Решение по делу № 2-1892/2013 ~ М-1665/2013 от 04.03.2013

Дело № 2-1892/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2013 года город Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Смородиновой Н.С.,

при секретаре Бикбаевой В.Р.,

с участием истцов Нефедова В.В., Нефедовой Г.В.,

представителя ответчика Сергеева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефедова В.В., Нефедовой В.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в получении компенсации,

установил:

Нефедов В.В., Нефедова Г.В. обратились в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в получении компенсации. В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что с ДД.ММ.ГГГГ года Нефедов В.В. и члены его семьи составом из 4-х человек являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года. Истцом Нефедовым В.В. было подано заявление со всеми необходимыми документами в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании его и членов его семьи нуждающимися в получении компенсации и постановке на жилищный учет в рамках реализации мероприятий Закона Саратовской области от 05 марта 2003 года № 14-ЗСО «Об ипотечном кредитовании». Однако, ДД.ММ.ГГГГ Нефедовым В.В. был получен отказ в постановке на жилищный учет, мотивированный тем, что Нефедов В.В. был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, что было расценено ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий истцом для признания его и его семьи нуждающимися в получении компенсации. Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, истцы просят признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить семью Нефедова В.В. составом из 4-х человек на учет нуждающихся в получении компенсации в рамках реализации мероприятий Закона Саратовской области от 05 марта 2003 года № 14-ЭСО «Об ипотечном жилищном кредитовании».

В судебном заседании истцы Нефедов В.В., Нефедова Г.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами.

Представитель ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, действующий на основании доверенности, Сергеев Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что Министерство обоснованно отказало Нефедову В.В., поскольку им были совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий, пятилетний срок которых на дату обращения с заявлением не истек, а именно: согласно представленным истцом документам, Нефедов В.В. и члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности супруге истца – Нефедовой Г.В., общей площадью кв.м. Общее количество зарегистрированных граждан в указанном жилом помещении – человека. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Нефедов В.В. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м. Общее количество зарегистрированных граждан в указанном жилом помещении – человека. Таким образом, обеспеченность общей площадью занимаемых жилых помещений на одного члена семьи истца в течении пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в получении компенсации и постановке на жилищный учет, составляла более 14 кв.м., то есть выше учетной нормы.

Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В силу положений ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Лица, имеющие необходимые средства могут приобретать жилье или арендовать его за свой счет; малоимущем гражданам РФ оно может быть предоставлено на основе социального найма, другим лицам – по договорам из государственного или муниципального жилищного фонда.

Статьей 72 Конституции РФ, ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Для определения категорий граждан действует Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ № 675 от 17 сентября 2001 года.

В рамках указанной программы действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Раздел 2 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы раскрывает цели и задачи подпрограммы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», право на улучшение жилищных условий при реализации областных целевых программ путем предоставления безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области, молодая семья, отвечающая критериям, предусмотренным подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

Согласно ст. 7.2. Закона Саратовской области от 05 марта 2003 года -ЗСО «Об ипотечном жилищном кредитовании» утверждены особенности предоставления компенсации заемщикам, члены семей которых имеют право на дополнительные меры государственной поддержки семей имеющих детей, так заемщики, если они или члены их семей получили в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, имеют право на получение компенсации при условии, что до получения ипотечного займа (кредита) они не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений и были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не выше 14 квадратных метров либо проживали в общежитии, коммунальной квартире и не имели иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также не совершали действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий в течение пяти лет, предшествующих обращению за получением компенсации.

Часть 3 ст. 54 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Нефедовым В.В. и Нефедовой Г.В. (фамилия до брака – Зайцева) был заключен брак (л.д. 31).

Семья Нефедовых, состоящая из 4-х человек, проживает в двухкомнатной квартире, площадью кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, собственником которой является Нефедова Г.В. (л.д. 33).

