36RS0006-01-2021-006004-58
в„– 5-2020/2021
ПОСТАНОВЛЕНРР•
21 октября 2021 РіРѕРґР° СЃСѓРґСЊСЏ Центрального районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа Шевелева Р•.Р’. (Рі.Воронеж, СѓР».Комиссаржевской, Рґ.18Рђ), СЃ участием представителя РџРђРћ «МТС» РїРѕ доверенности Плотниковой Рќ.Р’., представителя УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РїРѕ доверенности Журавлевой Рњ.Рњ.,рассмотрев дело РѕР± административном правонарушении РІ отношении филиала РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» (394036, Воронежская область, Рі.Воронеж, СѓР».Пятницкого, Рґ.46; ОГРН 1027700047275, РРќРќ 7704028206), Рѕ привлечении Рє административной ответственности РїРѕ СЃС‚.17.7 РљРѕРђРџ Р Р¤,
установил:
Как следует РёР· протоколаоб административном правонарушении№ 61/21/36000-РђРџ РѕС‚ 07 сентября 2021 РіРѕРґР°, составленного начальником отдела правового обеспечения Рё ведения государственного реестра Рё контроля Р·Р° деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции РїРѕ возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Воронежской области Р§РёРєРѕРІРѕР№ Р–.Рќ. (Краснознаменная СѓР»., Рґ.2, Рі.Воронеж, 394006),18 РёСЋРЅСЏ 2021 РіРѕРґР° РІ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области поступило обращение Р¤РРћ1 Рѕ нарушении положений Федерального закона РѕС‚ 03.07.2016 в„– 230-ФЗ «О защите прав Рё законных интересов физических лиц РїСЂРё осуществлении деятельности РїРѕ возврату просроченной задолженности Рё Рѕ внесении изменений РІ Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности Рё микрофинансовых организациях». Р’ рамках рассмотрения обращения возбуждено дело РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования РѕС‚ 19 июля 2021 РіРѕРґР° в„–-РђР . РќР° основаниист.СЃС‚. 26.10, 28.7 РљРѕРђРџ Р Р¤, 21 июля 2021 РіРѕРґР° РІ РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» филиала РІ Воронежской области направлено определение РѕР± истребовании сведений, необходимых для разрешения дела РѕР± административно правонарушении. Р’ данном определении уполномоченным должностным лицом Управления, осуществляющим производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, запрошены сведения Рѕ принадлежности конкретному лицу абонентского номера, СЃ которого РЅР° абонентский номер заявителя поступали сообщения СЃ требованием оплаты задолженности. Согласно почтовому идентификатору 39492361001772 определение РѕР± истребовании сведений РѕС‚ 19.07.2021 в„– 36907/21/40069 получено юридическим лицом 09.08.2021. Однако истребуемые сведения, имеющие значение для разрешения дела РѕР± административном правонарушении, РЅРµ поступили РІ адрес Управления РґРѕ 13.08.2021. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью проведения административного расследования является восстановление нарушенных прав Рё законных интересов гражданина, непредставление РІ установленный СЃСЂРѕРє запрашиваемой информации препятствует законной деятельности государственного органа РїСЂРё проведении проверки РІ рамках дела РѕР± административном правонарушении. Принимая РІРѕ внимание, что определение РѕС‚ 19.07.2021 в„– 36907/21/40069 РѕР± истребовании сведений, необходимых для разрешения дела РѕР± административном правонарушении, направлено РІ адрес РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» филиал РІ Воронежской области РІ рамках проведения административного расследования РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, то непредоставление сведений СЃРѕ стороны РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» филиал РІ Воронежской области РІ указанный СЃСЂРѕРє является невыполнением законного требования должностного лица, осуществляющего производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
Действия юридического лица Филиала публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в Воронежской области квалифицированы ст.17.7 КоАП РФ.
Представитель ПАО «МТС» по доверенности Плотникова Н.В. считала, что отсутствует состав административного правонарушения, испрашиваемая информация не могла быть представлена на электронный адрес, поскольку содержит персональные данные, была направлена заявителю 10.08.2021 по средствам почты. Таким образом ответ ПАО «МТС» в УФССП по ВО не мог быть доставлен Почтой России 13 августа 2021 года, так как установленные почтой нормативные сроки предпочтовой подготовки и сроки пересылки могут в совокупности составлять 8 дней (без учета выходных и праздничных дней для предпочтовой подготовки). Кроме того, полагает, что протокол об административном правонарушении составлен не в отношении юридического лица, а в отношении филиала ПАО «МТС» в Воронежской области; извещение о составлении протокола об административном правонарушении в адрес юридического лица не направлялось; представлены письменные возражения.
Представитель УФССП России по Воронежской области по доверенности Журавлева М.М., пояснила, что протокол об административном правонарушении был составлен в отношении Филиала ПАО «МТС»; сведения не были представлены в установленный законом трехдневный срок.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, в том числе место время его совершения, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.
Объективная сторона правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
РР· содержания диспозиции приведенной РЅРѕСЂРјС‹ вытекает, что привлечение Рє административной ответственности РїРѕ данной РЅРѕСЂРјРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ лишь РІ том случае, если невыполнение требования, РІ данном случае должностного лица, осуществляющего производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, РЅРѕСЃРёС‚ умышленный характер, то есть имеет место быть РІРёРЅР° субъекта административного правонарушения РІ форме умысла.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно материалам дела, 18 РёСЋРЅСЏ 2021 РіРѕРґР° РІ Управление ФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области поступила жалоба Р¤РРћ1 РїРѕ факту нарушения РїСЂРё осуществлении деятельности РїРѕ возврату просроченной задолженности. Р’ жалобе Р¤РРћ1 указала, что ранее заключала онлайн займ СЃ компанией РћРћРћ «МКК «ББ Финанс», действующей РїРѕРґ названием В«GurucashВ». После появления просроченной задолженности ей начали поступать СѓРіСЂРѕР·С‹ РѕС‚ неизвестных лиц СЃ требованием погасить долг. Р¤РРћ1 считала, что было нарушено ее право, просила провести проверку РїРѕ данному факту Рё принять меры РІ отношении коллекторского агентства.
Определением начальника отдела правового обеспечения Рё ведения государственного реестра Рё контроля Р·Р° деятельностью лиц, осуществляющих функции РїРѕ возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Воронежской области Р§РёРєРѕРІРѕР№ Р–.Рќ. РѕС‚ 19.07.2021 было возбуждено дело РѕР± административном правонарушении РІ отношении неустановленного лица РїРѕ СЃС‚. 14.57 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё проведении административного расследования. РљРѕРїРёСЏ указанного определения была направлена потерпевшей Р¤РРћ1. почтовым отправлением (<адрес>).
Р’ соответствии СЃ требованиями СЃС‚.26.10 РљРѕРђРџ Р Р¤, СЃСѓРґСЊСЏ, орган, должностное лицо, РІ производстве которых находится дело РѕР± административном правонарушении, вправе вынести определение РѕР± истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, РІ том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Рстребуемые сведения должны быть направлены РІ трехдневный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ получения определения, Р° РїСЂРё совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. РџСЂРё невозможности представления указанных сведений организация обязана РІ трехдневный СЃСЂРѕРє уведомить РѕР± этом РІ письменной форме СЃСѓРґСЊСЋ, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В связи с тем, что для разрешения дела было необходимо выяснить, за каким лицом зарегистрирован абонентский № и с какого периода времени, начальникомотдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Чиковой Ж.Н. 19.07.2021 было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. ПАО «Мобильные Телесистемы» необходимо было в трехдневный срок со дня получения указанного определения направить в Управление Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области на адрес электронной почты opo@r36.fssp.gov.ruистребуемые сведения.
Согласно представленной в материалы дела копии списка внутренних почтовых отправлений от 30.07.2021, копия определения от 19.07.2021 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, была направлена в адрес ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (394036, г. Воронеж, ул. Пятницкого, д.46) заказным письмом.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39492361001772, 09.08.2021 ОАО «Мобильные ТелеСистемы» было получено определение от 19.07.2021 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. Таким образом, последним днем для реализации обязанности по предоставлению сведений являлось 12.08.2021.
Поскольку испрашиваемые сведения представлены не были, должностным лицом УФССП по Воронежской области бы было установлено в действиях юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, а именно: умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В адрес ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (г.Воронеж, ул.Пятницкого, д.46) направлялось извещение за № 36907/21/52506 от 23.08.2021 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39492361007903, 26.08.2021 письмо с извещением было вручено адресату почтальоном.
Между тем, как следует из представленных в ходе рассмотрения дела документов, ПАО «МТС» испрашиваемые сведения были переданы на почтовую отправку согласно внутреннему реестру № 19 от 10.08.2021. согласно списку сдачи в ОПс № 1 простых почтовых отправлений, с отметкой почты России ответ заявителю был передан на отправку в отделение Почты России 11.08.2021.
Таким образом, испрашиваемые сведения были направлены ПАО «МТС» в установленный трехдневный срок с момента получения определения от 19.07.2021 об истребовании сведений.
Не направление испрашиваемых сведений по средствам электронной почты было обусловлено следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Передача персональных данных РїРѕ электронной почте без использования сертифицированных систем криптографической защиты информации РІ соответствии СЃ Рнструкцией РѕР± организации Рё обеспечении безопасности хранения, обработки Рё передачи РїРѕ каналам СЃРІСЏР·Рё СЃ использованием средств сертифицированных систем криптографической защиты информации СЃ ограниченным доступом, РЅРµ содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной приказом ФАПСРот 13.06.2001 в„– 152.
Учитывая изложенное, передача персональных данных без использования сертифицированных систем криптографической защиты информации является нарушением требований к защите персональных данных.
Кроме того, как следует из протокола № 61/21/36000-АП от 07.09.2021 об административном правонарушении (л.д. 5-8), протокол составлен в отношении филиала ПАО «МТС» (адрес: г. Воронеж, ул. Пятницкого, д. 46). Юридический адрес данного юридического лица является: г. Москва, ул. Марксистская, 4, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, по смыслу статей 2.1, 2.10 КоАП РФ субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица. Филиал юридического лица субъектом административной ответственности не является.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «МТС» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет несколько филиалов, в том числе в Воронежской области (г. Воронеж, ул. Пятницкого, 46). Указанная выписка из ЕГРЮЛ по состоянию не содержит сведений о регистрации филиала ПАО «МТС» в Воронежской области в качестве самостоятельного юридического лица, в связи с чем, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ быть не может.
Кроме того, о составлении протокола об административном правонарушении был уведомлен филиал ПАО «МТС», а не само юридическое лицо по юридическому адресу.
Протокол был составлен в отсутствие надлежащего извещения юридического лица ПАО «МТС».
В нарушение закона копия протокола об административном правонарушении не была направлена юридическому лицу, чем общество было лишено право на защиту, а так же права на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представлении объяснений и замечаний по содержанию протокола, то есть не выполнение указанного процессуального действия повлекло для общества существенное нарушение прав юридического лица.
Отмеченные нарушения закона являются существенными, однако возможность их устранения на данной стадии процесса утрачена, поскольку протокол может быть возвращен должностному лицу, его составившему, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лишь на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
В связи с указанным дело об административном правонарушении в отношении филиала ПАО «МТС» по ст.17.7 КоАП РФ подлежит прекращению на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как филиал не является субъектом данного правонарушения, дело об административном правонарушении составлено с существенными недостатками КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5 ч.1 п.2, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Дело РѕР± административном правонарушении РІ отношении филиала РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» (394036, Воронежская область, Рі.Воронеж, СѓР».Пятницкого, Рґ.46; ОГРН 1027700047275, РРќРќ 7704028206) РїРѕ СЃС‚.17.7 РљРѕРђРџ Р Р¤ прекратить Р·Р° отсутствием состава административного правонарушения.
На постановление может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Шевелева Е.В.
36RS0006-01-2021-006004-58
в„– 5-2020/2021
ПОСТАНОВЛЕНРР•
21 октября 2021 РіРѕРґР° СЃСѓРґСЊСЏ Центрального районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа Шевелева Р•.Р’. (Рі.Воронеж, СѓР».Комиссаржевской, Рґ.18Рђ), СЃ участием представителя РџРђРћ «МТС» РїРѕ доверенности Плотниковой Рќ.Р’., представителя УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РїРѕ доверенности Журавлевой Рњ.Рњ.,рассмотрев дело РѕР± административном правонарушении РІ отношении филиала РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» (394036, Воронежская область, Рі.Воронеж, СѓР».Пятницкого, Рґ.46; ОГРН 1027700047275, РРќРќ 7704028206), Рѕ привлечении Рє административной ответственности РїРѕ СЃС‚.17.7 РљРѕРђРџ Р Р¤,
установил:
Как следует РёР· протоколаоб административном правонарушении№ 61/21/36000-РђРџ РѕС‚ 07 сентября 2021 РіРѕРґР°, составленного начальником отдела правового обеспечения Рё ведения государственного реестра Рё контроля Р·Р° деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции РїРѕ возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Воронежской области Р§РёРєРѕРІРѕР№ Р–.Рќ. (Краснознаменная СѓР»., Рґ.2, Рі.Воронеж, 394006),18 РёСЋРЅСЏ 2021 РіРѕРґР° РІ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области поступило обращение Р¤РРћ1 Рѕ нарушении положений Федерального закона РѕС‚ 03.07.2016 в„– 230-ФЗ «О защите прав Рё законных интересов физических лиц РїСЂРё осуществлении деятельности РїРѕ возврату просроченной задолженности Рё Рѕ внесении изменений РІ Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности Рё микрофинансовых организациях». Р’ рамках рассмотрения обращения возбуждено дело РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования РѕС‚ 19 июля 2021 РіРѕРґР° в„–-РђР . РќР° основаниист.СЃС‚. 26.10, 28.7 РљРѕРђРџ Р Р¤, 21 июля 2021 РіРѕРґР° РІ РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» филиала РІ Воронежской области направлено определение РѕР± истребовании сведений, необходимых для разрешения дела РѕР± административно правонарушении. Р’ данном определении уполномоченным должностным лицом Управления, осуществляющим производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, запрошены сведения Рѕ принадлежности конкретному лицу абонентского номера, СЃ которого РЅР° абонентский номер заявителя поступали сообщения СЃ требованием оплаты задолженности. Согласно почтовому идентификатору 39492361001772 определение РѕР± истребовании сведений РѕС‚ 19.07.2021 в„– 36907/21/40069 получено юридическим лицом 09.08.2021. Однако истребуемые сведения, имеющие значение для разрешения дела РѕР± административном правонарушении, РЅРµ поступили РІ адрес Управления РґРѕ 13.08.2021. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью проведения административного расследования является восстановление нарушенных прав Рё законных интересов гражданина, непредставление РІ установленный СЃСЂРѕРє запрашиваемой информации препятствует законной деятельности государственного органа РїСЂРё проведении проверки РІ рамках дела РѕР± административном правонарушении. Принимая РІРѕ внимание, что определение РѕС‚ 19.07.2021 в„– 36907/21/40069 РѕР± истребовании сведений, необходимых для разрешения дела РѕР± административном правонарушении, направлено РІ адрес РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» филиал РІ Воронежской области РІ рамках проведения административного расследования РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, то непредоставление сведений СЃРѕ стороны РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» филиал РІ Воронежской области РІ указанный СЃСЂРѕРє является невыполнением законного требования должностного лица, осуществляющего производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении.
Действия юридического лица Филиала публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» в Воронежской области квалифицированы ст.17.7 КоАП РФ.
Представитель ПАО «МТС» по доверенности Плотникова Н.В. считала, что отсутствует состав административного правонарушения, испрашиваемая информация не могла быть представлена на электронный адрес, поскольку содержит персональные данные, была направлена заявителю 10.08.2021 по средствам почты. Таким образом ответ ПАО «МТС» в УФССП по ВО не мог быть доставлен Почтой России 13 августа 2021 года, так как установленные почтой нормативные сроки предпочтовой подготовки и сроки пересылки могут в совокупности составлять 8 дней (без учета выходных и праздничных дней для предпочтовой подготовки). Кроме того, полагает, что протокол об административном правонарушении составлен не в отношении юридического лица, а в отношении филиала ПАО «МТС» в Воронежской области; извещение о составлении протокола об административном правонарушении в адрес юридического лица не направлялось; представлены письменные возражения.
Представитель УФССП России по Воронежской области по доверенности Журавлева М.М., пояснила, что протокол об административном правонарушении был составлен в отношении Филиала ПАО «МТС»; сведения не были представлены в установленный законом трехдневный срок.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, в том числе место время его совершения, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.
Объективная сторона правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
РР· содержания диспозиции приведенной РЅРѕСЂРјС‹ вытекает, что привлечение Рє административной ответственности РїРѕ данной РЅРѕСЂРјРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ лишь РІ том случае, если невыполнение требования, РІ данном случае должностного лица, осуществляющего производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, РЅРѕСЃРёС‚ умышленный характер, то есть имеет место быть РІРёРЅР° субъекта административного правонарушения РІ форме умысла.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно материалам дела, 18 РёСЋРЅСЏ 2021 РіРѕРґР° РІ Управление ФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области поступила жалоба Р¤РРћ1 РїРѕ факту нарушения РїСЂРё осуществлении деятельности РїРѕ возврату просроченной задолженности. Р’ жалобе Р¤РРћ1 указала, что ранее заключала онлайн займ СЃ компанией РћРћРћ «МКК «ББ Финанс», действующей РїРѕРґ названием В«GurucashВ». После появления просроченной задолженности ей начали поступать СѓРіСЂРѕР·С‹ РѕС‚ неизвестных лиц СЃ требованием погасить долг. Р¤РРћ1 считала, что было нарушено ее право, просила провести проверку РїРѕ данному факту Рё принять меры РІ отношении коллекторского агентства.
Определением начальника отдела правового обеспечения Рё ведения государственного реестра Рё контроля Р·Р° деятельностью лиц, осуществляющих функции РїРѕ возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Воронежской области Р§РёРєРѕРІРѕР№ Р–.Рќ. РѕС‚ 19.07.2021 было возбуждено дело РѕР± административном правонарушении РІ отношении неустановленного лица РїРѕ СЃС‚. 14.57 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё проведении административного расследования. РљРѕРїРёСЏ указанного определения была направлена потерпевшей Р¤РРћ1. почтовым отправлением (<адрес>).
Р’ соответствии СЃ требованиями СЃС‚.26.10 РљРѕРђРџ Р Р¤, СЃСѓРґСЊСЏ, орган, должностное лицо, РІ производстве которых находится дело РѕР± административном правонарушении, вправе вынести определение РѕР± истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, РІ том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Рстребуемые сведения должны быть направлены РІ трехдневный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ получения определения, Р° РїСЂРё совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. РџСЂРё невозможности представления указанных сведений организация обязана РІ трехдневный СЃСЂРѕРє уведомить РѕР± этом РІ письменной форме СЃСѓРґСЊСЋ, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В связи с тем, что для разрешения дела было необходимо выяснить, за каким лицом зарегистрирован абонентский № и с какого периода времени, начальникомотдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Чиковой Ж.Н. 19.07.2021 было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. ПАО «Мобильные Телесистемы» необходимо было в трехдневный срок со дня получения указанного определения направить в Управление Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области на адрес электронной почты opo@r36.fssp.gov.ruистребуемые сведения.
Согласно представленной в материалы дела копии списка внутренних почтовых отправлений от 30.07.2021, копия определения от 19.07.2021 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, была направлена в адрес ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (394036, г. Воронеж, ул. Пятницкого, д.46) заказным письмом.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39492361001772, 09.08.2021 ОАО «Мобильные ТелеСистемы» было получено определение от 19.07.2021 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. Таким образом, последним днем для реализации обязанности по предоставлению сведений являлось 12.08.2021.
Поскольку испрашиваемые сведения представлены не были, должностным лицом УФССП по Воронежской области бы было установлено в действиях юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, а именно: умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В адрес ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (г.Воронеж, ул.Пятницкого, д.46) направлялось извещение за № 36907/21/52506 от 23.08.2021 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39492361007903, 26.08.2021 письмо с извещением было вручено адресату почтальоном.
Между тем, как следует из представленных в ходе рассмотрения дела документов, ПАО «МТС» испрашиваемые сведения были переданы на почтовую отправку согласно внутреннему реестру № 19 от 10.08.2021. согласно списку сдачи в ОПс № 1 простых почтовых отправлений, с отметкой почты России ответ заявителю был передан на отправку в отделение Почты России 11.08.2021.
Таким образом, испрашиваемые сведения были направлены ПАО «МТС» в установленный трехдневный срок с момента получения определения от 19.07.2021 об истребовании сведений.
Не направление испрашиваемых сведений по средствам электронной почты было обусловлено следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
Передача персональных данных РїРѕ электронной почте без использования сертифицированных систем криптографической защиты информации РІ соответствии СЃ Рнструкцией РѕР± организации Рё обеспечении безопасности хранения, обработки Рё передачи РїРѕ каналам СЃРІСЏР·Рё СЃ использованием средств сертифицированных систем криптографической защиты информации СЃ ограниченным доступом, РЅРµ содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной приказом ФАПСРот 13.06.2001 в„– 152.
Учитывая изложенное, передача персональных данных без использования сертифицированных систем криптографической защиты информации является нарушением требований к защите персональных данных.
Кроме того, как следует из протокола № 61/21/36000-АП от 07.09.2021 об административном правонарушении (л.д. 5-8), протокол составлен в отношении филиала ПАО «МТС» (адрес: г. Воронеж, ул. Пятницкого, д. 46). Юридический адрес данного юридического лица является: г. Москва, ул. Марксистская, 4, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, по смыслу статей 2.1, 2.10 КоАП РФ субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица. Филиал юридического лица субъектом административной ответственности не является.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ПАО «МТС» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет несколько филиалов, в том числе в Воронежской области (г. Воронеж, ул. Пятницкого, 46). Указанная выписка из ЕГРЮЛ по состоянию не содержит сведений о регистрации филиала ПАО «МТС» в Воронежской области в качестве самостоятельного юридического лица, в связи с чем, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ быть не может.
Кроме того, о составлении протокола об административном правонарушении был уведомлен филиал ПАО «МТС», а не само юридическое лицо по юридическому адресу.
Протокол был составлен в отсутствие надлежащего извещения юридического лица ПАО «МТС».
В нарушение закона копия протокола об административном правонарушении не была направлена юридическому лицу, чем общество было лишено право на защиту, а так же права на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представлении объяснений и замечаний по содержанию протокола, то есть не выполнение указанного процессуального действия повлекло для общества существенное нарушение прав юридического лица.
Отмеченные нарушения закона являются существенными, однако возможность их устранения на данной стадии процесса утрачена, поскольку протокол может быть возвращен должностному лицу, его составившему, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лишь на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
В связи с указанным дело об административном правонарушении в отношении филиала ПАО «МТС» по ст.17.7 КоАП РФ подлежит прекращению на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как филиал не является субъектом данного правонарушения, дело об административном правонарушении составлено с существенными недостатками КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5 ч.1 п.2, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Дело РѕР± административном правонарушении РІ отношении филиала РџРђРћ «Мобильные ТелеСистемы» (394036, Воронежская область, Рі.Воронеж, СѓР».Пятницкого, Рґ.46; ОГРН 1027700047275, РРќРќ 7704028206) РїРѕ СЃС‚.17.7 РљРѕРђРџ Р Р¤ прекратить Р·Р° отсутствием состава административного правонарушения.
На постановление может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Шевелева Е.В.