Дело № 2-1-8561/1/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Ермиковой Т.В.,
при секретаре Титковой О.В.,
с участием прокурора Власовой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 27 ноября 2019 года гражданское дело по иску Романова А.А. к Стронюку С.Ю. о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
27 сентября 2019 года Романов А.А. обратился в Калужский районный суд Калужской области с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что в результате совершения ответчиком преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 Уголовного кодекса РФ, скончался отец истца – Романов В.А., а истцу был причинен моральный вред. Истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 350000 рублей, а также расходы на оплату юридических услуг 30000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Романов Е.А..
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить, пояснил, что с детского возраста проживал совместно с отцом, между ними имелась тесная родственная связь и доверительные отношения; в связи со смертью отца испытал тяжелые нравственные страдания. Представитель истца Шилов Р.В. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что истцом не представлено доказательств нарушения его личных неимущественных прав, поскольку его отец на момент случившегося проживал один в <адрес>, а также полагая заявленную сумму компенсации морального вреда существенно завышенной.
Третье лицо Романов Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № 2-1-4104/2019, заслушав заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, однако заявленный размер компенсации морального вреда подлежащим снижению, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Стронюк С.Ю. причинил по неосторожности смерть Романову А.В. при следующих обстоятельствах. В период с 22 часов 00 минут до 23 часов 12 минут 10 июня 2017 года в <адрес> Стронюк С.Ю., находясь в 20 метрах от гаража, расположенного у <адрес>, в ходе конфликта с Романовым А.В., из личной неприязни нанес последнему один удар кулаком в голову, от которого Романов А.В. упал на обочину дороги, ударившись головой и телом о твердое дорожное покрытие. В результате преступных действий Стронюка С.Ю. Романову А.В. были причинены телесные повреждения в виде: гематомы и ссадины в лобной области справа, двух гематом на волосистой части головы и ссадины на передней поверхности правого предплечья, которые вреда здоровья не причинили; внутримозговой гематомы в белом веществе левых лобной, височной и теменной долей с прорывом крови в желудочки мозга, диффузное субарахноидальное кровоизлияние, ссадина в затылочной области, причинившие тяжкий вред здоровью, от которых в 18 часов 40 минут 11 июля 2017 года в НИИ СП им. Склифосовского наступила смерть Романова А.В. При этом Стронюк С.Ю. проявил преступную небрежность, то есть не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде наступления смерти Романова А.В., хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Вступившим в законную силу приговором Малоярославецкого районного суда Калужской области от 24 мая 2018 года Стронюк С.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 Уголовного кодекса РФ, ему назначено наказание в виде 1 года ограничения свободы; осужденному Стронюку С.Ю. установлены ограничения: не выезжать за пределы территории города Калуги, не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; на Стронюка С.Ю. возложена обязанность один раз в месяц являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы в дни, установленные данным органом.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу приговором Малоярославецкого районного суда Калужской области от 24 мая 2018 года и в соответствии с положениями ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не подлежат доказыванию вновь.
Романов А.А. является сыном умершего Романова А.В. и проживал с ним по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о рождении и выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса РФ; компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст.1101 ГК РФ).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.121994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указано, что суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
При этом перечень видов нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, приведенный в вышеуказанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не является исчерпывающим. Моральный вред, заключающийся в нравственных переживаниях в связи с утратой родственника, на что указано в пункте 2 Постановления, также не предполагает действий причинителя вреда непосредственно в отношении родственников погибшего.
Из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», следует, что при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических и нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размер компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда (абзац 3 пункта 32).
Согласно пояснениям истца он с детства проживал с отцом, имел с ним близкие и доверительные отношения, испытывает сильные переживания и нравственные страдания в связи с потерей близкого человека, невосполнимостью данной утраты.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что причиненный истцу моральный вред подлежит возмещению ответчиком.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание материальное положение ответчика, а также то, что приговором Малоярославецкого районного суда Калужской области от 24 мая 2018 года установлено, что поводом для совершения Стронюком С.Ю. преступления явилось противоправное поведение потерпевшего Романова А.В., который в ходе конфликта с ответчиком вел себя агрессивно по отношению к несовершеннолетнему сыну Стронюка С.Ю., в том числе применял к нему физическую силу. Совершенное ответчиком преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести, совершено по неосторожности.
С учетом изложенного суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда в сумме 350000 рублей.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств нарушения его личных неимущественных прав, поскольку его отец на момент случившегося проживал один в <адрес>, не основаны на совокупности достоверных и достаточных доказательств, в связи с чем, судом не принимаются.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 350 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░