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Нефедов В.В. был зарегистрирован в жилом помещении – трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м. (л.д. 83), принадлежащей на праве общей долевой собственности (по доли) родителям Нефедова В.В. - Нефедовой Т.И. и Нефедову В.Т. (л.д. 38-40).

ДД.ММ.ГГГГ у Нефедовых родился сын Нефедов И.В. (л.д. 32).

ДД.ММ.ГГГГ Нефедов В.В. и несовершеннолетний Нефедов И.В. были зарегистрированы по месту своего фактического проживания по адресу: <адрес> (л.д. 77).

Решением жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, семья Нефедова В.В., составом из 4-х человек, признана участницей подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2012 годы (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ Нефедов В.В. обратился ответчику с заявлением с приложенными документами о признании его и членов его семьи, нуждающимися в получении компенсации за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Саратовской области «Об ипотечном кредитовании» (л.д. 52 – 106).

Сообщением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Нефедову В.В. было отказано в признании его семьи нуждающимися в получении компенсации и постановке на жилищный учет в рамках реализации мероприятий Закона Саратовской области от 05 марта 2003 года № 14-ЗСО «Об ипотечном кредитовании», основанием отказа указано то, что семья совершила действия по намеренному ухудшению жилищных условий (л.д. 9).

Данные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о намеренном ухудшении истцами своих жилищных условий.

Так, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2011 года № 782-О-О указано, что ст. 53 Жилищного кодекса РФ, закрепляющая последствия немереного ухудшения гражданами своих жилищных условий, как ранее отмечал Конституционный суд РФ, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права; ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применении ст. 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (определения от 198 апреля 2007 года № 258-О-О и от 25 ноября2010 года № 1543-О-О).

Таким образом, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях следует считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пояснениями истцов в судебном заседании было установлено, что семья Нефедовых, состоящая с ДД.ММ.ГГГГ из 4-х человек (Нефедов В.В., Нефедова Г.В., малолетние Давыдов А.И. и Нефедов И.В.), с момента заключения брака Нефедова В.В. и Нефедовой (фамилия до брака – Зайцева) Г.В., то есть с ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживает по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство ответчиком опровергнуто не было.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Регистрация брака, а также рождение детей, не являются обстоятельствами, направленными на намеренное ухудшение жилищных условий.

При рассмотрении настоящего дела суду не было представлено доказательств наступления обстоятельств, которые в силу приведенных выше норм действующего законодательства и разъяснения Конституционного суда РФ могли расцениваться судом как намеренное ухудшение истцом и членами его семьи своих жилищных условий.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, из системного анализа вышеприведенных правовых норм, совокупности доказательств, имеющихся в деле, суд приходит к выводу о наличии у Нефедова В.В. права на постановку его семьи составом из 4-х человек на жилищный учет в качестве нуждающихся в получении компенсации. В связи с чем, отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ нельзя считать законным и обоснованным.

На основании изложенного суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Нефедова В.В., Нефедовой Г.В. о понуждении ответчика поставить семью Нефедова В.В., составом из 4-х человек, на учет в качестве нуждающихся в получении компенсации в рамках реализации мероприятий Закона Саратовской области от 05 марта 2003 года № 14-ЗСО «Об ипотечном жилищном кредитовании».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Нефедова В.В., Нефедовой В.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 18 февраля 2013 года в постановке на жилищный учет.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить семью Нефедова В.В., составом семьи 4 человека на учет в качестве нуждающихся в получении компенсации в рамках реализации мероприятий Закона Саратовской области от 05 марта 2003 года № 14-ЗСО «Об ипотечном жилищном кредитовании».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 17 апреля 2013 года.

Судья                                     Н.С. Смородинова

2-1892/2013 ~ М-1665/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нефедов Владислав Владимирович
Нефедова Галина Владимировна
Ответчики
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Смородинова Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
04.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2013Передача материалов судье
07.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2013Судебное заседание
01.04.2013Судебное заседание
12.04.2013Судебное заседание
17.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2013Дело оформлено
07.10.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее