Судья Завгородняя О.Г. дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2014 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А., Смирнова Е.А.,
по докладу судьи Морозовой Н.А.,
при секретаре Горб Е.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Троян А.А. на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 17 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноармейского района обратился в суд с заявлением в порядке ст.ст.45, 254 ГПК РФ о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края от 24.06.2013 года об освобождении Троян А.А. от призыва на военную службу. В обоснование требований указано, что прокуратурой Красноармейского района совместно с военным следственным отделом по Краснодарскому гарнизону проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району, от призыва на военную службу. Проверкой установлено, что <...> призывной комиссией муниципального образования Красноармейского района принято решение об освобождении Троян А.А., <...> года рождения, от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, категория годности «В». Ему выдан военный билет № <...> от <...> года. Кроме того вышеуказанное решение призывной комиссии незаконно, поскольку вынесено по документам не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и которые не дают ему право освобождения от прохождения военной службы. Просил признать решение призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края от <...> об освобождении Троян А.А. от призыва на военную службу незаконным.
В судебном заседании помощник прокурора Попов Н.Ф. поддержал, заявленные требования просил суд их удовлетворить.
Представитель военного комиссариата Краснодарского края и военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району по доверенности Бердникова К.С. просила принять решение на усмотрение суда.
Представитель Троян А.А. – адвокат Ильясова Р.А., назначенная в соответствии с требованиями ст.50 ГПК РФ, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 17 октября 2014 года заявление прокурора удовлетворено. Суд признал незаконным решение призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края от <...> об освобождении Троян А.А. от призыва на военную службу незаконным. Возложил на военный комиссариат Краснодарского края и призывную комиссию Красноармейского района Краснодарского края обязанность в виде организации мероприятий, связанных с призывом Троян А.А. на военную службу. Суд возложил на Троян А.А. обязанность явиться на призывную комиссию Красноармейского района Краснодарского края, сдать выданный ему военный билет и пройти мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В апелляционной жалобе Троян А.А. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Красноармейского района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав мнение представителя Троян А.А. по доверенности Троян А.А.., полагавшего решение суда подлежащим отмене, адвоката Траян А.А. по ордеру Васякина И.И., полагавшего решение суда подлежащим отмене, Троян А.А., настаивающего на удовлетворении доводов жалобы, прокурора Руденко М.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. №663, призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их решений, в том числе, и об освобождении от призыва на военную службу.
В соответствии с пунктами 13, 15, 19, 21, 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. №123, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас и ему, после утверждения этого решения призывной комиссией субъекта Российской Федерации, выдается военный билет установленного образца.
В соответствии с п. 22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Минобороны России и Минздрава России от 23 мая 2001 г. № 240/168, списки граждан, освобожденных от призыва на военную службу, вместе с их личными делами и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам - членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений и проведения при необходимости контрольного (очного или заочного) медицинского освидетельствования.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 23 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, правильность освобождения граждан от призыва на военную службу проверяет призывная комиссия субъекта Российской Федерации, на рассмотрение которой представляются личные дела данной категории призывников, которая до 15 июля (31 декабря), то есть, до окончания сроков призыва граждан на военную службу, предусмотренных ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», принимает решение об утверждении или отмене (в случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе) решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от призыва на военную службу.
То есть, согласно указанным требованиям закона, решения призывных комиссий муниципальных образований приобретают обязательный характер только после их утверждения призывной комиссией субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что решением призывной комиссии муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края от 24.06.2013 года призывник Троян А.А. признан ограничено годным к военной службе по состоянию здоровья («В»), в связи с чем, освобожден от призыва на военную службу, что подтверждается данными учетной карты гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
<...> отделом военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району Троян А.А. выдан военный билет № <...>.
В соответствии с материалами дела, лист медицинского освидетельствования содержит заключение врача-специалиста, в котором указано, что на основании статьи 62 пункт «в» расписания болезней и ТДТ (приложение к Постановлению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003г. №123) Троян А.А. установлена категория годности к военной службе «В» – ограниченно годен к военной службе.
Также, решением призывной комиссии Красноармейского района от 24.06.2013 года об освобождении Троян А.А. от призыва на военную службу, утверждено призывной комиссией военного комиссариата Краснодарского края.
Вышеуказанное решение принято призывной комиссией в рамках полномочий, предоставленных ч.1 ст.28 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года №53-Ф3, из которых следует, что на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу и принятию в отношении их, в том числе, решения об освобождении от призыва на военную службу.
В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. №663, пунктом 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007г. №400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии или военный комиссариата (приложение №32 к Инструкции), а именно: акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника; карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Из представленных суду материалов дела следует, что обжалуемое решение призывной комиссии вынесено в нарушение вышеуказанных норм закона, поскольку принято по документам не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и не дающим ему право освобождения от прохождения военной службы.
Кроме того данное обстоятельство подтверждается постановлением военного следственного отдела Следственного комитета РФ по Краснодарскому гарнизону, в соответствии с которым 13.08.2014 года старшим следователем военного следственного отдела СК по Краснодарскому гарнизону возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении начальника отдела военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району Кудинова С.А. по факту совершения действий, выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в дачи распоряжения подчиненным сотрудникам оформить Троян А.А. медицинские документы, в которые внесены несоответствующие действительности данные о якобы имеющемся заболевании <...>
В соответствии с постановлением Кудинов С.А., являясь должностным лицом,- начальником отдела военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району, отдал своему подчиненному- начальнику отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Коровину А.С. и врачу-терапевту Трандину В.А. распоряжение оформить Троян А.А. медицинские документы, необходимые для признания его ограниченно годным к военной службе.
В дальнейшем по указанию Трандина В.А., руководящего работой врачей медицинской комиссии при проведении военно-врачебной комиссии в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району, врачом МБУЗ «Красноармейская ЦРБ» Симоненко Р.Н. были оформлены все необходимые медицинские документы, в которые внесены несоответствующие действительности данные о якобы имеющемся у Троян А.А. заболевании - <...>
На основании указанных медицинских документов, в протокол заседания призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края от <...> <...> были внесены заведомо ложные сведения о наличии у Троян А.А. вышеуказанного заболевания и признании его призывной комиссией «В» - ограниченно годным к военной службе.
В соответствии с п.«в» ст.62 Расписания болезней Требований к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации Положения о военно-врачебной экспертизе, введенного в действие с 01.07.2003 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 года №123, граждане с вышеуказанным состоянием здоровья признаются ограниченно годными к военной службе и подлежат освобождению от ее прохождения.
Таким образом, действия Кудинова С.А. были квалифицированы по ч.1 ст.286 УК РФ, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Также в качестве доказательства обоснованности требований прокурора, суд признает приказ военного комиссара Краснодарского края <...> от <...> года, которым был отменен как противоречащий закону пункт приказа военного комиссара Краснодарского края в части присвоения воинского звания «рядовой запаса» Троян А.А.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение призывной комиссии муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края от <...> об освобождении Троян А.А. от призыва на военную службу является незаконным, нарушающим не персонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Категория годности к военной службе «В» – ограниченно годен к военной службе, Троян А.А. вынесена необоснованно.
Таким образом, решение призывной комиссии Красноармейского района Краснодарского края об освобождении данного призывника от призыва на военную службу является незаконным и подлежащим отмене, так вынесено по документам не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и не дающим ему право освобождения от прохождения военной службы.
Поскольку доказательств, опровергающих правильность доводов прокурора, в деле не имеется, следует признать состоятельным вывод суда о правомерности заявленных требований.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на законность принятого судебного решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 17 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Троян А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: