Г. уточненные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Административный ответчик начальник отдела – старший судебный пристав ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Панькова М.А. в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. При этом пояснила, что она временно исполняет обязанности начальника ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области с 15.04.2021г. по настоящее время. 28.04.2021г. поступило обращение о прекращении исполнительного производства с копией определения об отмене судебного приказа, в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» оно рассмотрено, по результатам рассмотрения заявителю дан ответ, что по данному факту будет принято процессуальное решение. 26.05.2021г. исполнительное производство № прекращено и все меры принудительного взыскания по исполнительному производству отменены. Данные постановления направлены по месту работы должника и с мая 2021г. удержания с заработной платы прекращены, тем самым права и законные интересы административного истца не нарушены. Что касается поступления заявления от 03.03.2021г., то она по существу пояснить не сможет, так как на тот момент в указанном отделе службы судебных приставов она не работала, следовательно, не наделена полномочиями осуществлять контроль за работой судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г.

Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савинова Я.Г., Шелиян А.Г., представитель Управления ФССП России по Самарской области, представитель заинтересованного лица АО «Банк Русский Стандарт» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявляли, согласно отзыву судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савинова Я.Г. просила исковые требования Филимонова Д.В. оставить без удовлетворения, остальные административные ответчики и заинтересованное лицо возражения на административный иск не предоставили.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии указанных выше лиц.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец Филимонов Д.В. просит признать незаконными бездействия должностных лиц службы судебных приставов. Бездействие, в отличие от действия, имеет место в течение всего периода и не связано с конкретным днем, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок подачи административного иска соблюден.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч.6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Предъявление административного иска об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя должно иметь целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося лица в суд, а способ защиты должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

К числу задач исполнительного производства статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отнесено правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

В силу ч. 1 ст. 44 ФЗ "Об исполнительном производстве" в постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства (ч. 4 ст. 44).

Частью 4 статьи 45 ФЗ "Об исполнительном производстве" закреплено, что приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савинова Я.Г. 10.08.2020 возбудила исполнительное производство взыскании с Филимонова Д.В. в пользу АО «Банк Русский Стандарт» кредитной задолженности на основании судебного приказа от 30.04.2020. Постановлением от 15.10.2020 обращено взыскание на заработную плату должника, постановление направлено на исполнение по месту его работы ПАО «ОДК-Кузнецов». 24.02.2021 Филимонов Д.В. направил в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г. заявление о прекращении исполнительного производства от 10.08.2020 и отмене мер принудительного взыскания, в связи с отменой судебного приказа от 30.04.2020, на основании которого возбуждено исполнительное производство. К заявлению приложено определение мирового судьи от 04.02.2021 об отмене судебного приказа. Заявление получено ОСП Железнодорожного района г.Самары 03.03.2021, следовательно, исходя из совокупности сроков, установленных ч. 4 ст. 45 ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель был обязан прекратить исполнительное производство не позднее 10.03.2021 (с учетом нерабочих дней).

На основании материалов исполнительного производства установлено, что исполнительное производство прекращено судебным приставом-исполнителем Савиновой Я.Г. лишь 26.05.2021, то есть с существенным нарушением установленного законом срока. 26.05.2021г. этим же судебным приставом-исполнителем отменены меры принудительного исполнения, в том числе по обращению взыскания на заработную плату должника, о чем вынесены постановления.

Доводы административного ответчика о том, что заявление о прекращении исполнительного производства впервые поступило 28.04.2021г. и иных заявлений от Филимонова Д.В. и его представителя не поступало, опровергнуты заявлением Филимонова Д.В. от 24.02.2021г. и почтовым идентификатором о его получении ОСП Железнодорожного района г.Самары 03.03.2021г., не верить которым у суда нет оснований. Только при повторном обращении административного истца данное обращение рассмотрено, заявителю дан ответ и принято процессуальное решение в виде прекращения исполнительного производства с отменой мер принудительного взыскания.

Таким образом, судом установлено, что в предусмотренный законодательством срок, не позднее 10.03.2021г., судебный пристав-исполнитель ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савинова Я.Г. исполнительное производство в отношении должника Филимонова Д.В. не прекратила, меры принудительного исполнения не отменила, копии постановлений о прекращении исполнительного производства и отмене мер по обращению взыскания на заработную плату должника не направила должнику. Незаконное бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г. повлекло неблагоприятные для Филимонова Д.В. последствия в виде удержания заработной платы за период март-апрель 2021г., что подтверждается справками работодателя, при отсутствии к тому законных оснований.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части признания незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г., выразившееся в несвоевременном окончании исполнительного производства от 10.08.2020 и отмене мер принудительного взыскания по исполнительному производству от 10.08.2020., в частности в не вынесении постановления об отмене обращения взыскания на заработную плату должника Филимонова Д.В.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Не смотря на то, что установлен факт незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г., однако в удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Шелиян А.Г. и Паньковой М.А., выразившееся в ненадлежащем контроле с его стороны за работой судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары Савиновой Я.Г. по несвоевременном окончании исполнительного производства от 10.08.2020 и отмене мер принудительного взыскания по исполнительному производству от 10.08.2020. следует отказать, поскольку Панькова М.А. приступила к временному исполнению обязанностей начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области только с 15.04.2021г., тогда как исполнительное производство уже должно было быть судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г.Саары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г. прекращено и меры принудительного взыскания отменены, в период времени с 03.03.2021г. (получение заявления о прекращении исполнительного производства) до 14.04.2021г. Панькова М.А. не исполняла свои должностные обязанности в указанном отделе, следовательно, она не наделена должностными обязанностями по контролю за работой судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я.Г. В указанный период времени исполняла обязанности начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Шелиян А.Г., которая на момент рассмотрения данного административного иска уволена со службы судебных приставов. При получении обращения Филимонова Д.В. посредством электронного документооборота 28.04.2021г., то есть в период исполнения обязанности Паньковой М.А., данное обращение было рассмотрено судебным приставом исполнителем в рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», заявителю дан ответ и 26.05.2021г. исполнительное производство прекращено с отменой мер принудительного исполнения, тем самым права, свободы и законные интересы Филимонова Д.В. врио начальником отдела- старшим судебным приставом ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России Паньковой М.А. не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для признания ее бездействия незаконными.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные административные исковые требования Филимонова Д.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г.Самары УФССП России по Самарской области Савиновой Я,Г., выразившееся в несвоевременном окончании исполнительного производства от 10.08.2020 и отмене мер принудительного взыскания по исполнительному производству от 10.08.2020 в отношении должника Филимонова Д.В..

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.04.2022 года.

Председательствующий судья Л.М. Кривоносова

2а-745/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Филимонов Д.В.
Ответчики
СПИ ОСП Ж/д района гор. Самары Савинова Я.Г.
Руководитель ОСП Железноджорожного района г. Самары Панькова М.А.
ССПИ ОСП Ж/д района гор. Самары Аблаев В.Г.
Шелиян Алла Гарриевна
Управление ФССП России по Самарской области
Другие
АО Банк "Русский стандарт"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Кривоносова Л. М.
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
26.01.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
27.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее